6. Сознание. Символические структур

    Шестой уровень сознания - символы трансформации (восхождения сознания).

    На каждом этапе или уровне эволюции разновидность самости, равно как и соответствующее ей чувство реальности порождаются, главным образом, за счёт сложной трансформации предыдущей стадии. Таким образом, каждый возникающий уровень является не столько полным отрицанием предыдущего или производным от него, сколько его преобразованием и превосхождением. «Путь эволюции, ведущий человечество от бессознательного к сознанию – говорит психолог-юнгианец Нейман, - это путь, проложенный трансформациями и восхождению либидо (которое в юнгианской психологии считается не сексуальной энергией, а нейтральной психической энергией вообще)».    Стоит всмотреться в природу самих преобразователей, и тогда станет понятно, что каждое преобразование осуществляется или, по крайне мере сопровождается неким типом символической структуры (слово «символ» используется здесь в наиболее широком смысле). По словам Юнга: «механизмом, который трансформирует энергию, является символ». Как понять?
   
    Из толкового словаря. Символ -  условный знак какого-либо понятия, явления, идеи. Знак - пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь. В данном случае мы хотим обозначить уровни Сознания. Каким образом? С помощью слов - символов (так мы условились) для каждого уровня Сознания, которые и будут определять его структуру, символическую структуру.
   
    Основные типы символических структур: плерома (единство со всем сущим) уроборические формы (отделения своего «я» от всего остального), осевой образ ( ощущение своего тела как своё «я» ), конкретный образ (различение других образов кроме себя), слово-и-имя (разделение своего «я» от других «я»), концепция членства ( общение с другими «я»). Каждая из этих  символических структур (здесь символ – это название структуры) способна порождать отличный от других тип представлений и потому тесно связана с определённым видом эволюционного преобразования, или восхождения  сознания.
   
    Рассмотрим формы времени, характеризующие каждую из стадий внешней дуги (развитие сознание идёт за счёт внешнего мира человека).

    Форму времени на плеромно-уроборической стадии (если их взять вместе) можно назвать вневременной в смысле довременности, безначальности и бесконечности, не знающей никакой последовательности событий. Хотя младенец, несомненно, осознаёт некоторые события, он не способен ни ухватить их во временном отношении, ни даже отделить себя от них. Однако с возникновением и появлением на сцене осевых образов это примитивное, довременное сознание трансформируется в постижение преходящего настоящего, сначала смутного и неясного, но, тем не менее, настоящего. Таким образом, довремённость уступает место первому из времён: простому преходящему настоящему, и эта трансформация, этот рост  осознания, стали возможны благодаря активности осевого образа, ибо он даёт младенцу способность переносить недифференцированное плеромное осознание на специфические наличные объекты.
   
     С возникновением конкретного образа простое настоящее трансформируется в расширенное, или длящееся настоящее, поскольку образ может представлять отсутствующие объекты и отсутствующих людей и, значит, распознавать иные моменты настоящего, чем тот, который непосредственно имеет место. Впрочем, сам образ не может представлять или составлять в осознании расширенную серию какой-то длительности, или последовательность событий во времени. Однако развитие языка – символические структуры слов-и-имени – несёт с собой способность распознавать серии событий и последовательности действий, а, значит, воспринимать не представленный в настоящем мир.  Другими словами, данные символические структуры трансформируют настоящий момент во временной, окружённый прошлым и будущем. Именно так слово-и-имя преобразует преходящее настоящее уровня осевого тела во временную продолжительность  уровня вербального членства. Это позволяет сознанию трансцендировать настоящий момент в решающем и далеко идущем восхождении. А следующая из главных символических структур – синтаксическая мысль – создаёт ясную и прочную ментальную структуру прошлых и будущих времён. Таким образом, на каждом уровне эволюции соответствующая символическая структура, сама возникающая на этом уровне, трансформирует каждую частную форму времени и тем самым задаёт ритм восхождению сознания. Сходные трансформации происходят в эмоциональной, мотивационной и волевой жизни индивида.
   
    Исходная океаническая форма уроборического уровня преобразуется  при помощи осевого образа в индивидуальный телесный принцип удовольствия. С помощью того же инструмента младенец начинает конструировать и представлять внешний мир, он уходит из инфантильной материальности и уроборической включённости и учится смещать фокус осознания с материального космоса на поверхность собственного организма (своё телесное «эго»), одновременно пробуя дифференцировать своё тело от непосредственного окружения. Осевой образ преобразует океанические чувства, настроения и эйфорию в явное телесное удовольствие, имеющее решающее значение для становления и формирования телесной основы системы самости. Трансформация продолжается: младенец рано начинает ассоциировать телесное удовольствие с присутствием некоторых значимых объектов, как правило, материнского существа и   «хорошей груди».
   
    Тем не менее, с возникновением следующей главной символической структуры, подлинного образа, он может просто воображать события (мечтать и помнить?), приносящие удовольствие, так что сам образ будет пробуждать и поддерживать реакцию удовольствия (инерция?). Получается, что младенец способен хотеть. Так образ трансформирует принцип телесного удовольствия в мерило умственного желания. Сходным образом, возникновение языка – слова и имени, расширенного времени, культурно согласованной реальности – трансформирует глобальное исполнение желания, стремления  и цели (возникновение и отделение того к чему  стремится?).
   
    Эволюция сознания – его восхождение – отмечена рядом важных трансформаций, которые опосредуются или сопровождаются  символическими структурами различных типов. На каждой стадии восхождения соответствующая структура, сама возникающая на этой стадии, преобразует каждую отдельную форму сознания в следующую, более высокую форму. При возникновении в сознании такой следующей формы самость отождествляется с этой структурой, дифференцирует себя от предшествующей низшей структуры, и затем трансцендирует низшие структуры – и потому может оперировать ими, равно как и интегрировать их. Таково восхождение сознания, и оно продолжается до предела в самом Атмане (который, единственный из всех стадий, превосходит все символы и формы,  – они там больше  не нужны и являются только помехой на пути к Бесформенному).
   
    Моё понимание выше написанного, что  Сознание само создаёт чувственные ощущения форм внешнего мира, который недоступен Сознанию (Сознание его представляет), так же как и, на основании этих ощущений,  строит свой внутренний мир.  Возможно, окружающий мир существует, но познать его Сознание может только в определённом ракурсе - представлением. Множеством представлений – циклов жизни. Создавая этим виртуальную реальность. Является ли само сознание случайностью, возникшее единожды и существующее бесконечно? Если это так, то как же Оно одиноко! Только погружаясь в  виртуальную реальность, Сознание уходит от  одиночества.

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.


Рецензии