Философия Древнего Востока. Вопросы для экзамена
1. Актуальность изучения философии Древнего Востока в современном социокультурном контексте.
2. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.
3. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике.
4. Древний Восток как парадигма мышления. Интегративные характеристики древневосточных культур.
5. Религиозно-философские учения Древнего Востока. Общая характеристика.
6. Этическая компонента философии Древнего Востока. Добро и зло как смыслополагающие категории мировоззрения.
7. Понятие древности и его интерпретации в философии Востока.
8. Проблема передачи философских знаний в древнем мире. Восточная специфика.
9. Взаимоотношения элиты и массы как одна из социально-философских проблем Древнего Востока.
10. Космогонические мифы и их роль в философии Древнего Востока.
11. Философские воззрения древних египтян. Общая характеристика.
12. Философская мысль древнего Египта о материальной первооснове мира.
13. Философский скептицизм древнего Египта.
14. Смерть и бессмертие как основные философские проблемы древних Египта и Месопотамии.
15. «Книга мёртвых» как философский источник. Аналогия египетской и тибетской версий.
16. Философские взгляды жителей древней Месопотамии.
17. Религиозно-философские особенности зороастризма.
18. Религиозно-философские течения древней Индии.
19. Ведийская мифология как протофилософия.
20. «Веды» как религиозно-философский источник. Обзор основных книг.
21. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории (неортодоксальные системы: буддизм и джайнизм; шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это – нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса).
22. Философские искания Сиддхартхи Гаутамы. Выбор «срединного пути».
23. Буддизм как диалектика традиционализма и критического подхода к социальной реальности.
24. Учение о 4-х «благородных истинах» буддизма.
25. Буддийская концепция нирваны.
26. Понятия «кармы» и «сансары» в буддизме.
27. «Три учения» (сань цзяо) древнего Китая, их общие и специфические черты (буддизм, даосизм, конфуцианство).
28. Шесть основных философских школ Древнего Китая (конфуцианство, моизм, школа Закона (легизм), даосизм, школа «Инь-Ян» (натурфилософы), школа имён).
29. Не-деяние (у-вэй) как философская категория даосов.
30. «Книга Пути и Благодати» («Дао Дэ Цзин»). Анализ источника.
31. «Философия Пути» в китайском искусстве.
32. Взаимодействие начал Инь и Ян. Идея Великого Предела – Тайцзи.
33. Концепция бессмертия у даосов.
34. Философское значение древнекитайской «И-цзин» (Книги Перемен).
35. Этическая проблематика Конфуция. Общая характеристика.
36. «Беседы и суждения» («Лунь юй») Конфуция как памятник древнекитайской философии. Структура, основные темы и идеи произведения.
37. Идеологическая полемика конфуцианства и легизма.
38. Специфика идеологических построений Школы Закона. Общая характеристика.
39. Идеи основных представителей легизма: Шэнь Бухай, Гуань Чжун, Шан Ян, Вэй Ляо-цзы. Общие и специфические черты.
40. Роль и значение неоконфуцианства в китайской культуре. Идеи «пятерых учителей эпохи Сун» (Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай, Чэн Хао и Чэн И) и их дальнейшее развитие.
41. Влияние древнекитайской философии на культуры Кореи, Вьетнама и Японии.
42. Личность Бодхидхармы и её значение для восточной философии.
43. Дзэн как практическая философия духа. Основные характеристики Учения.
44. Культурная преемственность философских идей в странах Юго-Восточной Азии.
45. Влияние дзэн-буддизма на традиционные культуры Востока и инновационные культуры Запада.
46. Философские идеи японского синтоизма.
47. «Кодзики» и «Нихонги» как философско-мифологические источники.
48. «Общество и личность» как социально-философская проблема древневосточных культур. «Политика забивания гвоздей».
49. Проблема восточного этноцентризма. Анализ на основе первоисточников.
50. Диалектика религии и философии на Востоке. Союз интуиции и логики.
Свидетельство о публикации №218020901218