В армии и после службы

В армии и после службы

В армии служил я с большим удовольствием. Кроме обучения военному искусству, получил навыки работы на асфальтоукладчике и катке. Войска, где мне довелось служить, назывались красиво - инженерно-строительные, и  довелось мне строить участок дороги Москва - Краснодар.
Во время службы сказался недостаток знаний из-за моего военного детства. Когда спрашивали, сколько классов окончил, с улыбкой отвечал: «Один букварь на двоих с братом искурили». Невеселая шутка. Но надо было осваивать новую профессию шофера. А там одно электрооборудование чего стоило. Сдружился с ребятами, вместе обучались на курсах шоферов, по-доброму помогали. В свободное время увольнительных ходили на базар. Наша часть стояла в Ростове – на – Дону. В армии вместе со мной служили и ребята много старше меня по возрасту, но отношение ко мне с их стороны - скорее покровительственное. Служить нравилось. Ни о какой дедовщине в ту пору и речи не было. Получил права, больше года шоферил.

Служба продолжалась три года.  Перед окончанием  комсомольский вожак уговорил  группу демобилизованных ехать в Сибирь на комсомольскую стройку. Нам всем  были куплены билеты до станции Зима. Поехали все дружно, но по дороге коллектив рассыпался. Незаметно исчез и комсомольский организатор этой поездки. И в Сибирь приехали мы вдвоем с Мишкой. Вышли на станции Зима в Иркутской области.  Зима тут была уже в полном разгаре, а одежонка у нас, солдатиков, южная. Денежек в кармане не шиша, есть хочется, переночевать негде. Пошли искать работу. Утром нанялись за какую-то сумму вырыть колодец. Нам выдали инструменты, устроили с ночлегом, предварительно заключив с нами договор, выдали небольшой аванс. Когда «Объект» был закончен и сдан в эксплуатацию, мой сослуживец Мишка, получив расчет, уехал в нужном ему направлении.

        Мне предстояло одному осваивать сибирские морозы в истрепанном солдатском бушлатике и разорванных на коленках галифе. Нашелся человек, который пригласил меня работать во вновь открывающийся леспромхоз в зоне строительства Братской ГЭС. Шли мы с ним пешком  по тайге почти два дня, дошли, устроились на работу. Поселили в общежитие, выдали теплую спецодежду, валенки.
        Через несколько дней, присмотревшись ко мне, предложили работу шофера на бензовозе. Необходимо каждый день рано утром выезжать в Братск за 600 км, получать бензин, возвращаться обратно. Ну, надо отметить, что дороги были никакими, или, точнее, никаких дорог.

         В летнюю пору еще предстояло преодолевать паромную переправу. В таежном лесу встречались речки безымянные с самодельными мостами. Не одну ночь приходилось мне коротать у этих мостов или на пароме.
 Но жизнь была прекрасна! Работа нравилась, появились верные друзья Володя Васильев, Михаил Лопандин, Гриша Киореску, Володя Райков, Володя Чмелев, механиком работал Василий Кондратьевич, зав.гаражом Тукачев Михаил Дмитриевич.   С ними мы дружили долгие годы.

       Время бежало быстро, работа спорилась, с друзьями жили в общежитии тоже весело. Нравилась мне Люся Макарова, но был я довольно стеснительным. Не дождавшись моих ухаживаний,  Люся уехала и вышла замуж за одного из моих знакомых. В леспромхозе готовили ложе для Братского водохранилища, поселок три раза переезжал все выше и выше от подтопляемой зоны водохранилища. На работе  имел определенные успехи, награждали грамотами, премиями, получил даже радиолу в подарок. Один раз съездил в отпуск к родителям на Украину. Заезжал в Кустанай, где служил мой брат Гриша, но в свой целинный поселок не попал.
2013 г. (Из воспоминаний Ю.Билыка)


Рецензии