А жизнь могла быть другой

 Судьба испытывала ее на прочность несколько раз, давая шанс начать все сначала. Два раза медикам и матери удалось вырвать ее из лап смерти, но борьба все равно оказалась неравной. В третий раз сердце ее не выдержало.

Отличница по жизни

 Она сама не знала, зачем нужно всегда и во всем быть первой. Когда мама отвела Наташу в первый класс и спросила, как она собирается учиться, та ответила с гордо поднятой головой:
- Только на одни пятерки!
Девочка была действительно способная. Но самой главной чертой характера была гордость, как потом сама охарактеризовала себя Наталья Михайловна, гордыня. Именно из-за этого ни в школе, ни потом в университете у нее не было ни подруг, ни друзей. Настоящих. На первом месте всегда стояла учеба, потом общественные дела, а только потом общение со сверстниками. Как только Наташа видела, что кто-то лучше нее пишет сочинение или отвечает у доски, она переставала с ними общаться. Школу закончила с золотой медалью, потом легко поступила в университет. Тут тоже с первой сессии зарекомендовала себя как человек, для которого важнее пятерки ничего в жизни нет. Была она не красавица, но с правильными чертами лица и очень большими выразительными глазами. Однокурсники пытались за ней ухаживать, но она была неприступна. Вскоре все попытки были оставлены. За глаза ее называли «Зубрилой» и «Синим чулком».
И все же любовь настигает и таких неприступных особ. Наташа влюбилась в пятикурсника, который оказался уже женат. А в это время  студент Игорь с соседней группы тайком вздыхал и писал для нее стихи. Наталья осунулась, похудела, на время забросила учебу. Но потом сказала себе:
 - Любовь-любовью, но главное для меня карьера. Никогда в жизни я больше не буду плакать из-за мужчин. Впереди - защита диплома и работа над диссертацией.
  Предложение Игоря после распределения стать его женой Наталья со смехом отвергла. Она блестяще защитилась, потом поступила в аспирантуру, а в 25 лет стала кандидатом биологических наук.

Уж замуж невтерпеж

 Почти все однокурсницы вышли замуж, родили детей. Наталью Михайловну это не интересовало, она с головой ушла в науку, работала допоздна и практически без выходных. Шеф предложил тему для докторской диссертации, все шло по намеченному плану. И вдруг – первые звоночки. Как-то на заседании кафедры Наталье стало плохо, пришлось вызывать неотложку. После курса лечения врачи порекомендовали подлечиться в санатории и поменять место жительства.
 Мы познакомились с Натальей в «Красиво», подружились. Мой муж нашел ей работу в Белгороде, где она пробыла, наверно, с год. Потом все же Наталья Михайловна решила вернуться на кафедру в Подмосковье, чтобы завершить свою тему.
 Кто правит нами? Почему планы рушатся, а судьбы ломаются? В поезде Наташа познакомилась с Владимиром, и влюбилась. На этот раз чувство было взаимным. Только он был уже однажды женат. В первом браке, который распался год назад, остался сын. Наталья умом понимала, что выходить замуж за разведенного, не входило в ее планы. Но к тому времени ей исполнилось уже тридцать, и женихи в очереди к ней не стояли. Наташа вышла замуж через полгода, хотя вся родня была против этого брака. Мама даже не пришла на свадьбу, оплакивая судьбу дочери. Может быть, материнское сердце чувствовало надвигающуюся беду?

Перестройка перечеркнула всю карьеру

 А дальше пошло все, как в плохих романах. Наташа родила двоих девочек, муж ей по дому практически не помогал, стараясь заработать деньги на содержание семьи. Он тоже работал в научно-исследовательском институте, брал темы, преподавал вечером в университете. Жили на квартире. Денег катастрофически не хватало. Когда друг мужа предложил хорошую должность и квартиру в Чите, Наталья сразу согласилась.
- Я вспоминаю эти годы с радостью, - написала мне потом Наташа,- работа шла отлично, были статьи, монографии, заявки на изобретения, почти была готова докторская. А потом начались кадровые перестройки, мужа перевели в Новосибирск. Мне пришлось ехать с ним и снова  жизнь начинать с нуля.
Говорят, что два переезда равны одному пожару. Так и у Натальи. Бытовая неустроенность, новая работа, где ей могли предложить только должность младшего сотрудника, а тут еще усилилась страсть мужа к алкоголю.  Она пыталась расстаться с ним, но он обещал исправиться. Некоторое время не пил, потом снова уходил в запой. В очередной трезвый период жизни Наташа решила уйти от проблем на работе чисто женским методом: ушла в декрет. Муж хотел сына, но снова родилась дочь.
 Вовсю шла перестройка. В институтах зарплату не платили, а троих детей надо кормить. Муж создал свою фирму.
- Я сначала обрадовалась, потому что появились деньги, - делилась со мной Наташа, - а потом эти большие деньги снова затянули его в алкогольный омут. Он испортил в семье все: не ладил ни с моей мамой, ни с детьми, не говоря уже обо мне. А потом его разбил инсульт.
Как – то случайно Наталья Михайловна встретила Игоря, который предлагал ей руку и сердце. Он был доктором наук,  директором института, имел коттедж, личную машину. Женился поздно, но у него уже рос сынишка. Узнав все это, Наташа с горечью подумала: «А ведь это у меня могла быть такая жизнь!»
 Но упущенного не вернешь. Сидя с детьми, Наталья умудрилась окончить бухгалтерские курсы. Как они ей пригодились! Все дела по фирме пришлось взвалить на себя. Муж стал инвалидом 1 группы, он не поднимался и не говорил. Кроме всех этих бед пришла еще одна: налоговая проверка показала, что муж вел двойную бухгалтерию. Наложили такие штрафы, что фирму просто пришлось бросить.
 Так мать троих детей, почти доктор наук, осталась без средств к существованию и с мужем-инвалидом. Только мама всегда была рядом и помогала, как могла.

Два раза в когтях у смерти

 Пришла беда – отворяй ворота. Когда муж стал инвалидом, младшей дочери исполнилось 4 годика. Старшие учились в университете. Наталья, укротив свою гордость, попросилась обратно в институт. Но проработала недолго. В 1996 году у нее случился инфаркт, врачи еле спасли ее. Как считает сама Наташа, Бог сохранил ее ради детей. Почти год пробыла на больничном, потом приятельница помогла ей устроиться в отдел соц защиты района. Потеря любимой работы, здоровья и лежачий муж, постоянная нехватка денег – все это не способствовало выздоровлению. В 2001 году  Наталья снова оказывается в больнице. Полтора месяца мама и дочери дежурили у нее в палате. Наступила клиническая смерть. Она даже видела свет в тоннеле и себя на столе. И снова Бог сжалился над ней, вернул ее к жизни. Но уже инвалидом.
- Настроение у меня бывает разное, - пишет мне Наташа,- от бесконечной радости, что я живу, что вижу небо и солнце, растения, могу общаться с близкими, говорить по телефону, до депрессии, когда я ничему и никому не рада. Год практически занималась только своим здоровьем, а теперь снова думаю, чем бы заняться, Не только денег не хватает, не хочу сидеть в четырех стенах.
 Это было последнее письмо от моей подруги. Через месяц ее не стало: приступ повторился в лесу, когда она решила немного пройтись на лыжах. Мне написала ее мама, сообщив эту скорбную весть.
 На этом можно было бы и закончить. Перед Новым годом вдруг раздается звонок из Новосибирска. Голос незнакомый, слышатся рыдания.
 - Это мама Наташи. Год прошел, как ее не стало. А я совсем одна. Ее дочери не приходят ко мне, не звонят, не разговаривают. Мне не с кем поделиться своим горем. Господи, за что меня так наказал?
 Я не была знакома с мамой Наташи, я даже не знала, как ее зовут. Как действительно надо быть одинокой, чтобы звонить в другой город незнакомому человеку! Что тут можно ответить, чем помочь? Каждому из нас приходится в одиночестве нести свой крест.                (Белгород, 2006 год)


Рецензии
Грустная история, Тамара.
Наташу жалко, могла бы ещё жить. Ещё жальче её маму.
А всё гордыня ...
Мне кажется, нельзя заранее оплакивать судьбу. Будто предсказываешь.
С уважением,

Роза Исеева   02.03.2018 18:15     Заявить о нарушении
Да, Роза, я с вами согласна, что нельзя предсказывать себе плохое. Все мысли материальны, всё сбывается, хорошее и плохое. Спасибо, что уделили мне время!

Тамара Пимонова   03.03.2018 10:14   Заявить о нарушении