Дни рождения

               

   " К сожалению, день рождения, только раз в году..."  ( ну очень известная песня, в исполнении мультяшного крокодила Гены). Самый персональный праздник, стоящий особняком в календаре - это наш день рождения. У меня было более 40 таких дней и о самых запомнившихся я хочу рассказать ныне вам. У всех они очень похожи и может быть мои строки поднимут волну приятной ностальгии, которая накроет вас с головой и даст пережить вновь мгновения блаженства...
   
   Я родился 20 сентября 1972 года, в городе Горьком, на территории России, когда она была в числе 15 республик, объединенных в "... созданный волей народов - великий, могучий Советский Союз"( строка из старого гимна, гимна СССР). Мой день рождения был ужасен  - я был голый, было холодно и очень ярко, какой -то человек в белом и в маске шлёпал меня по попе, чтобы я подал голос и я заплакал - к счастью ничего этого, осознанно, я не помню. Рассказывали, что когда весть о моём появлении на свет дошла до моего отца, он в одних семейных трусах пустился в пляс вприсядку, не стесняясь присутствия бабушки, его тёщи. Следующие несколько лет до наступления сознательного возраста прошли впустую - не то что дней рождения, а вообще ни одного дня не помню . В какой-то момент времени забрезжило сознание и вот уже хроникальные кадры начинают проецироваться на экран памяти, где появляется детский сад. В день своего рождения я приносил в садик кулёк шоколадных конфет и угощал ребяток своей группы. Благодарные детки, под водительством воспитательницы делали ответный жест: меня помещали в центр комнаты, а дети взявшись за руки, начинали водить вокруг виновника торжества хоровод. " Как на Сашин именины испекли мы каравай, вот такой вышины ( руки взмывают вверх), вот такой ширины ( руки разводятся в стороны)", - пропевают на разные голоса дети,  обходящие вокруг главного героя. По аналогичному сценарию проходили все остальные дни рождения пока я ходил в детский сад. Кстати, как я узнал много позже, день рождения и именины, про которые пели дети, являются совершенно разными событиями. День рождения - это день рождения, а именины - это соответствующий день того святого, по церковному календарю, в честь которого человек получил своё имя, но дети страны советов об этом, естественно, не догадывались.
   
   Самый первый яркий день рождения пришёлся на моё, если не ошибаюсь, восьмилетие, когда я учился во втором классе. Каждый член моей семьи сделал мне замечательный подарок - разумеется подарили игрушки. Старшая сестра преподнесла небольшой колёсный трактор с высокой кабиной ( точно на таком меня катал в деревне двоюродный брат отца) и сказки Андерсена. Пожалуй, это была одна из первых книг в моей жизни, которую я вдумчиво прочёл, на каждой странице которой была иллюстрация в виде акварели и 3 - 4 строчки текста, всего было несколько сказок. Эту, так понравившуюся мне книгу, я читал вечерами на маленькой кухне нашей хрущёвки и, к счастью, она до сих пор сохранилась и стоит в книжном шкафу, среди других моих любимых книг ( очень часто, к сожалению, вещи очень дорогие для нас, со временем куда-то пропадают и нам становится очень горько от этого). Мама подарила небольшой ( около 25 см. в длину) катер " Ветерок", с моторчиком, работающим от квадратной батарейки, который она предварительно прятала от меня на кровати, за вертикально стоящей подушкой, покрытой модной накидкой с узорами из нитей. Этот катер был на подводных крыльях и имел, поворачивающийся с фиксацией руль, так что плыть мог не только прямо, но и делая разной крутизны повороты. Подарок от отца мы покупали вместе с ним в специализированном магазине игрушек "Сказка", находящемся на площади Горького возле здания телеграфа ( с тех пор там поменялось несколько магазинов). Отец подарил металлический вездеход, на гусеницах, с открытым кузовом, который тоже работал на квадратной батарейке, на капоте был рычажок переключения хода с переднего на задний. И катером и вездеходом я любил играться дома и во дворе, но была одна проблема - квадратные батарейки были в дефиците, порой их в городе не было вообще ( часто их привозили из Москвы). Одаренный такими подарками единовременно я был на седьмом небе от счастья и испытывал почти щенячий восторг - в будущем подобных эмоций я больше не испытывал никогда.
   
   Следующее день рождения, оставшееся в памяти, приходится на подростковый возраст, когда я учился в 6 или 7 классе. Был пасмурный день, за окном накрапывал дождь, а я сидел в кабинете музыке с учительницей ( где были другие одноклассники - не помню) и слушал 7 симфонию Шостаковича на пластинке ( потом её ещё домой на время выпросил), которая меня буквально околдовала. Я уже кое-что знал о истории создания этой симфонии и о том, что она говорит своим слушателям, конечно впоследствии информация увеличилась многократно. Погода, барабанящим по окнам дождём, вторила звукам музыки: тааа - тааа - таа - таа - та; тааа - тааа - таа - таа - та. Может быть в этот момент, в этот день рождения, подарком от вышних сил было то, что я заразился любовью к подобным произведениям и к классике вообще. До сих пор могу восхищаться многими сочинениями Бетховена, Баха, Моцарта, Грига, Шуберта, Шопена, Чайковского, Стравинского, да много кого ещё, к сожалению, многие отвергают эти драгоценные кладези и буквально крадут сами у себя. Музыка - универсальное средство воздействия на душу любого человека, уроженца любой страны, лишь бы очароваться ею, быть окутанным её крепкими сетями.
   
   Последующие года, двадцатые числа сентября ничем особенным, ярким не отличались. Рано по утрам, уходя на работу, меня поздравлял отец, чмокая в щёчку заспанного лица; в ближайшие выходные приходила поздравлять сестра с семейством, а мама собирала шикарный стол. Всё изменилось в лихие 90-е годы, ну для кого лихие, а для меня очень даже счастливые, пусть материально было не очень ( ну ведь с голоду не померли), зато морально было легко, на душе светло, море позитива и надежда на ещё лучшее будущее. В предыдущие годы по части друзей был какой-то вакуум ( со школы вообще никого, а после техникума остался один друг, к которому ездил пару раз в пригород), а может и сам виноват - книгоед, домосед, да ещё и интроверт ( как говорил водяной из мультфильма " Летучий корабль": " Внутри меня водица, ну как с таким водиться?"), а тут как прорвало! Судьба свела меня со многими интересными людьми, очень близкими мне по мировоззрению и жизнь запестрела яркими красками. У нас сложилась тесная компания родных по духу друзей - вместе размышляли над философскими вопросами, устраивали пикники на природе, старались жить интересами друг друга и конечно совместно отмечали различные празднества и, естественно, дни рождения. И вот наступил 1997 год, один из самых счастливейших годов в моей жизни, который принёс много доброго и в профессиональной деятельности и в личной жизни. Он как комета осветил мою жизнь и подарил незабываемый 25-й день рождения.
   
   Дело было так. В июле я, обладавший в компании своих друзей маленьким, но всё же авторитетом, начальствующим, шуточным тоном сказал:" Готовьте программу", - и уехал на 2 месяца в санаторий. К концу сентября я уже обо всем забыл, приезжаю - а-ба, мне приготовили программу. Меня в костюме тройка, усадили как свадебного генерала, а близкие друзья выстроились в ряд, как послы иностранных государств, при вручении верительных грамот. И каждый человек, как представитель своей страны, по очереди, зачитывал поздравление в мой адрес, в котором восхвалял ту или иную черту характера или грань таланта ( будем справедливы, Господь действительно наделил меня некоторыми ). По завершении прочтения, каждый прикалывал к моей груди орден за озвученную добродетель ( ордена были вырезаны причудливым образом из различных поздравительных открыток) - к концу церемонии я был похож на Леонида Ильича Брежнева в парадном мундире. Мне припомнили всё, и что стихи неплохо читаю, и что пою, и не только на русском языке ( практикую украинский, итальянский и иврит), и много чего ещё и всё в превосходной степени - было очень трогательно! Поверьте, друзья, человеку нужно время от времени говорить, что он единственный в своем роде, устраивать праздник в его честь, дабы он почувствовал себя триумфатором, петь в его адрес хвалебные оды - все мы достойны этого, потому что мы Человеки. Человек - это звучит гордо, как говорил Горький, но это также звучит тонко, одиноко и больно, потому что все мы слабые люди, противостоящие болезням и превратностям судьбы, и очень нуждающиеся в поддержке ближних, особенно в лихую годину. С некоторыми из присутствующих тогда, наши пути разошлись, к сожалению, так бывает по жизни, но я никогда не забуду то, что они для меня сделали, а двум из них, Николаю и Ирине Гузовым, которые близки мне до сих пор, и которые наверняка читают эти строки, я приношу особую благодарность, Спасибо Вам!
 
   Впоследствии, в день оный, я не один год собирал близких друзей у себя - звучали вокальные поздравления под гитару, дарили подарки, но грандиозных программ уже не было. Я тоже не оставался в долгу перед своими друзьями и в меру таланта и возможностей одаривал их всевозможными сюрпризами. Мне вообще нравилось придумывать что-то от себя, мобилизуя все свои творческие способности, я испытывал от этого глубокое удовлетворение и наслаждался процессом. Недаром считается, что дарить гораздо приятнее, чем получать - вот и писались лирические поздравления, переделывались слова известных народных и иных песен в хвалебные гимны, которые лично исполнялись в компании друзей. Конечно, чтобы создать хорошее, душевное, искреннее поздравление, которое надолго запомнится, необходимо хорошо знать человека и испытывать к нему определенные эмоции, поэтому создавалось всё это для особо близких людей. Я и в настоящее время, познакомившись с интернетом и занявшись публицистикой в социальных сетях, не смог отказать себе в удовольствии поздравить особым образом некоторых друзей ( смотрите об этом здесь https://vk.com/wall389303649_187 ,
здесь https://vk.com/wall389303649_166 , и здесь  https://vk.com/wall389303649_113).
   
   Всё течёт, всё изменяется - многие друзья поменяли свой статус, обзавелись семьями и соответствующими заботами, к сожалению, исчезли и совместные празднества. В моей жизни тоже многое поменялось, и далеко не лучшим образом - навалились болезни, пропала жизнерадостность и позитив. День рождения я больше не праздную ( хотя будет приятно, если поздравят) и всё больше смотрю на него как на приговор, неумолимо забирает оставшиеся до конца годы. Остаётся - с благодарностью вспоминать прошедшее и надеяться, где-то в глубине души, что может быть когда-нибудь прервется этот грустный мораторий и тогда отпразднуем вновь, а пока...
   
   Вот такие весёлые и грустные строки родились у меня сегодня, ведь в жизни радость и горе соседствуют постоянно и этого не переменить. Надеюсь и вы, дорогие читатели, вспомнили нечто из своей жизни и пережили что-то дорогое вновь.
©                ( А.В.Чурсин)


Рецензии