Доцентские байки

Предисловие.
Работа с людьми дает не только поводы для «печалей», но и для веселья. Последнего, конечно, в педагогической профессии меньше, как в другой любой публичной специальности. Однако лично мне запоминаются больше «светлые» моменты. Кроме того, именно профессия научила меня не держать зло на людей, не быть мстительной (хотя все средства и шансы для этого имела!), принимать других, да и себя – тоже, дуалистически, никого не идеализируя, но и не «демонизируя». Но останавливаю свой «полет мыслей» и перехожу к теме…)

1. Азиатская мораль

В советскую бытность чрезвычайно был популярен «обмен» студентами: из братских республик ехала к нам «образовываться» целеустремленная молодежь… Чаще всего из городочков и аулов азиатских республик, потому что регион наш практически находится на стыке Европы и Азии.

На курсах учились красавицы-узбечки и не совсем красавцы-узбеки. Вели себя хорошо, учились – не очень хорошо, поскольку многие из них русскую речь услышали только в вузе) Но старались, учились в меру своих способностей и сил, да и требования предъявлялись к ним не такие жесткие, как к тем, для кого русский язык был родным. Отправлялись они на родину учителями русского языка, к тому времени ставшему уже вторым государственным языком, а по факту – первым иностранным)

Жили они в общежитии, как правило, особняком, общались на узбекском, уважительно относились к старшим, немного высокомерно – к прочим жильцам. Если надо было, могли и морду набить сообща. Поводы для этого были элементарные: защитить землячку от посягательств и домогательств и словесное оскорбление внешности или принадлежности к иной национальности. Ну, а уж если кто-то помогал им в учебе, то он становился им всеобщим другом и братом. Закармливали тогда его узбекским пловом и прочими кулинарными изысками до полусмерти) Отказаться не моги! Потому что проявлять любовь к ближнему в форме гостеприимства – у узбеков в крови! Чем больше удается в гостя напихать снеди, тем «обширнее» явлена любовь)

Но русскую литературу не воспринимали они, как надо, - хоть умри! Мировоззрение не то, мораль не та!)

Так, читала однажды курсу узбекского отделения лекцию по русской литературе доцент – специалист по литературе 19 века. Изучали творчество Льва Николаевича. С хмурыми лицами слушали студенты-узбеки о легкомысленной Наташе Ростовой, закрутившей с Анатолем Курагиным за спиной князя Болконского… Бычились, внимая доцентским словам о первой жене Пьера.

Терпение лопнуло, когда перешли к изучению романа «Анна Каренина». Подготовились студенты к лекции тщательно: роман прочитали и даже обсудили его содержание в узких кругах. Запретили читать его своим землячкам. И вот, когда доцент начала лекцию возвышенными словами о писательском мастерстве Толстого, один из студентов встал и повелительным, но вежливым жестом попросил её замолчать.

Гордо расправив плечи, «глас народа» произнес речь на ломаном русском. Смысл ее сводился к тому, что они не могут изучать произведения о «патщих жэнсчынах», что нет им никакого оправдания, что на их родине таких «бл@дэй» забивают палками собственные братья… Что Толстого, как великого писателя, они уважают, но читать его произведения больше не желают.

Впервые в жизни доцент была в замешательстве, но, окинув аудиторию взглядом, она поняла, что спорить со студентами бесполезно. Со всех сторон исподлобья смотрели на нее горящие темные глаза, и вдруг ей показалось, что если не камнями, то тюбетейками ее закидают точно!..

2. Мая твая не панимай!..

Лекции по истории русской литературы. Доцент любит, чтобы во время лекций в аудитории звучал исключительно её голос. Но в этот раз что-то пошло не так: на этот раз разговаривают! Строгий пронзающий взор не помог, не помогли и замечания. И ведь как злодействуют, подлецы: она говорит – и в аудитории говорок, она замолкает – и в аудитории воцаряется тишина!

Наконец, повелительным голосом она просит встать тех, кто нарушает дисциплину. Встал хрупкий паренек-узбек. На плохом русском он объяснил, что «нэ панимает друк русский, када быстро гаварят». А он синхронно переводил другу лекции на узбекский, дабы тот что-то мог записать и запомнить.
На каком языке его друг сдавал экзамен, история умалчивает…)

3. Котэ – писатель-демократ

Ни для кого не секрет, что на экзаменах студенты втихаря используют шпаргалки. Да, как в том фильме: «Профессор, конечно, лопух…») Но иногда и аппаратура не нужна, чтобы выявить, что суть списанного экаменуемый не понимает. Доходило до смешного…

Госэкзамен у студентов заочного отделения. Студентка, предки которой жили в далеких аулах, перед «строем» профессоров отвечает по билету. Слушают, задают вопросы, но везде – «глухая оборона». Бросили профессора эту затею, решив натянуть «тройку» и отпустить с миром. И вдруг слышат: «Черныш сказал…». Кто сказал? «Черныш сказал…» Кто такой Черныш? «Не знаю. У меня кота так зовут…». Особо восприимчивые экзаменаторы выскочили из аудитории…

Под пыткой на «дыбе») студентка призналась, что шпаргалками ее выручила однокурсница, которой они были уже не нужны. А она, негодяйка такая, всё там зашифровала и посокращала, что и не разобрать ничего!

Угадайте, кто был виноват, что ей придется пересдавать госэкзамен через год?! Во-первых, однокурсница со своими сокращениями; во-вторых, профессора, которые не смогли закрыть глаза на «Черныша». Виноват оказался даже кот по имени Черныш в том, что он существует, и мама, которая так из-за цвета шерсти его назвала!..


Рецензии