2. Что в имени твоём, Грустина?

    Раз уж разговор зашёл о Тюхе-судьбе…

    Есть смысл вспомнить о древнеиранском Хварно (hvarnah). Которое затем исказилось в скифское Фарн. Который трактуется как материальное воплощение животворящей силы Солнца, божественного огня. Божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество. В некоторых случаях под Фарном понимается счастье, доля, судьба, то есть он в этом смысле сопоставим с Тихе и Фортуной. Поэтому у осетин даже есть тост-обращение к «Фарну вселенной» с просьбой дарования счастья.

    Фарн часто выступает как символ царской власти. У ряда народов, воспринявших древнеиранскую культурную традицию, например у сарматов и скифов, широкое распространение получил образ барана, как воплощение Фарна, а также иногда газели или оленя.

    Конечно, Фарн (Хварно) — не Тюхе. Но здесь наглядно чередование «Хв» и «Ф», которое мы встречаем в названии Тверь: Тьфърь, Тфърь, Твърь, Тьхвърь. Говорят, Тверь могла и от «дверь, створ-ка» произойти. Почему бы и нет, если та "в воротах Рая" (С)?

    Я думаю, что и болгарский город Варна (где отсутствует скифская «Ф») своим названием восходит к Хварно. Говорят, из нескольких предлагавшихся этимологий наиболее убедительна связывающая название с «вар» — «минеральный источник». Не спорю. Для осетин таким источником, очевидно, стало вино… Вот и в Википедии написано: «Обычно в мифологии Фарн имеет общие атрибуты с едой, которая часто в иранских языках обозначается тем же словом или его производными…»

    Сразу отмечу, в русском языке этому близко нелитературное слово «хавать», которое, однако, восходит к жертвенным животным «говя-до». А вот что иранцу «хварно», то русскому «хворь»… Почему? Потому что мясо вкушать вредно? Лучше говеть? Ведь не случайно появились Яхве с Иеговой.

    Что интересно? Что на месте болгарской Варны сначала был греческий город Одесос. Но! «И все же название Одессос, что означает селение, расположенное на воде, не происходит из древнегреческого языка. Согласно историкам, имеется в виду более ранний языковой пласт, что, в свою очередь, подсказывает, что на этом же месте имелось и более древнее поселение…»

    Сразу скажу, что перед ахейскими греками на Балканах и в Греции жили пеласги. Кроме того. Я посмотрела информацию по имени Одиссей и не нашла ничего, что связывает Одесос с водой: греческое Odyssеfs "сердитый, гневный", он же Улисс (латинское Ulixem). И где здесь вода? А вода может быть связана только с громовниками. Один из них — это Один, или ВОтан (прагерм. *Wоdanaz) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Не буду пока задаваться вопросом, кто такие пеласги. Хотя, нет...

    Пеласги. Впервые упоминаются в "Илиаде" и названы союзниками троянцев. Один из вождей — Гиппофой (резвоконный). А первыми лошадниками были индоевропейцы. Если на это звание претендуют тюрки, то нужно ещё разобраться, кто они на самом деле такие? Так вот, если Одесос достался грекам от пеласгов, то есть в них что-то прагерманское...

    Подтверждение по поводу моей догадки про Одина. Водина (Водена) – прежнее название города Моклена или Едессы (Эдесы) в Южной Македонии. С  814 года до н. э. Эдеса — столица Древней Македонии. С X века до 1912 года город назывался Воден. Да, определённо что-то прагерманское в этом есть. Но также Водин созвучен таким названиям как Дон, Дунай, Днепр. А это ещё и праславянское. А македонский язык, как известно, славянский...

    Так или иначе, но в 681 году протоболгары во главе с ханом Аспарухом достигли  места «Варна», близ Одессоса. Это и есть первое упоминание названия Варна, как позднее стал называться город, возникший на месте старого Одессоса. Поэтому не удивительно, что в Челябинской области мы встречаем село Варна. Потому что основано оно в 1843 году как военно-сторожевое поселение татар–казаков. В память о своём славном прошлом, так сказать. Интересно другое.

    Варна стоит на реке Провадийска. А реки Варна, думаете, нет? Есть! В Шатурском районе Московской области. Только нужно знать. Так она — Ялма, а в верхнем течении — также и Варна! Ялма впадает в правую протоку реки Пры. Пра, Провадийска… Что-то общее слышится. А ещё, Ялма очень созвучна латинскому Альма (кормилица). Кстати, на гербе города Шатура изображены солнце и летящий аист. Чем ни иранский зороастризм? Однако если скифы туда и доходили, то городов они явно не основывали. Это был кто-то другой. А с другой стороны есть только этруски, некогда мигрировавшие в Италию из Передней Азии.

    Предполагают, что название Шатура произошло от гидронима Шатур: есть озеро Шатурское (Шатурково), расположенное на юго-востоке района, и речка Шатурка (Шатур), обозначенная на карте Меленковского уезда Владимирской губернии XVIII века и на межевой карте А. И. Менде 1850 года.

    «Кроме того, в Шатурском и Егорьевском районах и в регионе Среднего Поочья есть и другие гидронимы на -ур — Кендур, Синур, Нинур и т. д., что позволяет предположить их общее происхождение. Эти гидронимы, предположительно, принадлежат к пласту дорусской субстратной топонимии. Однако определить их принадлежность к финно-угорским или дофинно-угорским языкам пока невозможно…» Вики.

    Вообще-то, в русском языке для существительных мужского рода есть суффикс –ар (арь). А у такого народа как этруски был суффикс множественного числа –ар. Например: айс — бог, айсер — боги. А ещё у них был бог подземного мира Сатре. Это я к чему? Да к тому, что Сатре, Сатурн, отождествляемый с греческим «вторым верховным» Кроносом, подозрительно созвучен для Шатур. Примерно как Варна созвучна ведическому верховному хранителю мировых вод Варуне. А ведь по расстояниям не подумаешь, что так может быть!

    Я не удержалась. Провела маленькое исследование. Имя Аза — др-еврейское "сильный, крепкий".  Имя Азар —от 1) древнееврейского «Бог помог», 2) персидского «Огонь». Имя Азер — персидское «огонь, пламя». Азрбек — происходит от армянского [hazar] + Бек ="князь тысячи". Имя Азул — происходит от испанского "голубоглазый" (это у них от готов). Имя Айсар — татарское "золотисто- желтый, как месяц" (либо татары не знали про «огонь», либо знали о чём-то другом). Имя Азраил — от арабского Газир —архангел смерти в исламе. Слово происходит от формы арабского имени Azra’il или Azra’eil , которым традиционно называют ангела смерти, помогающего людям перейти в иной мир, в исламе и некоторых еврейских преданиях. Русская форма — Израиль. В Коране имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется  Malaikat al- Maut, дословно переводимое как ангел смерти. В угаритской мифологии (Сирия) тоже бог смерти – это Мот (Муту). Вот тебе и «богоизбранный» народ… Но был и другой бог угаритян — Пригожий и Мудрый (Кусар (Хусар, Котар)-ва-Хасис), подозрительно похожий на египетского бога Луны и знаний — Тота. А что этруски? Предание гласит, что до Троянской войны жили они чуть «выше» Сирии. А чуть в стороне и ниже жили шумеры, у которых бог Луны звался Наннар.

    Кстати, есть ещё одна Ялма — приток реки Суры в Нижегородской области. Случайно ли на гербе Нижнего Новгорода красуется олень? Не буду перечислять все версии происхождения названия Сура. Укажу на очевидное. Ведическое понятие asu (жизненная сила).

    Сохранилось множество примеров понятия «Су» как «жидкость» в русском языке: сы-рой, озе-ро, сок, су-сло, су-п, су-кровица, со-пли, си-ся, со-сать, ссы. А «земля»? Зе-мля. Твердь, но впитывает влагу. Где земля, там и хлеб. Есть такая шведская булочка – семла. А ещё есть Семела. Дочь финикийского царевича Кадма, но с именем, которое почему-то имеет фракийско-фригийские корни. Близко к «су» находится и «соль». Наверное, потому что соль вытягивает влагу «на себя». Сле-за стекает с песчинкой-соринкой из глаза. Слю-на —растворяет пищу? А сало? Потому что вобрало в себя застывший жир? А сля-коть? Жижица из подтаявшего снега? Интересно, что и сель, паводок с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород, который происходит от арабского сайль «бурный поток» соответствует этому правилу. Вот вам и дорусский (точнее, арийский) субстрат!

    Но если название Варна не протоболгарское, то чьё оно? Не берусь утверждать, что от пеласгов осталось. Возможно, от фракийцев. «Генетические исследования дают возможность предположить, что после переселения с Карпат на Балканский полуостров принадлежавшие к гаплогруппе R1a индоевропейцы ассимилировались с местными палеобалканскими племенами гаплогруппы I2a, в результате чего образовались  известные нам по письменным источникам фракийские народности (в которых доминировала гаплогруппа I2a с небольшой примесью гаплогруппы R1a); при этом новый язык сформировался на основе языка завоевателей, то есть на индоевропейской основе…»

    Ситуация интересная. Поскольку доля мужской гаплогруппы I2a «весома» и у русских. А вот R1a у фракийцев, скорее всего, от родственной нам скифо-иранской ветви. Признаюсь, больше меня интересуют этруски. Предположив, что среди современных жителей Тосканы, обязательно должны сохраниться потомки этрусков, я решила посмотреть, какие разновидности R1a обнаружены в Италии. Правда, там мы обязательно встретим потомков скифов, пришедших туда в составе остготов.

    «R1a-Z93. Современные носители гаплогруппы Z93 (образовалась примерно 5000 лет назад) обнаружены в Европе – в Англии, Шотландии, Польше, Германии, Франции, Италии, Словении, Австрии, Эстонии, в Армении, в Российской Федерации среди татар, чувашей, киргизов, ингушей, русских в Сибири (Новосибирская область, Алтай, Тува, Хакассия), а также в Турции, Иране, Афганистане и на Ближнем Востоке – в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Омане). Это увязывается в схему, что субклад R1a-Z93 образовался в Европе, и немедленно вслед за этим, примерно 4900-4600 лет назад, пришел на Русскую равнину, видимо, вместе с субкладом R1a-Z280, которые составляли культуру шнуровой керамики (культуру боевых топоров, 5200–4300 лет назад) и далее фатьяновскую культуру (примерно 4500–3500 лет назад), с последующим переходом в ранние славянские культуры (3000–2000 лет назад). R1a-Z280 (и последующие субклады) оставались на Русской равнине, позже (во II-I тыс. до н.э.) передвигаясь широкой полосой от Балтийского и Черного морей до Центральной Европы (территории нынешних Австрии, Германии, балканских стран), и в итоге через культуры поморскую, лужицкую и более недавние сформировали славянский этнос, а R1a-Z93 (и последующие субклады) разошлись по четырем направлениям – на юг, через Кавказ в Месопотамию и далее на Ближний Восток и, в частности, Аравийский полуостров); на юго-восток, в Среднюю Азию и далее на Иранское плато; в Индостан; в Зауралье и далее до Алтая. Это, хотя и фрагментарно, показывают ископаемые ДНК…

    R1a-Z2123. Найден у современных жителей Британских островов, Германии, Италии, Нидерландов, в Скандинавии, Испании, Польше, России (в Кировской области и в Крыму), Литве, Украине, в Новороссии (Луганская область), в Азербайджане, Иране, Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Ирак, Кувейт, Йемен, Бахрейн, Катар)…» А.Клёсов.

    Но если предположить, что этруски ушли из Италии «полным составом», то в качестве претендента больше подходит R1a-Z2122. «Этот субклад не происходит от L657 (прародитель, общий для русских и иранских ветвей), и является по отношению к нему как бы племянником, найден в Европе – Англия, Ирландия, Шотландия, Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Швеция, Польша, Россия (в Ярославской, Белгородской, Самарской областях и других регионах), Белоруссии, Украине, в Прибалтийских странах, в Татарстане, у карачаевцев и балкарцев, в Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Кувейте, в Израиле и в Палестине…»

    Выводы, которые я для себя сделала: нет в нас татарина, но скифы всё-таки есть; этруски – это не русские, хоть и родня (а потому известные сложности с языком). Пожалуй, нужно уточнить ещё кое-что. Я предполагаю, что этруски первоначально относились к роду R1a, судя с чьей стороны они принимали участие в Троянской войне. Но как это водится у ариев, эта метка будет характерна в первую очередь для представителей аристократии. Вот поговорим чуть-чуть о пятом царе Древнего Рима Луции Тарквинии Приске (Лукумон). По преданию, родиной царя был этрусский город Тарквинии. Рождённый от тарквинянки, Лукумон ещё в молодости добыл себе большое состояние и женился на Танаквиль. Она-то и посоветовала ему перебраться в Рим, так как в Тарквинии, из-за того, что Лукумон не был чистокровным этруском, ему был закрыт путь к высшим должностям. (Отец Лукумона – грек Демарат из Коринфа, принадлежавший к дорийскому роду Бакхиадов).

    Раз уж во второй части мы опять затронули Тверь, давайте вернёмся туда. В XV веке эмблемой Великого княжества Тверского стал двуглавый орёл (и только после поражения Твери он отошёл к Москве). Признаюсь, я пока не владею информацией о предыстории этого события. Зато известно, что ещё в домонгольский период он уже был у князей другого, Черниговского княжества. Но задолго до этого двуглавый орёл встречается как у хеттов, так и в индуизме (двухголовая птица Гандаберунда).

    Опять же, Хеттское государство располагалось в Малой Азии. Возможно, они пришли туда с Балкан (ещё в конце III тыс. до н. э.). Пала Хеттская держава в период так называемого Коллапса бронзового века, когда Средиземноморье и Малая Азия подверглись нашествию «народов моря». Аккурат после легендарной Троянской войны. Именно тогда на историческую сцену выступают этруски. А после появления там скифов (VIII в. до н. э.) Эней почему-то уводит свой народ в Италию (вообще-то по приказу богов).

    Ранее упоминалось, что Твери вероятно родственны названия ТИхверя и ТИгвера.

    Деревня Тихверя  входила в состав волости Кирву Выборгской губернии Финляндии. Смотрите: олень – финский – hirvi. Но и на итальянском – cervo (черву), испанское ciervo (сиерво), валлийский ceirw (кайрву).

    А вот Тигвера — деревня Олонецкого национального района Республики Карелия. Название образовано oт реки Олонка, возможно, от фин. alanko — «низина», или от древневепсского «алнус» — также «низина», раньше это место называлось  Алонесь, Олонесь.

    Опять же… Аланы — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения. Этноним «аланы» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившего аорсов (Яньцай): «владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими».

    К более позднему времени относится ещё одно интересное свидетельство китайских анналов: «Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник».

    В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Анализ антропологического материала катакомбного обряда погребения лесостепной зоны бассейна Среднего Дона II—IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+, Z2124), J1 (M267+) и J2a (M410+). Вывод:  Z94, Z95  — скифская (ирано-язычная) ветвь; сарматы «не воюют» Русь; у сарматов много городов. Это важно. Потому что напрямую касается Грустина и Тартарии. Потому что именно в этот период можно говорить о единстве Тартарии и Руси. Правда, китайцы ничего не пишут о Тартарии. А греки бездну, куда Зевс низвергнул побеждённых титанов (Тартар) обтекаемо размещают где-то на севере.

    Продолжение следует…


Рецензии