Убийство профессора

               



Глава 1

     Труп, одетый в чуть запачканный глиной чёрный костюм, лежал около свежевырытой могилы, и лейтенант Васька Петров, как всегда не к месту, начал отпускать свои пошлые шуточки.
    
     - Здесь, значит, дело ясное. Родственники привезли хоронить, да так перепились с горя, что забыли закопать и продолжают где-нибудь провожать в последний путь. Нужно посмотреть по соседним забегаловкам,ха-ха-ха-ха.
     - Не лень тебе, Василий, болтать, - сказал капитан Морозов. - Ты напоминаешь мне Папанова в фильме «Берегись автомобиля» или в «Бриллиантовой руке», он так же хохотал. А родственники уже, оказывается, жаловались директору кладбища. Решили, что кто-то хочет занять их могилу. То есть родственники не этого трупа, а хозяина могилы.
     - Да, жалко его, хороший был мужик.
     - Кого жалко, этого трупа? Ты его знаешь?
     - Да нет, Папанова жалко, он ведь тоже умер, правда уже давно. А хороший был артист.
     - Ну ладно, Петров, хватит уже, действительно, болтать. Что нам известно на данный момент про этого трупа?
    
     - Ну что известно? Часы, деньги, смартфон, карта Сбербанка при нём. Значит не ограбление. Выследили и убили из-за личной неприязни, причина которой неизвестна. Смерть наступила в два-четыре часа ночи от удара по голове, возможно, камнем, лежащим поодаль. Вокруг уже успели потоптать, но явно видны следы кроссовок. Похоже, что удар нанес левша. Кстати, Гоша, ты ведь тоже левша. Я видел, как ты боксируешь. Тыкаешь, тыкаешь правой рукой, а решающий удар наносишь левой.
      
     - И совсем я не левша, - обиделся Морозов. - Пишу-то я правой рукой и ложку держу правой. А в боксе у меня правосторонняя стойка – готовлю удар правой рукой, а левой стараюсь нокаутировать.
    
     - Так может ты и его нокаутировал? Ха-ха-ха-ха.
     - Кого его?
     - Так этого же трупа. Ха-ха-ха-ха.
     - Хватит, наконец, тебе болтать. Поезжай-ка в ближайшее отделение Сбербанка и выясни чья это карта. А я поеду в отдел оформлять дело и разбираться в последних телефонных разговорах убитого.
      
     Было сырое и прохладное осеннее утро. «Вот гад, наверняка зарулит домой пить чай, ведь он живёт недалеко, где-то тут рядом, на Расстанной улице» - подумал Петров.
    
     Жена была ещё дома, как раз пила чай.
    - Как ты себя чувствуешь, Гоша? Ты немного бледный.
    - Да, у меня какой-то недосып. Плохо сплю ночью. («Какая она заботливая», - подумал он.) А ты как спишь, хорошо?
    - Я сплю крепко, как сурок. А тебе нужно принимать на ночь какие-нибудь таблетки.
    - Да не люблю я эти таблетки, ну их.

               

Глава 2
      
     Не прошло и двух часов, как по банковской карте и смартфону выяснили всё. Убитый - университетский профессор, специалист по пищевым технологиям, был женат и жил на углу Расстанной и Лиговского проспекта.
Приехав туда, Морозов и Петров застали только что вернувшуюся из морга заплаканную жену профессора, которая сказала им, что не одобряла его ночные прогулки, а он часто ходил ночью по кладбищу. Он говорил, что это активизирует умственную деятельность, что по кладбищу по ночам любил ходить сам Эйнштейн, а поэтому ходит и он. Вот и доходился!
       
      Морозов решил перейти к телефонным звонкам.
     - Ваш муж в последнее время часто звонил по телефону некоему Георгадзе. Вы можете сказать, что это за человек?
     - Это Котэ Георгадзе, хозяин бара на Каменноостровском проспекте.
     - Но какие же дела могли быть у Вашего мужа с хозяином бара?
     - Муж был очень творческим человеком и помимо преподавания и научной работы по созданию новых технологий он увлекался созданием полезных пищевых продуктов. И у него с этим Георгадзе совместный патент на получение нового пищевого продукта. Муж называл  Георгадзе  жуликом  и часто говорил с ним по телефону в повышенном тоне, очень горячился. Дело доходило до ругани.
     - Так, так. А можно посмотреть этот патент?
     - Сейчас постараюсь его найти.
        Она начала рыться в ящиках письменного стола.
     - Ага, вот он.

      Морозов взял патент. 
     - Так, так. Патент на изобретение «Способ получения коктейлей». Изобретение относится к технологиям получения пищевых продуктов и может быть применено для приготовления алкогольных и безалкогольных коктейлей с целью улучшения их вкусовых свойств и уменьшения энергетических затрат. Известен способ получения коктейлей путём смешения их компонентов в электрическом миксере. Недостатком этого способа является то, что получаемый коктейль приобретает новый комбинированный вкус, а индивидуальные вкусы компонентов теряются. Кроме того расходуется электроэнергия на смешивание. Предлагаемый способ отличается тем, что компоненты коктейля не смешиваются, а подаются потребителю каждый в отдельной ёмкости (фужере или бокале). Все ёмкости снабжаются отдельными соломинами, через которые компоненты коктейля одновременно могут поступать на отдельные вкусовые рецепторы языка потребителя. При этом потребитель чувствует как вкус каждого компонента, так и вкус их смеси. Формула изобретения - «Способ получения коктейлей, заключающийся в том, что компоненты коктейля помещаются в отдельные ёмкости, каждая из которых снабжается отдельной соломиной или трубкой из пластика»

     - Здорово, изобретение действительно ценное - сказал Морозов.
     - Мне кажется, что Георгадзе вовсю продавал эти коктейли, а деньгами с мужем не делился, хотя муж был основным автором. Наверное, в этом и была причина их ссор.
     - Спасибо, мы это проверим.
      
     - Вот это наука, ха-ха-ха-ха, - загоготал Петров, как только они вышли из квартиры профессора. - Да за такие научные достижения надо давать Нобелевскую премию,ха-ха-ха-ха.
     - К сожалению, посмертно, - уточнил Морозов.
     - Ладно, надо ехать на Каменноостровский и проверить этого хозяина бара,- продолжил он, - хотя, наверное, неправильно мы делаем, что сначала не едем на работу профессора. Может разделимся, я на Каменноостровский, а ты — в университет?
     - Слушай, Гоша, это нечестно, - обиделся Василий. - Давай уж вместе сегодня на Каменноостровский, а завтра в университет.
     - Ишь ты. Хочешь в бар. Думаешь там тебе поставят? А ты помнишь, что ты при исполнении? А кто машину поведёт? Ну ладно, чёрт с тобой, поедем вместе. Только сначала нужно заехать в отдел — через полчаса летучка у полковника.
    
     В отделе полковник, выслушав доклад Морозова, сказал, что неправильно тянуть за одну ниточку. Нужно вести следствие всесторонне, комплексно, разрабатывать все варианты.
     - Вот выясните нет ли каких-нибудь зацепок у профессора на работе, тогда будет ясно, что делать дальше. Уж если на работе нет ничего, тогда прессуйте этого кота Гогеношвили, или как его там, ну да, Котэ Георгадзе.

Глава 3

      Был конец рабочего дня и в университете все уже знали о гибели профессора.
«Вы можете очень помочь следствию, если постараетесь исчерпывающе ответить на наши вопросы», - сказал Морозов декану факультета.
     - Хорошо, я постараюсь.
     - Были ли у него враги?
     - Насколько мне известно, врагов не было.
     - Может быть какие-нибудь истории с женщинами? - встрял Петров.
     - Да нет, он был хорошим семьянином, и ничего такого за ним не замечалось.
     - А как к нему относились студенты? Что о нём говорили? - опять вступил в разговор Морозов.
     - Так относились вроде бы нормально, ничего особо не говорили: ни плохого, ни хорошего, хотя...Вот не уверен нужно ли об этом говорить, может и зря...
     - Ну-ну, говорите. Для нас всякая мелочь может оказаться важной.
     - Хорошо, я скажу. Так вот, я слышал от старосты одной группы, что некий студент кричал, что может профессора убить. Да я как-то не придал этому значения. Какой ужас! Неужели он это сделал?
     - А как фамилия этого студента?
     - Фамилия его Каплян, Владимир Каплян.
     - А где его можно увидеть сейчас?
     - Это вопрос сложный. Попробуйте найти его в общежитии. Хотя может и не найдёте, студенты — народ непредсказуемый.

      Когда они вышли из деканата, Петров высказался в своём духе:
     - Каплян, ха-ха-ха-ха. Так не он ли и в Ленина стрелял? Каплян, Каплан - какая разница? Ха-ха-ха-ха.
     - Надо его брать сейчас, тёпленьким, пока он не смотался куда-нибудь. Вот и всё, и дело закрыто, - сказал Морозов.
     - А я-то мечтал попасть в бар на Каменноостровском, ха-ха-ха-ха, - опять захохотал Петров.


Глава 4

       Постучавши в дверь, указанную комендантом, следаки зашли в комнату. За столом сидели и пили чай два студента: чёрный и блондин.
     - Мы из полиции. Который из вас Каплян?, - спросил Морозов.
     - Я Каплян, да в чём дело, что вам, наконец, от меня надо?,- ответил чёрный, на котором как раз были надеты кроссовки.
     - А дело в том, что ты убил профессора Кузнецова. Ты признаёшь это? Собирайся, поедешь с нами.
Каплян захлебнулся чаем и долго кашлял и хрипел.
     - Вы это чего, чего выдумали? С ума сошли что ли? Чего это вы мне шьёте? Вовсе я его не убивал. Я слышал, что его убили, да я-то тут при чём?
     - Как при чём? Разве ты не грозился его убить? Это все слышали.
     - Ну грозился, так что. Это так, по злобе, психанул маленько, вот и грозился.
     - По какой такой злобе? Ты, эта, тут не виляй, не выдумывай, - сказал Петров.
     - А я и не виляю. Этот старый козёл, то есть профессор, наладился лазать девчонкам под юбки, прямо в зале, прямо при всех. И залез к Таньке, то есть с которой мы в друзьях, да ещё и обругал её всякими словами. Вот я и разозлился.
     - Неужели профессор позволял себе такое?», - изумился Петров.
     - Так он же почему? - вступил в разговор блондин. - Он же проверял, нет ли шпор. Некоторые девчонки перед зачётом или экзаменом пишут на ляжках всякие трудные формулы или там ещё чего и, когда сидят за столом, то смотрят и списывают. Вот профессор и проверял, и у Таньки тоже. Поэтому Володька и разозлился.
     -  Это же надо, довели профессора до такого непотребства, да ещё и убили, - отреагировал Петров.
     - Не мог я его убить, потому что когда его убили, я всю ночь сидел у вас в ментовке.
     - За что же ты сидел у нас в ментовке?
     - Вот за что не знаю, а взяли меня на Марсовом поле, на митинге против олигархов, чиновников и коррупции. Да и взяли меня ни за что. Якобы я плюнул, а попало вишь на омоновца. Да я ведь не нарочно. Что уж и плюнуть нельзя? Ну нельзя, так что же и хватать сразу?
     - Значит, ты сидел не у нас. Мы занимаемся делами посерьёзнее.
   Морозов уже почувствовал свой провал, но всё же решил давить до конца.
     - Выходит, всё было так: когда тебя выпустили, ты выследил и грохнул профессора.
     - Да как же я его грохнул, когда меня выпустили утром, а профессора убили ночью. А меня выпустили в девять часов, ведь это можно проверить. А я за ночь так замёрз в вашей душегубке, что еле добрался сюда, в общагу, где уж мне было искать профессора. Вот до сих пор отогреться не могу.
      - Ладно, мы всё проверим, а ты не вздумай куда-нибудь смотаться. Потому что если что, то мы всё равно тебя найдём.
      - Не ори больше, что кого-то убьёшь, да и плюйся аккуратнее, а то мы тебя всё-таки «посодим», ха-ха-ха-ха, - выпустил Петров свой очередной перл.
      - Вот так непруха, - сказал он уже на улице, - и убить грозился, и кроссовки, а вот и не срослось.
     - Да что кроссовки, сейчас кроссовки на каждом третьем. Вот и я часто кроссовки надеваю, а пока ещё никого не убил. В них ведь удобно, в кроссовках-то, хоть на работе, хоть на отдыхе. А знаешь, Вася, поздно уже. Уже намыкались мы сегодня. Давай поедем на Каменноостровский завтра, да не с самого утра, а после обеда. Позволим себе маленько расслабиться. А в отделе знают, что мы на задании и ладненько.
     - Мнение начальника для меня - смысл жизни, гы-гы-гы. Поэтому я, конечно, за.

Глава 5

        На следующий день Морозов проснулся поздно в хорошем настроении. Приятно вот так иногда маленько откосить от работы, побыть подольше с женой, спокойно, не торопясь позавтракать. Тем более он чувствовал, что жена очень внимательна к нему:  «Гошенька, как настроение, как на работе, как себя чувствуешь?» Идиллия.
     - Всё хорошо, дорогая, чувствую себя нормально, а как ты?
И у неё  тоже  всё было хорошо.
            
       Морозов и Петров, как и договаривались, подъехали к бару где-то после трёх. Было ещё рано, и посетителей было мало, и они сразу увидели за стойкой бармена, который, вот это да, разливал что-то по рюмкам левой рукой, в то время как правая вообще была не занята ничем. Вот это сюрприз- левша! Морозов всё-таки решил сначала поговорить с хозяином.
-Ты сиди здесь, ладно уж, возьми себе что-нибудь, да смотри, чтобы он не сбежал, -шепнул он Василию.

     -  Пожалуйста, в эту дверь, - сказал бармен в ответ на вопрос о хозяине.
     - Здравствуйте, гражданин Георгадзе, я из полиции, капитан Морозов.
     - Пожалуйста, пожалуйста, садитесь, слушаю Вас.
     - Что вас связывает с профессором Кузнецовым?
     - С Алексеем Николаевичем нас связывает работа, творческие отношения. Мы разрабатываем новые пищевые продукты и применяем эти разработки в моём баре..
     - А какие у вас личные отношения?
     - Личные отношения прекрасные. Профессор очень хороший человек. И мы отлично с ним работаем.
     - А по нашим сведениям у вас большой конфликт и вы очень резко разговаривали по телефону.
     - Это было не серьёзно. Ну погорячились. Он немножко ошибся, накричал на меня, но я на него совершенно не сержусь. А в чём, собственно, дело, что случилось?
     - А случилось то, что его убили.
     - Как убили?! Ай-ай, вай  ме. Так вы подозреваете меня? Зачем мне было его убивать? Он был мой друг, как родной, ай-ай.
     - Вы его убили, потому что не хотели делиться деньгами за реализацию патента на новые коктейли.
     - Ай-ай. Какими, слушай, деньгами? Да и денег-то никаких нет. С этими коктейлями одна морока, слушай. Вместо одной фужера нужно два или три и трубка соломы два или три, да лимона вешать два или три, да мыть фужеры два или три. Да они дороже  получаются, их почти никто не берёт, только если человек совсем глупый. А когда, говоришь, убили профессора?
     - Вчера ночью.
     - Не этой ночью, а той?
     - Ну да, той.
     - Ха-ха, ой мне плохо, ой ха-ха-ха.
     - Что это вы так радуетесь?
     - А то, что позавчера и вчера ночью тоже я был в Сестрорецке, на юбелее  у моего друга Вахтанга Гогишвили. У него дом в Тарховке, под Сестрорецком. Я был тамадой, и меня там видели все, и соседи тоже, и тамошняя полиция.
     - Так, так. Нам известно, что ваш бармен также позавчера не был на работе.
     Это был старый приём, старый финт, которым частенько пользовался Морозов, чтобы взять подозреваемого, как он говорил, на абордаж. И это сработало.
     - Так он ездил со мной в Тарховку.
     - Зачем?
     - Гарик хороший мальчик, помог мне везти подарок Вахтангу.
     - Ладно, мы проверим был ли он там. Вы понимаете, что не в Ваших интересах вводить нас в заблуждение, Вы знаете, что за это бывает?
     - Я понимаю и я хочу уточнить. Он только довёз меня до дома Вахтанга и поехал назад. Никто его и не видел.
     - Вот это другое дело, теперь всё ясно, ну почти всё. Теперь побеседуем с этим Гариком.
Он открыл дверь, помахал рукой сидевшему за столиком Петрову и, когда тот подошёл, попросил его привести бармена.
      
      И опять сюрприз - бармен был в кроссовках!
     - Я капитан полиции Морозов, а Вас как зовут?
     - Морозов Игорь Алексеевич.
     - Ого! Мой однофамилец! Так вот, Игорь Алексеевич, мне нужно с вами побеседовать в связи с убийством профессора Кузнецова.
     - Какого Кузнецова? А да, он как-то приходил к Котэ Отаровичу. Так его убили? Я про это ничего не знаю.
     - Так, не знаете. А что вы делали после того, как уехали позавчера из Тарховки?
     - Я уехал из Тарховки только вчера утром.
     - Но ведь ваш хозяин, гражданин Георгадзе, отпустил Вас позавчера днём.
     - Да, но я уехал оттуда только вчера утром.
     - Так, так. А кто может это подтвердить?
     - Не может никто.
     - А что же Вы там делали весь день и всю ночь?
     - Да так, в общем-то ничего и не делал, отдыхал.
     - Послушайте, гражданин Морозов, Игорь Алексеевич, Вы подозреваетесь в причастности к убийству профессора Кузнецова, поэтому отвечайте на мои вопросы.
     - Ну я случайно познакомился с одной женщиной. И мы решили сделать пикник. На берегу озера. И я сильно выпил и заснул. Проснулся утром — ни девчонки этой, ни денег, ни смартфона.
     - Ну а ключи от машины, машина?
     - Ключи и машина остались.
     - Странно, странно.
      -  Здорово, очень интересная сказочка, ха-ха-ха-ха, - выдал Петров.
      -  В общем так, граждане, поедете с нами в отдел, там и решим, что с вами делать, - сказал Морозов.
   
      В отделе долго сравнивали кроссовки Гарика с имеющимися в деле снимками следов с кладбища. Одни говорили, что рисунок на подошве похож, другие — что не совсем. Дело решил полковник.
      - Разуйте глаза. Ну с одной стороны не совсем совпадает, так это потому, что след затоптан. Зато с другой стороны совпадение следов полное и эксперты это подтвердят, уж поверьте мне. На камне никаких отпечатков не нашли, но бил левша, а парень левша. Дело ясное. Теперь нужно, чтобы этот кот Георгадзе признал, что именно он послал мальчишку убивать.

Глава 6

      Утром жена опять спрашивала Морозова о здоровье и о делах на работе.
     - А помнишь, Гоша, раньше тебя часто вызывали на работу по ночам. Сейчас ведь такого нет?
     - Нет, Машенька, сейчас по ночам работают другие опера, а я только днём.
     - Прости, Гошенька, но я хочу задать тебе один вопрос.
     - Да, пожалуйста, Машенька, конечно, задавай.
     - Только честно скажи, Гошенька, нет ли у тебя кого-нибудь, кроме меня?
     - Ты что, Маша? Как ты можешь такое говорить? Конечно нет. Клянусь тебе.
     - Тогда скажи, Гоша, куда ты часто ходишь по ночам?
     - С чего это ты взяла? Никуда я не хожу.
     - Гоша, я ведь притворяюсь, что сплю, а на самом деле всё вижу. Как ты одеваешься, уходишь, а потом приходишь и ложишься опять. В последний раз это было позавчера. Я пыталась тебя остановить, но ты не обратил на меня никакого внимания, как будто меня и не было вовсе. Ты пришёл рано утром и лёг в постель снова. Где ты ходил? Я потом еле отмыла твои кроссовки.
      - Гошенька, у тебя, наверное, сомнамбулизм или, как говорили раньше, лунатизм. Надо тебе лечиться, Гошенька.
      
      Морозов был совершенно потрясён — сомнамбулизм, он лунатик. Он включил компьютер. Сомнамбулизм, википедия. Так. Снохождение возникает во время неполного пробуждения от глубокой фазы медленного сна и провоцирует на действия свойственные бодрствующему человеку...может быть и жестокое поведение...
      
      «Боже мой, так неужели это я был ночью на кладбище и убил профессора!» 
На самом деле, Морозов сразу узнал в убитом своего бывшего отчима. Он не мог не узнать. Он хорошо помнил как отчим, тогда еще не профессор а доцент, издевался над матерью и над ним и как ударил мать, когда от них уходил. Прошло не мало лет, но Морозов помнил все, и его ненависть к бывшему отчиму не уменьшилась. Но неужели он мог убить? Морозов положил свои кроссовки в сумку и отправился на работу, оставив дома плачущую жену.               
      Увидев его, Петров затараторил: «Куда ты пропал, Гоша? Полковник ругался, что тебя нет. Но в общем он нас хвалил за то, что мы по горячим следам быстро раскрутили это дело. Кстати, этот мальчишка Морозов не твой ли родственник, ха-ха-ха-ха? Жалко мальчишку, но ясно, что убил он. Ещё надо подтвердить причастность этого кота Гогеношвили, ха-ха-ха-ха»
       Морозов взял фотографии следов кроссовок, захватил сумку со своими кроссовками и пошёл в соседний пустой кабинет. Через две минуты оттуда раздался выстрел. 
       Рядом с ним на столе нашли записку: «Отпустите мальчишку, профессора убил я»


Рецензии
Только имя неправильно не Като а Котэ

Амалия Фархадова   27.02.2018 19:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Амалия. Переправлю Като на Котэ. Это имя красивее и лучше подходит для более полного раскрытия характера героя.

Леонид Позин   27.02.2018 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.