Курды и Россия

 В 1921 году Светская Россия признал курдов как народ, проживающий в стране, а в 1923 году была создана курдская автономную область со столицей в городе Лачин. Эта автономия входила в состав Азербайджана (Нагорного Карабаха). По данным советских властей на 1926 год, в СССР проживало тогда примерно 160 тысяч курдов, почти все на Кавказе, и лишь 3000 в Средней Азии.
Здесь, в «Красном Курдистане» на Кавказе, собственно и были сформированы все курдские освободительные движения, которые существуют во всех странах, где компактно проживают курды (это Турция, Ирак, Иран и Сирия).
Но, в 30-ьыъ годах отношение советских властей к курдам переменилось, курдская автономная область была ликвидирована, а ее курдское население было выслано в Среднюю Азию (Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан). Что любопытно, что переселенным в Среднюю Азию курдам было запрещено называть своих детей курдскими именами.  Такие имена просто не регистрировали.
Так что, если кто думает, что сталинские переселения народов начались во время Великой Отечественной Войны — то он ошибается.
Но, после окончания Великой Отечественной Войны, отношение СССР к курдам вновь меняется. В январе 1946 году СССР, на оккупированной тогда советскими войсками территории Иранского Курдистана организовывает курдское государство во главе с Кази Мухаммедом. Столицей курдской «Республики Мехабад» стал город Мехабад.
Так что тогда служили два товарища бок о бок (см. картинку над текстом).
Но эта идиллия быстро закончилась. Это государство, существовавшее с 22 января по 15 декабря 1946 года, и было первым курдским государством в современной истории,
 Но к концу 1946 году советские войска были выведены из Ирана, и иранская армия быстро заняла восставшие провинции Иранского Курдистана. Но надежды на восстановление просоветского курдского государства СССР не оставлял. Поэтому, в частности, Мустафа Барзани, отец Масуд Барзани (он с 2005 года по 2017 год был президентом иракского Курдистана), тогда покинул «Республику Мехабад» вместе с советскими войсками и вместе со своими бойцами.  Он проживал в СССР более 10-ти лет, сначала в Баку, а потом в Ташкенте.
Лишь в 1958 году Масуда Барзани, после того, как в Ираке произошел военный переворот, возвращается в Курдистан, в этот раз Иракский.
А вот после распада СССР роман России с кураами закончился, и отношения к идее независимого Курдистана у России с тех пор однозначно негативное.
Сегодня турки, то есть люди, которые обычно мирно выращивают пшеницу, ведут бои в районе Африна против курдов и сирийской армии. Африн — сирийская территория. Сирия — союзник России. И, тем не менее, отношение к турецкой экспансии в сирийский Курдистан у России внешне нейтрально-пасторальное.
Эфенди Эрдоган, по характеру человек внезапный и резкий, как диарея, бросает в бой все новые и новые силы. Естественно, при этом гремят оркестры и другие патриотические восклицания: «Каждый, кто не лишен совести», «От женщины Родина, прежде всего, ждет потомства», «И это не каприз, а воля», «Простая и ясная мысль о благотворности начала просачиваться в самые широкие массы», «Как вдруг со стороны параши послышался чей-то высокий голос»…
Еще в 1919-22 годов греко-турецкая война закончилась эвакуацией греков из Малой Азии. 400 тысяч христиан удалось вывести из Смирны (Измира), а 200 тысяч человек турки вырезали. Мустафа Кемаль Ататюрк по этому поводу удовлетворенно заявил: «Я вижу великий знак того, что Турция очистилась от иноземцев и предателей. Отныне Турция принадлежит туркам!». 
В результате в Турции сегодня проживает только 200 000 христиан по сравнению с 2 млн в 1920 году. То есть, после геноцида армян в 1915-16 годах, когда было убито 2,5 миллиона человек. А все население Османской империи в 1914 году составляло 18,5 миллионов человек. В границах же собственно Турции до Первой Мировой войны проживало 9 миллионов человек. Их них 4,5 миллиона, то есть половина, была христианами.
И это при том, что В 1783—1913 году в Османскую империю иммигрировало 5 000 000 — 7 000 000 человек, 3 800 000 из которых были выходцами из России (северного Кавказа). Начиная с XIX века, в Османскую империю началась массовая эмиграция всех мусульман (так называемое мухаджиры) с Балкан.
И, к концу существования Османской империи, в 1922 году, большая часть населения Турции уже были потомками эмигрантов с Балкан и из Российской империи. Так что национальный состав современной Турции — это большая отдельная тема…
…После греко-турецкой войны 1920-22 годов был длительный перерыв, но в 1974 году очищение матери-Турции от иноземцев продолжилось, и Турция захватила 37% территории Кипра, что для нее прошло совершенно безнаказанно. А в середине октября 2017 года турецкие войска вошли в сирийскую провинцию Идлиб, где и пребывают по сию пору.
Эти события очень прибавило туркам боевого духа. Это выражается в частности в том, что город Алеппо, к примеру, на турецких географических картах изображен как турецкий. Сирийский Курдистан — а это четверть территории Сирии. По мнению Турции, и сирийский Курдистан с матерью-Турцией воссоединиться просто жаждет.
По данным ВОЗ, в Сирии за годы войны погибло полтора миллиона человек и 12 миллионов стали беженцами (из общего числа довоенного населения 22 млн).  Из них в Турции находится более трех миллионов сирийских беженцев, и их число ежедневно растет. Так что в Сирии без Турции никак.
Тем более, что Сирия, как, впрочем, и Ливан — это два чисто французских проекта, родившихся с многочисленными врожденными уродствами из вилайета Османской империи, который существовал 400-ста лет. Так что просто не надо мешать Турции вставать с колен…
…Но — взрыв, столб пламени, крики радости — и танк подбит. Не успел начаться день — как такой удар.
Против турок сегодня воюют и американцы, помогающие курдам, Сирия, иранцы и подчиненные им шиитские милиции,  а таковых в Сирии порядка 80 тысяч, в конце концов сами курды.
Да и сионисты, как обычно всегда готовые всем воткнуть нож в спину, в этом конфликте явно не заинтересованы в восстановления Османской империи в ее былом величии и великолепии. За что, конечно же, Израиль нужно осудить, наказать, исключить, отдать под международный суд…
На этом фоне Россия как-то по-тихому растворилась в прозрачном воздухе. Любит или игнорирует, как говорится, внешне не понятно. Хотя курдам, конечно, негласно Россия помогает.
 Может быть поэтому успехи потомков янычар на поле боя пока минимальны.  Но это уже совсем другая история.


Рецензии