Гениальная формулировка

Славный город Батуми! Сколько талантливых, именитых и просто прекрасных людей ты подарил этому миру! Есть среди них и Гении, не так много, как хотелось бы, но гениев много быть и не должно. По крайней мере, в этой стране. Несколько перефразируя Талькова: «…Быть может через сто веков в стране (хотя бы, авт.) Недураков…» О себе пока молчу, поскольку я — гений временно не признанный, хотя «…прочь сомненья, даешь к подножью лавры и цветы!»

Родился я в Батуми в 1960-м. «Малчик»,— спокойно констатировал принимавший роды доктор. Мама рассказывала, что я не кричал. Такое бывает: редко, но некоторые новорожденные сами начинают дышать. Большинству же требуется легкий шлепок по попе, следствием которого и становится работа легких, сопровождаемая приветствующим этот мир криком. Я не кричал, поэтому мама очень испугалась: «Почему Он молчит»!? — Роды у нее были не первыми. Акушерка, больше чтобы успокоить маму, легко шлепнула меня по попе. — Я не закричал. «Что с ним!» Акушерка в сердцах шлепнула чуть сильнее. — Тот же результат. На этот раз доктор вмешался в процесс: «Нэ надо, Он дишет!» В ответ на что я весьма четко изрек: «Ки!» Все, кто был в родовой, повернулись в мою сторону, затаив дыхание: «ки» по-грузински значит «да». Родовая взорвалась громким хохотом. «Нэ малчик, мущына радылся, настаяшый грузын!» — подытожил доктор.

Славный город Батуми! До меня (в том же роддоме, заметьте) на свет появился гениальный фантаст Аркадий Стругацкий (1925), после меня — гениальные братья Константин (1963) и Валерий (1965) Меладзе. Всего 114 имен, достойных упоминания, я насчитал в Википедии. Среди хорошо мне знакомых — Абашидзе и Плужников. Моего имени там, естественно, пока нет: время не пришло; режим секретности, так сказать, пожизненная подписка о неразглашении; — но всему свой срок. Как известно, Время не только приходит и уходит, течет и меняется, бывает потерянным и долгожданным,— оно еще и лечит, и тайны скрывает. В общем, сколько можно обо мне?

Кстати. Как по-настоящему скромный человек, скажу, что обо мне можно бесконечно. Да где ж вам, мои хорошие, столько терпения стяжать?

Что б ни обидеть невниманием гениальный тандем братьев Меладзе, обязательно стоит восхититься их творчеством. Достойно, весьма достойно! Ну-тк: земляки! Вдохнули ребятки субтропического морского воздуха на первых мгновениях жизни,— вот и результат! Люди думали, что они кричат при рождение, а они пели!

О братьях Меладзе я узнал в достаточно зрелом возрасте (что и говорить, — молодежь), а на братьях Стругацких я все-таки воспитывался. На их творчестве, конечно. «Трудно быть Богом», «Понедельник начинается в субботу» — вещи программные. Я и наукой заниматься стал в какой-то мере из-за «Понедельника». Вернее, с головой уйдя в науку, осознал, что Стругацкие полностью правы: у людей увлеченных не бывает выходных, для них действительно понедельник начинается в субботу, в то время как мирно жующее человечество отправляется пастись на дачи, пикники, уикенды и прочие-всякие рыбалки.

На счет собственной гениальности (после одного озарения, о котором ниже) начали одолевать меня смутные сомнения. Тяжело, точнее, долго до меня доходит очевидное. Может именно потому оно и становится невероятным. Это я веду речь о понедельнике, который начинается в субботу.

Я ведь, как говорил Владимир Владимирович Маяковский, по рождению — грузин. Какие-никакие грузинские слова, словосочетания, выражения так или иначе я знаю. Хоть и не проживал постоянно в Батуми, однако, часто там бывал: каникулы, отпуска, командировки. В Батуми жили мой дед и моя тетя. Племянница Наташа грузинский знает в совершенстве на уровне носителя родного языка. Она даже во сне в детстве, насколько я помню, говорила по-грузински.

Аркадий Натанович Стругацкий, как уже говорилось, родился в Батуми, и прожил в Грузии с рождения до юношества. Думаю, знание грузинского у него было много совершеннее моего. Да и склонность к иностранным языкам его общеизвестна: не с кондачка он стал военным переводчиком. Перво-наперво изучаемое в любом языке — без сомнения — счет. По-грузински от 1 до 10: эрти, ори, сами, откхи, кхути, эквси, швиди, рва, цхра, ати. Русские буквы, конечно, плохо передают реальное произношение, но сейчас не об этом.

Во вторую голову, подлежат изучению дни недели. И тут начинается очень интересная ниточка взаимосвязи с творчеством Стругацких. Как, вы думаете, по-грузински называются дни недели? Например, «суббота»? — Шабати! Шабат - суббота - шабати — название дня недели, пришедшее в русский и грузинский языки по религиозным соображениям. А оно ведь на слуху. «Великое дело!» — Скажете вы. Только это ведь не сказка, сказка будет впереди. Воскресенье — квира, понедельник — оршабати, вторник — самшабати, среда — откхшабати, четверг — кхутшабати, пятница — параскеви. То есть, воспринимая дословно,— суббота, она же первая суббота, а потому просто «шабати». А понедельник дословно — вторая суббота. Как вам связочка между субботой и понедельником!

Зная грузинский язык (хотя бы в объёме счета и названий дней недели), невозможно будет выразить идею увлеченности иначе, чем «понедельник начинается в субботу». Спасибо гению Стругацкого: гениальность формулировки лишь острее подчеркивает гениальность содержимого.

И еще. Иногда, чтобы стать гениальным, достаточно быть всего лишь наблюдательным.


Рецензии
В рассказе предостаточно иронии и самоиронии. Наблюдательность автора, выстраивающего логические цепочки - тоже присутствует.Другими словами, у автора есть все возможности доказать свою гениальность в собственном творчестве.

Александр Ляшко   30.12.2019 17:26     Заявить о нарушении