Иордания. Петра. Влюбиться и вернуться. Часть 6
В начале первого тысячелетия до нашей эры в Вавилоне разговаривали на арамейском языке. Вавилоно-ассирийский был языком официальным. В Петре разговаривали так же на арамейском. Плюс в облике богов набатеев прослеживается шумерско-вавилонская традиция.
Получается все просто – и Вавилон и Петру построили великаны. Откуда они пришли и куда ушли, никто не знает. Откуда пришли набатеи и куда они ушли - так же неизвестно.
Главный Бог набатеев Душара, был многоликим Богом. Он был Богом -Громовержцем, как Зевс. Был богом растительности, земледелия, виноделия, почти как Бог Дионис. Кроме того, Душара был личным Богом правящей династии.
Бог изображался в виде каменной чурки, которой поклонялись, и ей же приносили жертвы. Под идолом стоял золотой пьедестал, а самого идола поливали жертвенной кровью. Торжества в честь Душары проводили в день зимнего солнцестояния, поэтому многие исследователи и связывают его культ с культом солнца.
Душара - двуликий Бог, один его лик – это лев, второй – змея.
В Иордании, как это ни странно, проживает много выходцев с Кавказа – чеченцы, черкесы и многие другие малые народы. Все они говорят на арабском языке, но сохранили свои традиции и культуру. Ну так вот, в эпосе этих народов есть сказ о том, как ребенок родился из камня. А мы же помним, что Душара был рожден девой-камнем.
У набатеев были боги женского рода. Их было всего три. И этих же Богинь почитали древние арабы на Ближнем Востоке. аль - Уззу, аль - Лат, Манат – эти Богини перекликаются и с древними греками, с жителями Йемена и Египта, с древними шумерскими и хурритскими богинями.
Именем аль-Лат клялись древние воины, так она была богиней луны, и ее считают матерью всех богов.
Что интересно – греки путали арабов и набатеев. Сами же арабы смешивали набатеев с ассирийцами. А на набатейских памятниках 3 века до нашей эры, которые сохранились в Петре и разбросаны по Синаю, остались надписи на языке, который очень похож на классический арабский язык.
Вот мы подходим к самой Петре. И понимаешь, что здесь возникает еще больше вопросов, чем могут дать ответы гиды или книги по истории Иордании.
Путь в древний город начинается по дороге, которая постепенно спускается вниз. Никаких лошадей, никаких вытрясающих мозг повозок. Только пешком. Поверьте, эти 3, 5 км вы пройдете так незаметно для себя, что…
Первое, что мы видим – это песок и превалирующий желтый цвет. Светит яркое солнышко, вроде бы тепло. Но правы были те, кто взял в ущелье теплую одежду, очень быстро жара сменится пронизывающим ледяным ветром.
Бодрым шагом мы идем вниз. Пройдя турникет, мне считывают штрих код на билете и после меня вся электронная система ломается. Остальной группе дырявят билетики банальным дыроколом.
Головой можно начинать крутить немедленно. И справа, и слева нам открываются не просто горы из песчаника с каменными нагромождениями, а уже начинаются рукотворные гроты и пещеры. В этой части Петры все открыто сильным ветрам, песчаник обдувается и поэтому имеет округлые формы. Нам очень повезло, потому что днем ранее в Петре прошел сильный ливень, видимо, тот самый, который чуть не залил нас в Иерусалиме. Гулять под холодным проливным дождем без зонтов, я думаю, было бы не так приятно.
Реально кажется, что это дети великанов, маленькие великанчики, играли с пластилином и налепили различных фигурок в этой песочнице. Потом про них забыли. А сами дети великанов куда-то ушли из нашего мира. Видимо, в марсианскую песочницу. Но при этом оставили нам какой-то поистине неземной ландшафт! Гид нам рассказывал, что много миллионов лет назад здесь было дно Красного моря. Море ушло, и людям остались одни только загадки и фантастические, нереальные, неповторимые виды.
В древних легендах Востока есть сказания о том, как волшебные существа перемещали горы, как шахматные фигурки. Находясь еще в самом начале нашего пути в Петру, верится во все, настолько вас поражает все увиденное. И сразу забывается и долгая дорога, и долгое ожидание виз на таможне. Петра стоит всех неудобств и задержек в пути.
Первое, где мы делаем остановку – это Цистерны Джинов. Это огромные каменные кубы, которые находятся под желтыми, будто специально надутыми холмами. Некоторые ученые предполагают, что когда-то вход в город украшали огромные статуи. И эти пьедесталы остались от них.
Судя по размерам пьедесталов, стоящие на них в древности статуи, могли быть больше знаменитых статуй Рамзеса Второго в храме Карнака. Хотя, они могли быть такими же огромными, как Колоссы Мнемона, которые и сейчас стоят по дороге к Долине Царей в Луксоре, или даже выше. Ни камешка не осталось от предполагаемых статуй в Петре.
Цистерны не идентичны, они разные по рисунку, и чему служили на самом деле не известно.
Мы подошли ко второму значимому объекту на нашем пути – Гробница Обелискная. Она предназначалась для человека по имени Абд Малик. Это уже были времена гречества. Исследователи назвали гробницу Обелискной, а в тексте напротив фасада прочитали имя человека. Никто не знает для чего это сооружение употреблялось раньше, до того как стало обширным саркофагом. В ней не было найдено ничего – ни скелетов, ни предметов заупокойного культа, ни рисунков о загробной жизни, ничего.
Верх гробницы украшает ряд обелисков пирамидальной формы, которые указывают на небо. А между обелисками чернеет вход в склеп, в котором, наверное, когда и лежал труп Абд Малика. На нижнем этаже располагались поминальные помещения.
Свидетельство о публикации №218020900896