Иордания. Петра. Влюбиться и вернуться. Часть 6

Обратимся опять к арабским историкам. Историк 10 века Аль-Масуди в своих записках не объяснял, откуда взялись набатеи, но приписывал им строительство Вавилона. Вавилон – это самый знаменитый гигантский древний город мира. И гигантизм зданий этого города хорошо перекликается с гигантскими храмами и некрополями Петры. Легенды и сказки Востока опять обращают нас к идее, что предки набатеев были…великанами!

В начале первого тысячелетия до нашей эры в Вавилоне разговаривали на арамейском языке. Вавилоно-ассирийский был языком официальным. В Петре разговаривали так же на арамейском.  Плюс в облике богов набатеев прослеживается шумерско-вавилонская традиция.

Получается все просто – и Вавилон и Петру построили великаны. Откуда они пришли и куда ушли,  никто не знает. Откуда пришли набатеи и куда они ушли - так же неизвестно.

Главный Бог набатеев Душара, был многоликим Богом.  Он был Богом -Громовержцем, как Зевс.  Был богом растительности, земледелия, виноделия, почти как Бог Дионис. Кроме того, Душара был личным Богом правящей династии.

Бог изображался в виде каменной чурки, которой поклонялись, и ей же приносили жертвы. Под идолом стоял золотой пьедестал, а самого идола поливали жертвенной кровью. Торжества в честь Душары проводили в день зимнего солнцестояния, поэтому многие исследователи и связывают его культ с культом солнца.

Душара - двуликий Бог, один его лик – это лев, второй – змея.

В Иордании, как это ни странно, проживает много выходцев с Кавказа – чеченцы, черкесы и многие другие малые народы. Все они говорят на арабском языке, но сохранили свои традиции и культуру. Ну так вот,  в эпосе этих народов есть сказ о том, как ребенок родился из камня. А мы же помним, что Душара был рожден девой-камнем.

У набатеев были  боги женского рода.  Их было всего три.   И этих же Богинь почитали древние арабы на Ближнем Востоке. аль - Уззу, аль - Лат, Манат – эти Богини перекликаются и с древними греками, с жителями Йемена и Египта, с древними шумерскими и хурритскими богинями.

Именем аль-Лат клялись древние воины, так она была богиней луны, и ее считают матерью всех богов.

Что интересно – греки путали арабов и набатеев.  Сами же арабы смешивали набатеев с ассирийцами. А на набатейских памятниках 3 века до нашей эры, которые сохранились в Петре и разбросаны по Синаю, остались надписи на языке, который очень похож на классический арабский язык.

Вот мы  подходим к самой Петре. И понимаешь, что здесь возникает еще больше вопросов, чем могут дать ответы гиды или книги по истории Иордании.
Путь в древний город  начинается по дороге, которая постепенно спускается вниз.  Никаких лошадей, никаких вытрясающих мозг повозок. Только пешком. Поверьте, эти 3, 5 км вы пройдете так незаметно для себя, что…

Первое, что мы видим – это песок и превалирующий желтый цвет. Светит яркое солнышко, вроде бы тепло.  Но правы были те, кто взял в ущелье теплую одежду, очень быстро жара сменится пронизывающим ледяным ветром.

Бодрым шагом мы идем вниз.  Пройдя турникет, мне считывают штрих код на билете и после меня вся электронная система ломается.  Остальной группе дырявят билетики банальным дыроколом.

Головой можно начинать крутить немедленно.   И справа,  и слева нам открываются не просто горы из песчаника с каменными нагромождениями, а уже начинаются рукотворные гроты и пещеры. В этой части Петры все открыто сильным ветрам, песчаник обдувается и поэтому имеет округлые формы. Нам очень повезло, потому что днем ранее в Петре прошел сильный ливень, видимо, тот самый, который чуть не залил нас в Иерусалиме. Гулять под холодным проливным дождем без зонтов, я думаю, было бы не так приятно.

Реально кажется, что это дети великанов, маленькие великанчики, играли с пластилином и налепили различных фигурок в этой песочнице. Потом про них забыли. А сами дети великанов куда-то ушли из нашего мира. Видимо, в марсианскую песочницу. Но при этом оставили нам  какой-то поистине  неземной ландшафт!  Гид нам рассказывал, что много миллионов лет назад здесь было дно Красного моря. Море ушло, и людям остались одни только загадки и фантастические, нереальные, неповторимые виды.

В древних легендах Востока есть сказания о том, как волшебные существа перемещали горы, как шахматные фигурки.   Находясь еще в самом начале нашего пути в Петру,  верится во все, настолько вас поражает все увиденное. И сразу забывается и долгая дорога, и долгое ожидание виз на таможне. Петра стоит всех неудобств и задержек в пути.

Первое, где мы делаем остановку – это Цистерны Джинов. Это огромные каменные кубы,  которые находятся под желтыми, будто специально надутыми холмами. Некоторые ученые предполагают, что когда-то вход в город украшали огромные статуи.  И  эти пьедесталы остались от них.
Судя по размерам пьедесталов, стоящие на них  в древности статуи,  могли быть больше знаменитых статуй Рамзеса Второго в храме Карнака. Хотя, они могли быть такими же огромными, как Колоссы Мнемона, которые и сейчас стоят по дороге к Долине Царей в Луксоре,  или даже выше. Ни камешка не осталось от предполагаемых статуй в Петре.

Цистерны не идентичны, они разные по рисунку, и чему служили на самом деле не известно.

Мы подошли ко второму значимому объекту на нашем пути – Гробница Обелискная. Она предназначалась для человека по имени Абд Малик. Это уже были времена гречества.  Исследователи назвали гробницу Обелискной, а в тексте напротив фасада прочитали имя человека. Никто не знает для чего это сооружение употреблялось раньше, до того как стало обширным саркофагом. В ней не было найдено ничего – ни скелетов, ни предметов заупокойного культа, ни рисунков о загробной жизни, ничего.

Верх гробницы украшает ряд обелисков пирамидальной формы, которые указывают на небо. А между обелисками чернеет вход в склеп, в котором, наверное, когда и лежал труп Абд Малика. На нижнем этаже располагались поминальные помещения.


Рецензии