Лимит адекватности

    У всякого сознания в этом мире есть лимит, в пределах которого оно может адекватно воспринимать все преподносимые ему доводы. А за его пределами оно может вести себя как угодно, и в отношении любой мысли проявить любую нелогичность и необоснованность, насколько бы последовательной сама эта мысль не была.
    Образно, суть проблемы выглядит так. Представьте корову, которую поместили в лабиринт, где она в одном конце, а корм в другом, и ей надо пройти из точки А в точку Б. Но лабиринт сложный, а мышление у неё не очень, и вот она блуждает в нём, усталая и голодная, а корм всё ещё так и не найден. И тут, допустим, перед ней кладут уменьшенный макет лабиринта, где в нужных местах в качестве подсказок фигурка коровы и охапка травы, и путь между ними прочерчен яркой жирной линией. Будет ли она на это смотреть и думать, как это использовать? Вряд ли – она пройдёт мимо, не обратив внимания, и продолжит бродить по лабиринту в рамках своих мотиваций. Потому, что её соображений просто не хватит извлечь пользу из такой подсказки.
    Для коровы шпаргалка лабиринта будет просто неинтересным предметом на её пути, который непонятно, зачем нужен. А смотреть и думать, зачем он нужен, она не будет, потому, что ей не понятно, зачем это делать. Потому, что так устроена механика ограниченного сознания: сначала вывод о том, что что-то не нужно (потому, что непонятно, зачем нужно), а затем оправдание (потому, что не увидели ничего нужного), а не увидели потому, что не смотрели, не проверяли, а не делали этого потому, что непонятно, зачем это нужно.
    Это для человеческого мышления прямой путь в такой ситуации будет сначала посмотреть в шпаргалку, а потом пойти сразу по правильному маршруту. Но это только потому, что он смотрит на ситуацию сверху, с высоты своего сознания. А путь на эту высоту для всего его вида в своё время был очень долгий и тернистый, а для многих индивидов до сих пор ещё и проходит с чужой помощью. А самостоятельно по такому пути идти с нуля мало кто готов. И для коровьего мышления в данном случае прямой путь будет не тратить внимание на то, что непонятно, а заниматься тем, что понятно (в данном случае ему будет понятно, что надо куда-то идти, но непонятно, куда, однако понятно, что куда-то идти надо, поэтому надо идти куда угодно, только не стоять на месте, и не отвлекаться на то, что непонятно).
    Аналогичным образом устроено и сознание человека. Есть цепочки доводов, которые он готов принять во внимание, а есть такие, которые он просто пропускает мимо. И делает это с самым серьёзным выражением лица, потому, что самые большие упущения всегда именно с таким и делаются.
    Например, взять исторический спор о вращении Земли. Факт её вращения можно наглядно доказать при помощи маятника Фуко, а можно одним только обращением внимания на то, почему у реки обычно один берег крутой, а другой пологий. Маятник Фуко – это большая конструкция из грузила, подвешенного на очень длинной верёвке, и раскачанного из стороны в сторону так, что по ходу вращения земли его амплитуда постепенно отклонятся. Чтобы эффект был наглядно заметен, маятник должен качаться долго, а для этого его надо делать очень большим, что часто весьма сложно, поэтому иногда проще прибегнуть к объяснениям, как устроена природа уже знакомых и привычных нам окружающих нас вещей.
    Представьте, что вы льёте воду из шланга и при этом вращаетесь – получится струя воды, принимающая форму спирали. А теперь представьте, что вращаетесь не вы, а площадка, на которой вы стоите – получится та же самая спираль, ложащаяся на площадку не прямой линией, а уходящей в сторону. А теперь представьте, что перед вами на этой площадке поставить коридор с двумя стенами – струя будет лить не посередине между ними, а на ту стену, которая мешает ей закручиваться. Ну так вот русло реки – это тот же коридор, по которому вода течёт сверху вниз, а Земля крутит её с запада на восток, и её течение (в северном полушарии) набегает на западный берег и подмывает его (если течёт от полюса к экватору). Если же течёт в сторону полюса, то подмывать будет восточный берег (представляем, что мы встаём с нашим шлангом к краю диска и направляем поток в центр). Струя воды получает два вектора движения: первый направлен напором в сторону центра, а второй инерцией вращения по касательной к его направлению (при вращении против часовой стрелки это будет вправо). И т.о., в центр мы не попадём, зато очень хорошо помоем правую стенку. В южном полушарии всё будет, соответственно, зеркально наоборот.
    Называется это сила Кориолиса, и благодаря ей же у железнодорожных рельсов правая с внутренней стороны одна стачивается больше, чем левая, а артиллерийские орудия, пристрелянные в одном полушарии, будут мазать в другом. И т. о., одним только фактом подмытости западных берегов рек (и т.п. явлений) можно доказать факт вращения Земли. Но это только теоретически, а на практике всё обычно бывает по-другому. Потому, что не всё, что работает в объективной реальности, работает в головах людей, делающих свои соображения с серьёзными лицами.
    Допустим, вы хотите доказать вращение Земли человеку, который с детства привык думать, что всё вертится вокруг неё. Его всю жизнь окружали люди, которые думают так же. И все они верят каким-то святым для них писаниям, в которых именно так и написано. А вы ему вдруг приводите какую-то цепочку доводов, которая ведёт ход размышлений совсем в другую сторону. Человек внимать вам не спешит. Вы объясняете ему про силу Кориолиса, показываете берег реки, а он говорит: «А не факт, что он такой из-за этого!». Его спрашиваешь: «А как ты ещё можешь объяснить этот факт?» – «Не знаю…» – «Ну тогда, как будешь знать, тогда можешь настаивать на альтернативной версии, а пока изволь принимать эту» – «А может, берег только здесь такой!». Показываете ему берег в другом месте – то же самое. А в ответ: «Ну и что, а я вот в других местах видел оба одинаковых…» – «А в каком направлении так текла река – радиально вращению или продольно?» – «А я не помню…» – «Ну вот когда вспомнишь, и приведёшь пример западного неподмытого берега старой реки, тогда и поговорим, а пока изволь принимать, что всё так, как я говорю» – «Всё равно не согласен…» – «А какие у тебя основания?» – «Не знаю, какие, никакие, но вот не согласен и всё!».
    Когда оппонент не хочет принимать последовательных доводов, это и есть тот случай, когда их цепочка выходит за пределы его лимита адекватности. А всё, что в пределах его лимита, перевешивается инертностью всего того, чем забита его голова. У него есть чёткий путь: вот его убеждения, в которых он видит дело таким, каким его научили, вот подтверждения всех его единомышленников, вот свидетельства, записанные в священных писаниях. А больше ему ничего не нужно – зачем ему ещё что-то искать, когда здесь уже найден путь, который его устраивает? Ну так, может, сначала тогда пройти по каждому до конца, а потом уже сравнивать, какой куда ведёт? Нет, сначала вывод, что это не нужно, а потом всё то, что вытекает из этого вывода. И будь приведённые ему доводы, как шпаргалка по лабиринту, при помощи которой можно легко пройти до самого конца – ему они ему всё равно не нужны. Так же, как той корове не был нужен макет с подсказками, и которая скорее наступит на него и нагадит, чем решит использовать.
    Аналогичным образом устроено сознание людей и в политическо-правовом плане. Есть определённая доктрина, забивающая им голову в пределах их лимита, и в рамках их понимания дела из неё для них следует их правота. А если их втянуть в сложные для них разбирательства, то многие из них просто отмахнутся от заданных вопросов, и продолжат переть со своими принципами. И они не видят берегов в своей неадекватности там, где её разоблачение выходит за их лимит адекватности. И когда сознание таких людей сливается в общую массу, их неучтивость становится настолько инерциальной и неповоротливой, что она просто прёт, как стадо на полном ходу, которое готово сбивать с ног и затаптывать всё, что о него оказывается на пути. И когда те, кто вместо того, чтобы просвещать таких людей, напускают ещё больше пара своей пропагандой в их сознание, противопоставить ей получается практически нечего.


Рецензии
С некоторых пор, мои интернетные знакомые стали бояться поздравлять меня с христианскими праздниками. Потому что поняли, что "ничего хорошего", и "ну его подальше".

А всё потому, что мне мало того, что меня поздравили с каким-то праздником и пожелали всего хорошего. Мне ж ещё надо знать, что это за праздник такой, а почему он празднуется именно так, а почему именно сегодня, а что означают эти символы... И если оказывается, что они не знают ответов на все эти вопросы (а они их никогда не знают, потому что привыкли поздравлять "потому что так принято, и всё") - то я начинал сам объяснять им, что это за праздник, откуда взялись эти символы, и всё такое прочее... Но! Самое занятное, что объясняю я это совсем не так, как батюшки в церкви.

Например, если речь идёт о Пасхе, то я сначала начинаю цитировать Библию, где наглядно показывается, что Иисус праздновал Пасху вовсе не так, как в православной церкви, и даже вовсе не в том месяце, и совершенно не в воскресенье, а в пятницу! И более того, не всегда на пятницу припадал этот праздник, и вообще, если сверить с еврейским календарём и днём православного празднования воскрешения Христа, то получается, что, согласно православному календарю, Христос воскрес ещё до того, как Его распяли!... Но и это не всё. Далее я начинаю рассказывать о языческом празднике плодородия, который праздновали на Руси ещё до прихода христианства... И суть этого праздника сводилась к поклонению фаллосу и яйцам, - отчего кулич по сей день выпекается в виде фаллоса... А фаллос этот не чей-нибудь, а самого антихриста, а это значит, что христиане, поедая кулич, на самом деле делают минет антихристу...

В итоге, мои христианские друзья в панике разбегаются от меня прочь, и перестают не то что поздравлять меня, а и вообще здороваться со мной...

Тоже наглядный пример лимита адекватности.

Братислав Либертус Новинки   14.02.2018 16:59     Заявить о нарушении
Трамп = адекватен?

Ан Леере   14.02.2018 16:58   Заявить о нарушении
Мы знакомы с Трампом?...

Братислав Либертус Новинки   14.02.2018 17:00   Заявить о нарушении
Вы? Я не знаком... Мне хватить того, что я знаю...об америкосах... простых...которых принимал...

Ан Леере   14.02.2018 17:01   Заявить о нарушении
Вы вообще, кому вопрос задаёте? А-ну, кыш из-под чужой рецензии. Пишите свою.

Братислав Либертус Новинки   14.02.2018 17:02   Заявить о нарушении
Кыш = это ваше имя... Я Ан! Будем знакомы.

Ан Леере   14.02.2018 17:05   Заявить о нарушении
Куда не зайди... Сплош Трампы и Меркель! И Порошенко!

Ан Леере   14.02.2018 17:06   Заявить о нарушении
Да уж, действительно, Вашими стараниями, Ан Леере. Надеюсь, Вам за это платят, ибо в противном случае, не вижу повода для Вашей гордости собой.

А-ну, кыш отсюда. Спамер сраный.

Братислав Либертус Новинки   14.02.2018 17:19   Заявить о нарушении
О, да я смотрю тут разбирательство на пределе адекватности идёт. А историю про Пасху Вы интересную, конечно, рассказали. Но вот у меня вопрос: а католики, что, без яиц её празднуют? Просто, если праздник плодородия чисто русский, то у них такой традиции быть не должно?

Роман Дудин   14.02.2018 17:51   Заявить о нарушении
Кыш у вас какой? Трамповский или Путинский... Или отсебятина?

Ан Леере   14.02.2018 18:43   Заявить о нарушении
Праздник плодородия не совсем чисто-русский, а его в те времена праздновали по всему континенту. В Японии его до сих пор празднуют во всём расцвете, и делают отличные поделки из карамели на палочке, и прочую сувенирно-кондитерскую продукцию. Когда смотришь фотографии с ихнего праздника (марш гомосеков просто отдыхает по сравнению с тем, как в Японии празднуют праздник плодородия), то поначалу просто приходишь в шок от такого откровенного разврата, когда маленькие девочки с недоразвитыми грудями, и даже мальчики - сосут сладкий пенис, или носят обручи с пенисами на голове...

Но если вникнуть в проблемы демографии в стране, причина которого в основном именно в том, что они выпускают лучшую компьютерную технику в мире, и всплошь все компьютезированы настолько, что у них действительно серьёзная проблема с этим, поскольку население страны падает из-за компьютерной зависимости, - то становится понятным, что этот праздник кажущегося (!) разврата направлен сугубо на то, чтобы убрать комплексы в голове молодёжи, стимулируя их к знакомствам между собой и, соответственно, к свадьбам и продолжению рода. Ведь не секрет, что и лучшие реалистичные секс-куклы тоже изготовляют именно в Японии, и эти куклы настолько хороши, что не так просто их отличить от настоящей женщины. Также у них очень популярны компьютерные игры, похожие на известный у нас Sims, где игрок, управляя компьютерной женщиной, общаясь с ней в режиме реальности, учится с ней строить отношения, - потому что японцы, именно в силу своей супер-занятости на предприятиях, совершенно закомплексованы и не умеют друг с другом даже знакомиться... Обратная сторона медали этой игры в том, что игрок, увлекаясь именно этой компьютерной женщиной, настолько привыкает к её облику, к её характеру, к её манерам (а там определённый образ женщины уже заложен в игре изначально, подкорректировать его нельзя на свой вкус, можно только знакомиться с ней такой, какая она есть), - что потом уже не умеет порвать с ней отношения, не умеет её разлюбить, чтобы наконец, перейти к практикованию построения отношений с настоящей женщиной...

В общем, для них праздник плодородия и индустрия секс-игрушек - это вынужденная мера, чтобы хоть как-то поднять демографию страны... И я предчувствую, что эта проблема очень скоро станет слишком очевидной и у нас, потому что компьютерная зависимость уже захлестнула и нашу молодёжь... Хотя, конечно, о занятости, равной занятости японцев, говорить пока не приходится. А в Японии люди пашут по полторы смены в сутки, и по сути света белого не видят... Да, они зарабатывают хорошо, но сколько они тратят! Причём, тратят не только на жизненно необходимые вещи, такие как еда и коммунальные услуги, но очень много тратят на услуги, направленные на снятие стресса... Там такая уйма и такое разнообразие стрессо-снимающих услуг, что мы и в представить не в состоянии, как они до такого додумались. Например, для девушек там есть такие специальные бары, куда они приходят, чтобы просто посидеть и поболтать с парнем, которого они выберут (эти парни при этом баре вроде как проститутки, но без секс-услуг, в их обязанности входит просто беседа с девушкой, не выходя из этого бара), и за один вечер в этом баре, просто за поговорить - они выкладывают такие сумасшедшие деньги, сколько средний японец зарабатывает за неделю!... Вот это меня больше всего поразило. Что вот за работой это ж насколько надо изголодаться по простому человеческому общению, чтобы согласиться платить вот такие деньги...

Братислав Либертус Новинки   14.02.2018 19:31   Заявить о нарушении
Ну что же, очень познавательно. Спасибо, интересная инфа.

Роман Дудин   14.02.2018 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.