Орел и решка

Так уж получилось, что однажды, потеряв работу, занесло меня на биржу труда. По специальности никаких предложений не было и сотрудница центра предложила поучиться. Из ряда предложенных вариантов понравилась возможность стать сотрудником туристического агентства. Обучение длилось полгода, по окончании была   двухнедельная практика в агентстве, специализирующемся на поездках в Прагу и выдан диплом. За те  две недели  мне, по роду деятельности, пришлось проштудировать кучу литературы о Праге и ее окрестностях. Описания дворцов и замков,  соблазнения вкуснейшей чешской кухней и весьма экономичной стоимостью путевок. Кстати, мы всей семьей хотели съездить куда-нибудь,и начальник весьма рекомендовал, но... почему-то так и не впечатлило. Страну выбрали другую...

С тех пор прошло пятнадцать лет. Благодаря открытым границам появилась возможность повидать мир. А Чехия все откладывалась и откладывалась, несмотря на то, что каждое уважающее себя агентство в первую очередь предлагало для посещения ее.
— Как, вы еще не были в Чехии? Напрасно, напрасно. Очень недорого, очень познавательно, очень вкусно,— вещали очередные агенты, потирая ручки, уверенные, что денежки за тур уже у них в кармане.
Не соблазнялось. Но однажды это должно было свершиться. Как-то все совпало —  февральские студенческие каникулы, дочь случайно сильно обожгла руку, в связи с чем все теплые страны с купанием отменялись, а вот недорогой, в связи с зимним временем,  тур в Прагу... Ну что ж, решили мы - судьба.

Пару дней погуляли по Чешской столице, на третий была заказана экскурсия  в  Крумлов. Небольшой городок,  двадцать пять тысяч жителей. На улицах практически никого кроме туристов. Лепота. Красивые виды, стремящиеся попасть в ваш фотоаппарат или телефон, дабы впоследствии усладить очи  воспоминаниями. Гид мило вещал что-то о  ренессансе в наушники, а я , вытащив вездесущий планшет из рюкзачка запечатлевала увиденное. Собственно, кроме нашей и небольшой японской группы на обзорной площадке никого не было. От этой тишины и живописно теснящихся разноцветных домиков внизу ощущалось какое-то умиротворение, расслабление, удовольствие.
 — Женщина, у вас рюкзак расстегнут,— кто-то из нашей группы, осторожно тронул за рукав. Знаете, как это бывает, когда сердце ухает вниз. Вот вроде только что тукало себе ровно и нет его. Стаскивая рюкзак с плеч, я уже понимала чего там не будет. Его и не было. Синего кошелька с основной частью суммы на проживание: обеды, ужины, сувениры, все те удовольствия, ради которых и совершаются подобные вояжи. В отеле лишь, по рекомендации мудрой дочери, был оставлен НЗ сто евро, на  крайний случай. Проблема была озвучена гиду. Растерянный, он не знал что делать, идти ли искать кошелек, воров, полицию или, все-таки, продолжать экскурсию. Посовещавшись, решили, что первые три варианта бессмысленны. Группа  скинулась понемногу кронами. Голодными мы не остались. Но настроение было испорчено окончательно и бесповоротно.

 Стоит ли говорить, что вся последующая информация экскурсовода пролетела мимо наших ушей в тартарары. Единственное, что постарались запомнить, это во сколько и куда возвращаться к автобусу. Проголодавшись, весь народ во главе с гидом побрел в недорогой, рекомендуемый им, ресторанчик. Нас усиленно звали с собой, но как-то не хотелось сидеть и ловить на себе сочувствующие взоры и грустно кивать утешительным речам.  Воспользовавшись свободным временем, мы свернули в ближайшую неизвестно куда ведущую узенькую улочку. Где-то через полчаса, отыскав недорогое питейное заведение, мы вбухали в себя по два бокала  местного крепкого горячего вина и пошли кормить хлебом  с рук наглых толстых уток, выбравшихся на заснеженный берег быстрой в этом месте реки Влтавы.

Если спросить, какие впечатления от Крумлова? Да никаких. Вороватые люди. Равнодушная полиция. По окончании экскурсии гид таки предложил зайти в полицейский участок, тут же на площади. Нам сказали, что это не в их ведомстве, послали куда-то к черту на рога в другое отделение. Понятно, что все-равно ничего бы не нашли, но хотелось может быть хоть какого-то участия от официальных представителей власти.

Будь такое на родине...Да бывает такое и на родине, но втройне обиднее, когда на отдыхе.
 К приезду в Прагу действие вина закончилось. Я шла, вздыхала, ругала себя, что не выложила лишние деньги. Дочь утешала, что завтра напишет родственникам и нам переведут на карточку.Что даже, если бы не было карточки, у нее есть счет в сбербанке и можно перевести туда.(Сбербанк в Праге есть). И что даже если бы у нее не было ничего, мы бы все-равно не пропали.Можно было бы связаться с агентством и получить необходимые на проживание средства, воспользовавшись услугами сопровождающего гида. Я была безутешна. Писать кому бы то ни было о том, какой я лох, было крайне неприятно. И потому, между всхлипываниями и размазыванием слез по разгоряченному от принятия купленной в первый день сувенирной Бехеровки лицу бормотала, что не будем мы никому ни звонить, ни писать, что у нас есть сто евро и неделю мы на них проживем, и что , если дочь хочет, пусть звонит и рассказывает, и отдыхает, а я буду, как сурок сидеть в номере, страдать и никуда с ней не пойду.

Дочь долго крутила у виска, делала большие глаза, пыталась произносить какие-то несомненно разумные фразы об отдыхе, который грозил стать печальным, но увидев, как я собираюсь на оставшиеся от благотворительного сбора кроны отправляться за новым утешительным фактором, сдалась.

Утром мы поменяли неприкосновенный запас — сто евро. Получили целых две тысячи пятьсот крон на пять дней, впрочем, день отъезда смело отмели. Порадовались, что билеты на проезд в городском транспорте купили заранее на весь срок, также, как экскурсионную программу. Правда в последней есть загвоздка. Дело в том, что в  Чехии вход в местные достопримечательности оплачивается дополнительно.

Затем отправились бродить по Праге. Есть здесь такое замечательное местечко Вышеград. Вообще чешский и русский языки имеют единые славянские корни, поэтому, если знать о чем идет речь, вполне можно понять иностранного собеседника. В чешском языке много шипящих, из-за этого голос, объявляющий остановки, кажется нежным и томным: Водичково, Жишков...Правда, похожесть слов может несколько сбить с панталыку. К примеру вонять, значит в противоположность благоухать.В одном из меню прочитала как-то дочь руби, думала рубленое мясо, оказалась рыба. А вот еще история. Экскурсионный автобус остановился по прибытии на стоянку. Часть пассажиров вышла, и тут водитель решил переставить транспорт, который, возможно, по его мнению мешал проезду. Автобус задергался вперед, назад по чуть-чуть передвигаясь в нужном направлении. И тут по проходу побежал мальчик, который, видимо, подумав, что автобус сейчас уедет, громко закричал, - Дедушку забыли! Мальчик был совсем малыш и из его уст это звучало, как дедушку забили. Дедушка уже успел выйти и стоял за автобусом. Водитель изменился в лице. Дело в том, что чешское забили в переводе на русский -  убили. Кто ж знает, может и впрямь нерасторопный дедушка под автобус попал. Впрочем, все прояснилось быстро, к взаимной радости.

Музейный комплекс расположен на холме, оттого и Вышеград. Все просто, не ошибешься, где  искать, вышел из метро и поднимайся выше. Отсюда открывается великолепный вид на широкую Влтаву, пять мостов, среди которых и знаменитый Карлов. Экскурсии сюда не водят, гуляют мамочки с детками и такие же вот неорганизованные туристы. В центре Собор. У входа палаточка. Что в ней продают я не поняла. Свечи может? Подумала и прошла вслед за двумя молодыми людьми, с удивлением отметив про себя, что у двери как-то странно загорается лампочка, с красного на зеленый. Походила, поглядела, все как у нас. Певчие что-то выводят тонкими голосами, роспись, иконы. Дочь как-то странно не появлялась в поле зрения и у меня появилась версия, что , кажется, я сюда проникла не совсем законно. Версия подтвердилась при выходе. Дочь скромно переминалась у входа, рассматривая панораму старого кладбища.

Вообще к понятию смерти здесь какое-то странное отношение. Самосожжения в знак протеста. Или вот еще такой пример из давнего прошлого - сожжение всех красавиц в Чехии по обвинению   в колдовстве. Женщинам  вообще-то всегда жилось нелегко в давние годы. А тут уж и вовсе разошлись. Проверяли на предмет колдунья или нет, заключая несчастную в клеть и окуная в воды реки. Ежели выживет - колдунья, значит жечь. Ну, а ежели утопла, выходит- ошибочка вышла. Но зато прямиком несчастная жертва отправляется в рай. Оттого, как уверяют гиды, красивых женщин в Чехии нет. Извели всех. Впрочем, с именитыми мужчинами тоже обходились не лучшим образом. Принято было неугодных правителей вышвыривать из окон. Ну и менталитет.

- Чес. слово, там ничего интересного, - в ответ на укоризненный взгляд дочери пролепетала я. Кто ж знал, что вход в Храм платный. Дикость какая.
- Бум, бум...затрезвонили невидимые колокола, где-то там внутри  расположенные и оттого вызывающие сомнение, а точно ль звук живой, не в записи ли сие исполнение.
  Спустившись вниз, мы побрели вдоль реки  Рыбаков было мало, зато много уток и лебедей. Урвав по кусочку хлеба от запасливо припасенных с завтрака бутербродов, вполне можно было полюбоваться, как последние изящно изгибают шею для поимки лакомства. Однако,  и в наши шеи бутерброды тоже просклизнули незаметно. Вечерело. В  поисках ужина подешевле мы облазили несметное количество улочек. И нашли таки его.  "Старопоповецкий козел " прельстил старочешским  интерьером и вполне себе демократичными ценами. Ужин обошелся примерно в четыреста крон на двоих. Чем-то мы , думается, напоминаем тех мадам из "Орла и решки", одна из которых должна прожить два дня в чужой стране на сто долларов. Ну а нас двое и у нас четыре дня. Впрочем уже три.

К вопросу о странном отношении к смерти. Мне вообще любопытно было, что детские площадки в Вышеграде примыкали практически к кладбищенской ограде. А уж чего стоит костяница, принадлежащая, кстати, на сегодняшний день церкви. Из сорока тысяч  найденных в слишком поверхностном захоронении человеческих костей был сотворен целый музей. Люстры, подсвечники, гирлянды. Впечатляющее зрелище. Стоит посмотреть, но не стоит слишком задумываться из чего это, потому что иначе просто мороз по коже. Черепам и костям бывших когда-то людей сотни лет. Пожалуй, это было единственное место, где не хотелось фотографироваться на фоне. Казалось, черепа смотрят на тебя пустыми глазницами, осуждающе,- За что нам такие муки? Зачем нам эта вечная жизнь. Похороните наши останки, дайте превратиться в прах. Дайте природе завершить данное судьбой. Бррр...Это была экскурсия следующего дня. Плюс посещение замка, плюс ужин. Еще тысяча крон помахала нам цветным хвостиком.

Карловы Вары. Знаменитый курорт Чехии. Как утверждает одна из вновь приобретенных наших знакомых, в одно из местных лечебных учреждений прибыл подлечиться человек на костылях, а уехал даже без палочки. Не посещала то место, не знаю, но не верится, чтобы минеральной водой, иголочками и массажем...Минеральная вода здесь какая-то сильно минеральная. Нам демонстрировали бумажную розу, закостеневшую и превратившуюся практически в камень после полива ее данной водичкой. После такой демонстрации как-то с опаской подходишь к процессу дегустации нарзана. Впрочем, как не попробовать, раз уж приехали. Вкусили из горячего источника, не оценили и  предпочли  его вкусу  местные,  небыкновенные круглые  вафли с наполнителями, по чешски облатки. С  собой  тоже взяли несколько сувенирных коробочек, благо  недорого. На все про все двести крон. А вот с экскурсией на пивзавод, что был по пути, явно погорячились. Нестоящее дело. На сильно исковерканном русском пожилой чех  скучно рассказывал что-то о производстве.
 Поглядели на баночки с солодом и хмелем, понюхали. Пробовать не стали.  Посмотрели в жбаны, где сусло  вращается в процессе производства, на систему труб, по которым течет пивной субстрат, на конвейер с банками. По завершении была дегустация. Просто-таки, я бы сказала, эксклюзивная. Пей пива сколько хочешь и какого хочешь, но уложиться нужно в полчаса. А пива то и всего три вида. Так как  закуску  предложили купить,  мы порадовались наличию своих будербродов с завтрака. Пара копченых уличных сарделек на ужин завершила еще один день.Нет, эта дегустация абсолютно не впечатлила. Просто попить пива было бы значительно дешевле и,  не торопясь, приятнее. А уж если дегустировать, то в Праге есть немало мест, их рекламируют в каждой экскурсионной программе.   Восемь разных сортов пива предлагало заведение, в которое мы заглянули на второй день по приезде,  даже такую экзотику, как банановое и кофейное. Не знаю является ли данное место раем для любителей пива, но оказалось весьма любопытным  для любительниц дегустаций.

Итак, остался последний день. Где могут провести его две туристки с двумястами кронами в кармане. Нигде. Разве что на скромную уличную еду. Но у нас оставался еще тот самый благотворительный сбор. Спасибо огромное,  неравнодушные к чужой проблеме люди. Итак, карманы наши в последний день были наполнены пятьюстами кронами. А значит, как не посетить торговый центр, где сезон распродаж. Это был не очень веселый шопинг.  Но на блузочку для дочки хватило и даже на местное пиво в качестве подарков близким мужчинам. Поужинать решили на центральной площади старого города. Наскребли на кусочек мяса, жареный на вертеле.. В рюкзаке лежал еще бутерброд. Аппетита не было. От нечего делать, пока дочь вгрызалась в мясо,  разглядывала публику.  Довольные лица прохожих, в центре небольшая толпа приплясывала в такт с переодетым большим белым медведем. У заведений с едой тихонько ждали своего часа   бомжи. Двое низкорослых  стояли напротив с большой сумкой,  видимо для сбора снеди из мусорных контейнеров. Кто хлеб оставит, кто может сардельку или картошку. Подошел еще один высокий, стал копошиться в ближайшем, выловил кусок хлеба. Какие глаза у него были удивленные, когда увидел мой протянутый бутерброд. Совсем молодой, лет тридцать пять , не больше. Сердце сжимается от вида этой нищеты. А они привыкли...Наверно...Вот где беда...
Завтра утром вылет. Дочь давно сопит рядом, а мне не спится. Глаза закрою и думаю ....Нет не о замках,  пейзажах и национальном наследии. Ох уж эта ложка дегтя,  в голову лезут мысли про бомжей, нищих, склоненных в нижайшей просьбе на коленях резким контрастом праздным туристам... Про тех воров думала.   Про потери. Сколько же их было в жизни,  значительных и не очень, но последняя всегда самая живая, самая болезненная. Пока-то рассосется....

И еще думаю, а может неспроста пятнадцать лет я не могла решиться на посещение этой страны. Словно  отталкивало что-то, предупреждая,  удовольствия не получу. Верить надо интуиции. Она частенько имеет тенденцию сбываться.


Рецензии
Воруют везде ... не только в Праге, но и Питере, Москве и прочих славных городах нашей отчизны.
Потому и говорят ... подальше положи, поближе взять сможешь.
Ну, а Чехия, красивое место для путешествий, особенно в паре с любимым человеком, сказка для двоих.

Игорь Черник   17.02.2018 08:41     Заявить о нарушении
Вы правы.Однако, где бы вы ни были, осадок от случившейся неприятности прячет от взора все красоты, созданные людьми и выпячивает на поверхность изнанку человеческого созидания. Думаю, о красотах Чехии написано много.Не хотелось создать еще одну лубочную картинку. Я писала о другом.

Рина Гор   17.02.2018 10:52   Заявить о нарушении
Не спорю, это ваше право автора.

Игорь Черник   17.02.2018 15:08   Заявить о нарушении