О сущности литературного дневника
Буквы… слова… не будь так пристрастен знакам на бумаге, разве стал бы понапрасну тратить время просиживая за экраном, полагая его лучшим образом листа, на котором так славно вытягивать строчки, точки, запятые.
В чём отличие традиционного дневника от литературного на сайте? В литературном размещаешь то, что открывает читателю повседневное состояние пишущего лица, заполненное тем, что кажется пишущему стоящем внимания и, вполне возможно, имеющим какое-то отношение к литературе.
Дневник – форм существования размышляющего субъекта во времени. Кому ещё может быть так дорог этот протокол смены тем, тем и существенный, что нет у человека ничего дороже времени, одно лишь время ему дано. Что-то в этом роде две тысячи лет назад сказал Луций Анней Сенека. Точнее, написал. И хорошо сделал.
Ровесник Христа не был распят, прожил вдвое дольше. Сенека был настолько умён и авторитетен, что ему приказано было покончить с собой, чтобы не мешался у власти под ногами. Он вскрыл себе вены сначала на руках, потом на ногах, потом принял яд и лёг в горячую ванну – как ни старался переступить черту, жизнь не отпускала. Обрызгав водой окружавших его рабов, сказал, что это возлияние Юпитеру Освободителю. Некоторые считают Сенеку принадлежащим к первым христианам. Вряд ли. Писал он сам, не имея команды за него пишущих. Был причастен власти, был богат, был беден. Был. Читая им написанное, словно заглядываешь в дневник или в частную переписку – тебе доверяют.
При чём тут Сенека? Не при чём. Оглянулся, попал в иные времена. Имею право, не обязан соблюдать хронологию, извлекать мораль, строить сюжеты.
Этот сайт для меня, прежде всего, хороший повод переживать. Не в смысле мучительных раздумий и возбуждения светлых или сомнительных чувств, а в смысле пересчитывания ступенек лестницы времени: день за днём, минута за минутой, машинально и в полной осознанности.
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере- что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял – теперь ищи…
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) – русский поэт, критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист. Помечено весной 1921 и 11-м января 1922. Слово вынашивалось, стремясь к завершению:
Бог знает, что себе бормочешь,
Ища пенсне или ключи.
Ключи ищу. Имея склонность к перемене обстановки, нуждаюсь в ключах от мест исходно не предполагающих моего присутствия.
«Какое наслаждение иметь в кармане свой ключ от чего-нибудь. Все равно от чего».
Ярослав Голованов (1932-2003)
Предпочитаю обустроенные пустые дома или хорошо меблированные квартиры, тогда наслаждение становится так близко, так возможно.
Сайт тоже место обитания, ключ к нему у каждого свой. Для меня – любопытство и привычка к чтению. Прилагается склонность к письму. Графомания не грозит ввиду природной лени. В признании не нуждаюсь, дилетант по призванию.
Две зоны формирования текстов – публикации и литературный дневник – существование в двух измерениях, пространственном и временн'ом. Метафизика сайта.
Для меня – зона эксперимента… зона… сталкер промелькнул – агент Стругацких, вторая половина прошлого века. Интересно бывает обнаружить не очевидное, странное, неожиданно значимое в том, что написано под настроение или по случаю. Впрочем, сталкер рисковал, а я в полной безопасности, разве что рискую время потерять зря. Уже потерял. Зато можно возвращаться раз за разом, в поисках открытий, мало кому доступных (точнее, мало кому интересных). Открываешь… закрываешь тетрадь без страниц и обложек, унося с собой то, чего в ней не убывает.
На сайте есть настоящая литература, хоть отыскать её не так просто. На то она и Зона.
P.S. Одна из первых записей дневника сделана 2.04.2012 – «Округление читателя». – Приближение к теме:
«Ещё не смотрел ни одного литературного дневника. Просто не успел. Полагаю использовать эту форму для сохранения дат и чисел.
– Имеет ли это смысл?
– Поживём, увидим».
Год 2025, тринадцать лет пребывания на сайте, часть дневника трансформирую в раздел «Прозаическая хроника», "Округление" в тексте «2012»:
http://proza.ru/2025/03/31/841
P.S.S. Ещё одна вариация темы, случайно обнаруженная «Конструкция с бабочками». Эту страница дневника переместил в «Эскизы» – http://proza.ru/2025/01/05/1792
Дневник – форма присутствия: виртуально на сайте, в пространстве частной жизни, во внимании читающего. Теория относительности мира текстов: если проносишься мимо со скоростью близкой к скорости света, текст превращается в точку, исчезает; если скорость замедляется – время растягивается, текст образует систему, наполняется ассоциативными связями, смыслы интерферируют и проступают образами на куполе небесном.
Свидетельство о публикации №218021001297