Третья о боярыне восточной

   Третья повесть Белкина – «Гробовщик».  Кто же здесь боярыня, да ещё – восточная?

   Ну, выбор у нас здесь невелик. Женских персонажей в этой повести итак немного, да ещё и сразу можно исключить дочерей гробовщика Прохорова – как незамужних «боярышень», а так же жену и дочку Готлиба Шульца, - как немок, которым более подобает называться  «фрау» и «фрейлейн». Остаётся у нас хозяйка Прохорова Ксения,  - но, по всей видимости, - гробовщик на ней не женат, - боярыня ли она в таком случае?  И – почему восточная?..
 
  Ну, и ещё остаются покойницы, - или полупокойницы, - как купчиха Трюхина…
 
  А не рассмотреть ли нам эту странную купчиху повнимательней?  Ведь, - как ни крути, - получается, она является главным женским персонажем этой повести!  От неё зависит напрямую расположение души Адрияна Прохорова.  В начале повести ему не радостно. Он надеется обрадоваться, дождавшись смерти Трюхиной и поправив за счёт неё свои дела. Но в конце повести радуется тому, что она вовсе не умирала.
Что это за фамилия – Трюхина? Не от междометия ли «трюх-трюх» она произошла?
Есть детская потешка:

На молоденькой лошадке  -
Трюх-трюх-трюх!
А на старой да на кляче – бух!...

  Вот так – «трюх-трюх» – «на молоденькой лошадке», а купчиха-то у нас – старая…  Значит, в ней сочетается старость и молодость?  Как и – жизнь и смерть?.. Умирала, - но не умерла…

 «Трюх-трюх» - это младенцы на коленях мам, бабушек и нянек скачут. Когда они вырастают, то «трюх-трюх» выходит уже другое, - но снова с предпочтением «молоденьких лошадок».

  Какая-то нехорошая у нас купчиха получается!.. Да и живёт (умирает) в подозрительном месте – на Разгуляе! Там же находился известный на всю Москву трактир, давший название площади. Напротив трактира жил дядюшка Пушкина – Василий Львович, творец «Опасного соседа».  В этом стихотворении – «Опасный сосед», - этот сосед – Буянов, - зовёт друга в трактир, к новой, шестнадцатилетней девушке, начавшей своё поприще в древнейшей профессии – Варюшке.

  Во время создания "Опасного соседа" Василий Львович ещё не жил на Разгуляе; в Москве он тогда снимал квартиры в районе Арбата; сама же поэма написана в Санкт-Петербурге, в 1811 году. (При сопровождении племянника в Царскосельский лицей).
 
  Интересно то, что потом племянник  черты внешности, относящиеся у дядюшки к девке Варюшке:

Шестнадцать только лет. Бровь чёрная дугой...

 применит в своей "Гавриилиаде" ни к кому другому, как - к Деве Марии:

Шестнадцать лет. Невинное смиренье. Бровь тёмная.

  Как видим, здесь уже девка Варюшка замещена богиней.

  То же самое Пушкин, видимо, сделает и позже, в своём "Гробовщике".

  Когда Пушкин писал "Гробовщика", дядюшка только что умер, - в доме на Разгуляе, напротив известного трактира. К этому времени Варюшке, стало быть, тридцать пять лет. Не старость, конечно, - с нашей точки зрения... Но и не молоденькая уже "лошадка"... Да, мы хотим видеть в умирающей купчихе Трюхиной - ту же Варюшку!
И теперь - снова - поэт объединяет её с богиней. Только это - не Дева Мария, - а - Венера. "Толстой купчихой" назвал Венеру (Рубенса) Николай Львов:  "Его Венера — «полная, голая, толстая купчиха, безстыдно обнажающая, отвислыя свои прелести, толстыя ляжки и красную кожу»". Н. Львов. Путевые заметки. Речь идёт о картине Рубенса "Геракл на распутье".

  Боярыня Восточная - это Венера. Почему "восточная"? Потому, - наверное, - что Венера восходит предутренней звездой на востоке. Почему - боярыня? Боярыня (как и барыня) - это "госпожа". Госпожой она названа в русском переводе истории Психеи (из Апулея); она являлась госпожой по отношению к рабыне-Психее.

 
  Крайне любопытно то, что Варюшку дядюшки и купчиху Трюхину, - по-видимому, совместил в своём первом романе - "Бедные люди" - Фёдор Михайлович Достоевский.

  Ведь его Варенька Доброселова, - это вариант той же Варюшки! Конечно, это совсем другой характер, но имя у неё то же - не случайно. И она ведь тоже в шестнадцать лет, - пусть из-за коварства и корысти тётки Анны Фёдоровны, - но пошла по тому же пути... (Вернее, не пошла, но падение произошло). И  совративший её господин Быков, предлагая выйти за него замуж, говорит, что, кроме неё, у него на примете московская купчиха. То есть, Варенька взаимозаменяема как бы с купчихой московской получается...

  Кроме того, фамилия Вареньки - Доброселова. Сейчас на Разгуляе есть Доброслободская улица; она - напоминание о древней Доброй Слободе Москвы. То есть, и "адрес" Вареньки - тот же, что и купчихи Трюхиной, - хотя она (Варенька) и переехала теперь в Петербург...

  К тому же, сводня Анна Фёдоровна как-то коррелирует с "пиковой дамой" Анной Федотовной, которая в своё время была - Московской Венерой (Venus Moskovita)...


 

  Интересно и то, что во сне Прохорову сообщает о смерти Трюхиной её приказчик. И саму повесть о Гробовщике рассказал Белкину тоже приказчик, - приказчик Б.В.. Можно считать Б.В. - инициалами приказчика, а можно - той, чей он приказчик. Ну, не инициалами, а вот этим её другим названием - Боярыни Восточной.



  Почему же третья сказка, - выходит, - о купчихе Трюхиной, в образе которой, - по нашему мнению, - постаревшая девка Варюшка соединилась с богиней любви Венерой?

  Венера - богиня Любви, богиня поэтов. От неё - весь "поэтический материал", всё вдохновение! Поэт - общепризнанный служитель Венеры.

  А если Поэт задумал жениться и уйти в семейную жизнь - как в монастырь?

  О кризисе собственных пушкинских изобразительных средств и приёмов, отражённых в повести "Гробовщик", писала литературовед Л. Еськова. ("Я стою как поденщик ненужный")*.
 
  Еськова только не связала этот кризис с положением поэта, - как официального жениха. (Мало кто из пушкинистов и литературоведов вообще понимают коренное изменение Пушкина после женитьбы. Мы знаем, в общем, только В.С. Непомнящего, который утверждает, что Пушкин с женитьбой действительно переродился).
  Пушкин готовился быть мужем таким же верным, как верна его Татьяна, - как жена.

  Но - откуда же ему тогда черпать вдохновение, - если запретить себе любовную страсть?.. (Это состояние иллюстрирует и дородный Амур с опущенным факелом на воротах конторы Прохорова). Вот - вопрос, отражённый в "Гробовщике", на наш взгляд.

  С другой стороны, всё, что связано с Венерой, отдаёт тлением, - поскольку эта любовная страсть, она служит бесконечному продолжению рода, - смене поколений, - увеличению числа покойников... Поэт, служа ей, становится в один ряд с гробовщиком... Замкнутый круг и нет выхода!

  Но в конце повести какой-то выход найден Автором. И от этого повеселел его Гробовщик.

  Об этом выходе мы поговорим в главке о пятой повести.

 
  *http://magazines.russ.ru/continent/1999/102/ev22.html




Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/11/1839
    


Рецензии