Рецензия - Мифическое в фильмах Белый тигр, Притяж

«Белый тигр»
Много лет назад была создана замечательная, светлая, философская  картина «Белый тигр»
Когда мы имеем дело с мифом, тогда в повествование на уровне аллегории приходят все магические элементы несказанного. Чары такого метода работают в нашем сокрытом от ума сознании, и мы начинаем принимать на веру любую историю, потому что её подогревают внутри нас уже доказанные ранее кармические установки.

Работать с мифом могут только великие мастера, которые проникли в тайны магии путем кропотливого труда. Туда нельзя пройти без определённых даров от Природы. Это такие спрятанные от обычного обывателя смыслы, которые нельзя описать, нарисовать, выразить вербально – это некое предчувствие чего-то очень точного, очень убедительного и неизменного.

Гениальность мифа в его универсальности и многозначности сюжетных линий. Если ты рассказываешь о мифе, тогда миф сразу слышит об этом (стоящие наготове фантазии) и открывается информационный портал, через который уже миф будет рассказывать, как он хочет выглядеть. Шутка ещё и в том, что рассказчик будет считать внезапно охватившую его негу вдохновения за свою. «У Бога всего много» - бери – не хочу! Эта необъяснимая тайна творчества и есть сопричастность с Замыслом.

Страдания от переписывания сценариев наступают именно тогда, когда мифа нет, а истории мифическая. Нехватки целого лежат в Причине, а не в следствии. Переписывание поверхности истории без погружения в причину не даёт никаких результатов – история меняет лишь форму, а содержание выглядит незыблемо.

Глубоко нырять в подтекст – дело тонкое и в гастрономе не продаётся. Жить в иносказании – это талант художника и его главная проблема на уровне обычной жизни. Зачастую попытки говорить из замысла заканчиваются полным непониманием и прокруткой пальца у виска у озлобленных слушателей.

Мир абсурда гоним и недоступен на каждом углу и поэтому самые талантливые, глубокие сценаристы не находят путь к славе, деньгам и погибают в одиночестве. Кому-то везёт больше – его озвучивают после смерти. Но, кому от этого легче?
Я вспомнил просьбу Кафки к Броду перед смертью – Никогда не рисуй жука на обложке «Метаморфозы». Брод пообещал и Кафка умер. Книга вышла с жуком.

У мифа всегда один вопрос – Как вернуть гармонию обратно, которую украло Зло. Вопросы Зла выглядят многолико, и уловить их присутствие очень трудно. В реальном мире оно реализовано в форме, но родина зла – душевная дисгармония. Если идти так дальше – Зла нет в этом мире! Зло – это отсутствие Добра! Это Пустота, откуда ушла Любовь ввиду разных причин. Искать причину – найти причину – убить Зло!

Красота конструкции «Белого тигра» именно в его заблуждении, в его убеждённости, что он творит добрые дела. Нацизм имеет свою правоту, свою веру, свою конечную цель – в этом его могущество. Нельзя убедить его в обратном. Никто из нас не может сразу отказаться от своих убеждений. Но, и нельзя родиться со Злом внутри – его не создано в Замысле, это приобретение практическое. И Зло нельзя убить, поэтому сегодня и завтра тема возвращение коричневой чумы звучит до сих пор
набатом.

Очень легко поймать юного зрителя на крючок анархии и превосходства. Фашизм очень ловко и красиво упакован – он и есть Дьявол в одном из проявлений. Киевский майдан – удачный бизнес – план Дьявола внутри славянской нации. В фильме народ един, сегодня – Разделяй и властвуй!

Силы чар «Белого тигра» лежат в обещании впрок о неких дарах, которых у человека никогда не будет в обычных условиях. Но, ещё глубже он бессмертен в алчности власти. Там нет запретов – табу сняты – ты свободен!

В фильме очень точно показаны схватки Добра и Зла – бессмертный танкист и белый робот из металла. Они появляются сквозь время и также исчезают, когда их присутствие исчерпало себя. У них нет категории времени и дела до нас с вами – это мифические герои, которые вчера были архангелы, а завтра будут ехать с кем-то в метро.
В прямой картинке фильма появление (проявление из неведомого) Тигра и Танкиста носит основную сюжетную линию, которая создаёт невидимую атмосферу присутствия Божества. И работает созвучно с Великими идеалами победы. Солдат в окопе не может себе сказать – Мы всё равно победим! Человек будет сомневаться, когда он брошен, отделён от Мифа. Когда миф работает, тогда все персонажи по умолчанию наполнены верой, заботой, уверенностью – это им дают такие установки мифические силы, которые говорят за них эти слова, толкают на подвиг. Великие лозунги победы всегда сотканы из этих живых, трепетных и невидимых смыслов. Иван Сусанин доказал, что может быть с доблестной армией, когда она брошена мифом на произвол судьбы.

Думая о мифе, нужно принять Нечто большее от Вселенной и попытаться признать насколько такое возможно – мы видим лишь узкую полоску света в бесконечности жизни. Тогда такие понимания приведут нас к признанию своей вторичности перед чем-то несоизмеримо большем в нас, что придаст нашей жизни чью-то невидимую заботу. И тут уже нет места Злу, потому как сопричастность с целым лишает Зло его целесообразности.

Бабушки ходят в церковь и принимают на веру многие вещи – это рабочая технология. Прикладная практическая психология, которая как единственная душевная аптека ни разу не подвела. Это тоже упрощённый миф – миф для каждого из нас.

Пересказывать сюжет фильма нет необходимости, если есть иное прочтение во время просмотра. С мифом идёт несколько фильмов сразу и невозможно сбиться с пути. Я могу долго вспоминать - какие фильмы были лет десять назад, но память сразу выдаёт «Белый тигр» как редкое явление в нашем кинематографе, потому что он берёт объёмом и надеждой.
                ***
В фильме «Притяжение» сценарий переписывали бесконечно, но так и не нашли закадровый смысл. С большой уверенностью можно утверждать, что у всех сценаристов было предчувствие – так всегда бывает у истории, которая граничит с чем-то большим. Бессознательно идёт дискомфорт и ожидание какого-то чуда, но обладают способностью вывести, как Буратино, на другой уровень понимания истории очень редкие люди. В той аудитории, где были предпосылки сделать фильм более великим, не нашлось такого человека.

В ненайденном, что могло сразу изменить повествование «Притяжения», не было принятия другого разума как дружеский жест. Нет никакого желания у высших существ с нами воевать. Мы же не ждём, что муравьи будут с нами воевать? Нет таких мыслей. Мы их игнорируем. Хотя, очень даже зря. По весу мир муравьёв превышает мир людей в несколько раз. Если Природа даст команду нас съесть – человечество погибнет за несколько часов.

В «Притяжении» на уровне мифа можно было попробовать увидеть некое визуальное проявление инопланетян так, как изображено ещё не было ранее. Вопрос лишь в том – если ты позволишь мифу быть, тогда он сам себя проявит.

В этом мире много заблуждений по поводу собственного величия, но когда Моцарт признаёт то, что он слышит готовые мелодии и просто их записывает, тогда это лишает его собственного тщеславия. Гений боится, что мы узнаем – он лишь проводник. Нет, мы всё равно будем тобой восхищаться – ты гений! Избавиться от гордыни – это личное дело и люди здесь не помогут, чтобы они не думали.
                ***

В фильме «Коловрат» произошло недоразумение с мифом, которое закончилось провалом. Главный герой так и не стал Легендой из-за того, что элементами мифа неправильно, грубо и поверхностно, легковесно воспользовались. Такое не срабатывает – русский медведь появился и исчез. Дорога была начата, чтобы Коловрат смог в кульминации затащить весь русский дух на защиту Родины. А умер как крестьянский парень в одиночестве, умер обычно, не ярко, что украло великий пафос и героизм. Ничто не поддерживало Коловрата на уровне подтекста – Русский дух пошёл спать дальше от бесхозности происходящего. Его будить надо уметь!

На мой взгляд, сегодня кино не имеет у себя в резерве проницательных рассказчиков – сценаристов, редакторов, которые смогли бы заглянуть в тайны легенд. У них нет острого носа Буратино!
               


Рецензии
Интересный текст, многоплановый. Хотя, обсуждать сразу несколько фильмов сложно. О «Белом тигре» конечно же отдельный разговор. У меня сложилось впечатление, что Шахназаров всё-таки заигрался в постмодерн и прочий символизм и началось это не вчера. Помните его «Цареубийцу»? Тоже самое смешение жанров и это при том, что чисто технически всё сделано весьма профессионально. Лично я, как зритель, не против нестандартного прочтения исторических тем, но одно дело когда это фильм «Город Зеро» (вероятно, лучший фильм в его карьере) и совсем другое, если этот фильм о войне и какой войне. Дело в том, что он мэтр и более молодые авторы равняются на него. И в данном случае неоднозначность оценок или скажем так, некоторая сюжетная фэнтези-стилистика, создают поле для будущих ляпсусов. Ну, к примеру Вы обратили внимание, что в «28 панфиловцах» солдаты обсуждают «Великолепную семёрку» и «Семь самураев»? И это в 1941 году. Не сомневаюсь, что и сценарист и режиссёр люди грамотные и знают, что вышеуказанные фильмы появились гораздо позже. А это и есть реверанс постмодерну и прочим изыскам в стиле компьютерных игр, где у игроков и 8 жизней и 9, в случае чего можно и назад отмотать. То есть, появляется некая условность происходящего, а раз так то и зритель начинает смотреть отстранённо, особо не переживая — это же просто кино. Может быть о той войне надо снимать только документальные фильмы, а тему мифов и легенд искать в далёком, далёком прошлом.

Вольфганг Браузер   27.01.2019 18:04     Заявить о нарушении
Очень точно подмечено. У Ш. Не хватило или смелости, или глубины, чтобы стать киноКафкой. Постмодерн - это скорее смелость, чем новаторство смыслов. Он не тянул, но хотел... Недодуманность - это его почерк без увода дальше. Это его черный квадрат.потолок.

Герман Лён   27.01.2019 22:55   Заявить о нарушении