Гражданское общество

1.
Идеологией России после краха Страны Советов, когда идеи марксизма-ленинизма  исчерпали себя, показав свою скудность, скуку, и более того — ложь, — стала идеология построения Гражданского Общества. История философии и идей социализма началась не с Маркса. Город-Солнце не возможен (этого не понимал Маркс, а история РСФСР доказала это). Уже Государство Платона обладала теми предикатами, что и советская модель общества. Освобождение труда явилось его — труда — дискредитацией. Бессмысленность труда, рабский характер любого дела разрушили матрицу экономики. Без любви к своему делу нет и не может быть здоровой экономики. Любые остатки рабства вредят общему хозяйству. 
Социальная философия ХХ века даёт разные описания общества, разные подходы к его описанию, решению проблем. Но одной социальной стороны мало, нужна психология отдельной личности и психология в коллективе, нужно учитывать культуру, достижения науки-техники, эстетические вкусы и максимы нравственности, география с доминантой климата

Пример Гражданского Общества дают демократические полисы Древней Греции. Теперь подобный характер отношения свободных людей к государству и в государстве надо попытаться — со своими суверенными правами — надо распространить на самую большую по территории державу. Намеренность создания Гражданского Общества провозглашает современная Конституция России. Субъекты Федерации есть аналог малых обществ-полисов.

Где-то это объясняется национально-этническим составом и традициями национальных автономных республик и национальных округов. В рамках Федерации дана возможность всем её народам строить и защищать свою культуру в целом, язык, религию, фактически дано право на расцвет и обмен с другими народами для всех наций. При этом все нации находятся в общении с русским народом и между собой. Так, например, на национальных инструментах буряты могут играть русский рок, а солнечный Дагестан готов радовать плодами своего сельского хозяйства Республику Саха (Якутию). Некоторые Республики Северного Кавказа делят одну автономию пополам, тем самым общаются братские народы. Кто бы мог подумать, что Чечня и чеченский народ станут ближе всем россиянам, чем братская и независимая Украина! Но и украинцы Крыма могут нести свою культуру в массы и достигать высот мирового масштаба. Так мир ещё не знает всей поэтики национальной украинской песни! 

Города федерального значения есть прямая аналогия полисов, в данном случае — мегаполисов. Области с преобладанием русского населения тоже могут гордится своей ролью в культуре и истории всей России. Советская «дружба народов» так и осталась золотыми истуканами на фонтане в Москве (ВДНХ).  Большие народы, имеющие статус Союзных Республик, сумели создать свои мифы; правда же в том, что все они откалывались от РСФСР. Радость свадьбы 1922 года, ощущение единства в борьбе с буржуазными империями и фашистами не выдержали критики простой бытовой жизни. Советский марксизм не был понятен большинству народов Союзных Республик, ведь только идеи коммунизма исчезли, сразу появился национализм и расцвет, да, расцвет религии и культуры. Поставив себя вне Российской  Цивилизации, эти народы заявили, что никогда не покажут миру ничего нового, интересного. Русский язык несёт больше общих нот, эстетики, лирики, чем английский в делах, например, республик Средней Азии. Это большие общности, которые сформировались в лоне России, и были Россией подняты на пьедестал. Молдавия (Бессарабия) и Белоруссия (Белая Русь) осознали себя хозяевами своей жизни. Само создание и провозглашение Советских Республик вело к их отделению, отдалению. Дети стали старше, и материнская культура России не может не любить всех своих деток. Наши Автономные Республики имеют все привилегии свободных стран. О такой Федерации (союзе) народов мечтал ещё И. Кант. Кровопролитная война в Чечне и её итог дали возможность России сохраниться как Федерация. Федеральный Договор некоторые автономии подписывать не хотели. Но и они осознали себя едиными с Россией. Никакая Япония не согреет северную Якутию за её бриллианты, никакая нефть не может быть или заменить национальный дух татарам и башкирам, никакие бандиты не сумеют создавать устойчивых обществ (пиратский остров Либерталия на Мадагаскаре продержался недолго). Так народы Дагестана первыми встретили бандитов, называющих себя Ичкерией. Если бы Россия упустила Чечню, то и на территории других бывших АССР образовались бы свои националистические режимы, а сама карта остатков была бы похожа на сыр с дырками. Возвращение Крыма и патриотический подъём в связи с этим окончательно оформили российскую нацию, Россия вновь осознала себя носительницей тысячелетней истории и культуры, а дух христианства, т. е. дух любви стал ближе и народам с другой религией. СССР пал, как Древний Вавилон, проекты поворота рек были сродни задаче построения большой башни до неба. Сталинская архитектора в Москве носит признаки готических соборов. Сам полёт Гагарина в космос был чаянием и самых древних цивилизаций. Но башня рассорила народы, они стали говорить на разных языках.   

2.

Христианство было государственной религией Римской империи, затем в   Византии. Для христианина нет ни грека, ни еврея, ни русского, ни украинца, ни чеченца, ни татарина. Есть общий антропологический пафос любви. То есть христианская идея любви дала скрепы для создания многонациональной культуры. Христианство без меча и огня вошло в сердца людей, сделало их ближе. Христианство позволило всем быть в мире и согласии. Я имею ввиду христианский идеал, сама история была прозаична. Сердцу был открыт путь возгореться христианской любовью. Христианство — это вселенский проект мира и любви на нашей планете и в ближнем космосе. Именно любящее сердце русских людей собрало вокруг себя многие народы, даже с иными религиями. Любовь — это козырная карта нашей цивилизации: даже Советская Россия была щедрой и, как ей казалось, справедливой, сильной защитницей. Русский коммунизм был наивной версией христианства для желудков. Само слово «совет», а это подчёркивал ещё Ленин, есть русское понятие, привычка искать мудрости в совете близкого человека, совет как форма маленького  парламента, совещания, «совет» —  это доброе слово, суть всякой соборности. «Советская Республика»  — это то же, что масло масленое.

У нас нет источников об апостольской проповеди на территории современной России. Нет «посланий» апостолов. Есть апостол Андрей, но от него не сталось текста. Русские равноапостольные деятели доносили до сердец истину любви, взятую из третьих рук, не имея чудес, не видя самой личности Христа Иисуса. Россия приняла христианство как весть (псковская девица Ольга), не требуя чудес, но приняв православие чувством эстетического сердца, нравом. Христианство понравилось. Языческие идолы не уместились в один пантеон,  а любовь скрепила все восточно-славянские племена. Однако феодалы вновь растащили её и у меня нет онтологического ответа, почему это произошло. Возможно, мы идеализируем так называемую Киевскую Русь (не то же, что современная Украина). Были свои системы налогообложения, какое-то право, совместные военные операции. «Семейная» монархия, когда каждому сыну нужно держать свою вотчину, со временем отдалила бывших родственников, от поколения к поколению, называющих себя «князьями». Христианство пришло в регион, где правила Деметра (богиня Земли и Плодородия). Так сильно был привязан простой человек к земле, что он стал этой  землею закрепощаться. Отмена крепостного права, освобождение без надела родной земли привело к трагедии всех российских революций, ибо человек без своего дома — сирота.

Но именно Москва стала «матерью городов русских». Держа вселенское православие на плечах, одна в целом свете, Москва объявила себя Третьим Римом. Как Рим легко и просто объединил уже объединённые эллинской культурой бывшие части империи Александра Македонского, так Москва, сжав в кулак Северо-Восточную Русь, объединила куски бывшей Золотой Орды. Так и возникло Российское царство.  Москва несла русскую идею, идею вселенского православия, тогда как Киев и Литва признавались друг к другу в верности; Киев надолго выпал из той цивилизации, которая была основана союзом Новгорода Великого и племенем полян. Москва — любящая мать, Киев — гулящая бабушка. Но мы ушли в тёмные уголки нашей истории. Короче.  В XV веке оформились народности белорусов, малороссов (украинцев) и великороссов (русских), из-за политических реалий тех лет возник менталитет самих русских, который проявил себя в Смутное время. Казанская  икона Божьей Матери стала образом России-Матушки. Русские, украинцы и белорусы — это единая «Святая Русь», но православием не скрываются все национальные черты и отличия. Мне, уроженцу Иркутска, ближе буддист-бурят, чем друг-украинец. Я не люблю Украину, для меня это чужая страна. Украина Гоголя — вот что я люблю в Украине. К украинке ушел мой дедушка от моей бабушки (по линии матери). А ещё я поражаюсь, как сочетается украинская жадность и славянская щедрость. Как Украина кричит: «Отдайте Крым!», — так украинец Хрущёв наивно выспрашивал у США Аляску (а заодно и Крым браткам своим «подарил», разменял эту монету за власть).   

3.

Так что же Гражданское Общество? Прежде всего это общество ответственных граждан, во-вторых, граждан активных. Я за Россию, и Россия за меня! Слова эти сформулированы к Гимне России («Нам силу даёт наша верность Отчизне»). «Едины парус и душа, судьба и Родина — едины». При этом уменьшается роль бюрократической машины Государства. Люди добровольно, люди, переполненные горящим сердцем милосердия (сознательно или бессознательно следуя завету Христа), люди помогают другим людям, и это образ семьи. Но нет семьи без основы — любви. В то же время нужно иметь пошаговый  сценарий воспитания российского населения. Делами государства, религиозных и общественных институтов, дело воспитания — приоритет. Не может быть христианского государства, может быть сердечно-христианское общество. Осознание ближнего как брата или сестры есть идея на все времена. Так христианин несёт своё христианское служение в той или иной гуманитарной сфере: медицина, дома сирот и инвалидов, образование и развитие философического — широкого — ума. Самобытная философия России, расцветшая в серебряный век, дала вектор развития для дальнейшей мысли с крепкой онтологией и серьёзностью. Федерация России есть пример действенной системой объединения народов, а это всечеловеческий проект. Нам завидуют, столь разная палитра народностей у нас живёт, а целом Россия — мировая культурная столица, и никакая Украина не отнимет у нас — русских — нашу культуру (главным образом искусство), историю, нам — русским внятно всё: любая идея, мысль, чувство. Украина захлебнётся в своём нацизме, а этого мало, чтобы что-то реально значить в жизни стран мира.

Активность граждан в жизни своего места проживания естественно. Государство помощник, защитник, друг гражданина. Нельзя в Кремле  решать вопросы Северо-Восточного Административного Округа Москвы или района Иркутска. Муниципалитеты должны быть полисами.

Труд в стране с Гражданским Обществом  будет 1) творческим и добровольным, 2) иметь пример волонтёрского дела для всякого другого дела. Услуги государства будут поощрять и помогать. Вежливость бюрократии уничтожит бюрократию, а информационные технологии победят формализм. Чем же этот проект отличается от коммунистического?

Дело в том, что капиталистическая экономика сама по себе (движимая законами рынка и любого хозяйства; здесь используется образ «невидимой руки» рынка), сами капиталы — есть тот заряд, который движет самодвижение к социальному государству. Это механика истории, а не искусственная — мёртвая — идея. Реформы вместо революции. Ценностным станет любой поступок или дело. Не голод, а энтузиазм, не экономика, а любовь, не полиция, а нравственность. И здесь повторю: насильно не воспитаешь человека, только религии и шедевры мирового искусства  могут зажечь сердца, заставить быть активным. Государство не может контролировать всё хозяйство на 7-ой части суши.

Наука и техника сделали нашу жизнь комфортной: в наших домах мы имеем горячую воду, отопление, электричество, холодильники, микроволновые печи, компьютеры и множество вещей, которые носят эстетический и символический  характер. Многие из нас в полной мере обеспечены хлебом и зрелищными событиями. Наши дети играют в такие чудесные игры, что и взрослому не хочется от них отказываться.

Построение Гражданского Общества требует большой работы моралистов-просветителей. Чёткой и ясно должна стать сексуальная этика, разврат должен упраздняться через сознание радости и духовности подлинной эротической любви. Борьба за Эрос есть борьба России как цивилизации против Западнической «этики» поощрения  разврата. Но такая этика пуста, так как эстетикой она не отличается. Позорное, свинское, похабное встало на место  разумного, доброго, вечного. 

Открытое общение, вежливость, готовность выслушать и сказать, готовность прийти на помощь — вот принципы и максимы новых людей — людей любящих (следующая ступень рода человеческого). Сам Эрос должен бороться за все свои — прежде всего, высокие — проявления: радость, сердечность, робость и осторожность отношения к любимому человеку, сентиментальный, романтический и платонический аспекты Эроса. При этом не создавать из любимых золотых кумиров, любить живое, человеческое, конкретное, происходящее здесь-и-сейчас. Плоть любимого человека должно «вкушать» только на брачном пире.         

 Вместо послесловия.

Итак, мы обрисовали примерные черты построения Гражданского Общества в Российской Федерации. Демократия, которая была в Новгородской Республике, демократия, которая была у Донского казачества, призывают своих потомков  к народовластию. Воспитание гражданина есть наиважнейшая задача Государства. Гражданин, культурно и интеллектуально образованный, общительный, открытый, патриотичный есть цель и предмет внутренней политики России. Школа Знаний (оплачиваемая государством и бизнесом) и Школа Духа (религиозные и эстетические институты общества) дают путь в жизни и в творческом труде. Само Государство век от века делегирует свои права и обязанности самим Гражданам.

Гражданское Общество должно быть в соответствии к Социальному Государству. Нет всякому безразличию, но уважение и открытость к другим носителям русского языка. Бедным и больным должны помогать 1) социальное государство, 2) волонтёры с горящим сердцем. Накорми голодного, дай очаг бездомному, вылечи больного, утешь плачущего, радуй, советуй, направь к истине (научной или духовной), помоги в беде, будь миротворцем, рассмеши ребёнка, вызови улыбку у старика.

Я горжусь, что мои сограждане живут, имея самые разные образы и примеры жизни. Американский образ жизни не имеет альтернатив, и укрепился он лишь в больших городах, центрах торговли. Я уважаю образ жизни чукчей, жителей дальних аулов Дагестана, традиционные промыслы. На территории нынешней Удмуртии родился великий композитор Чайковский, личность общемирового масштаба. Американская мечта — это буквальное (протестантское) почтение притчи о талантах в Евангелии. Это цель не мечтает дальше кустов, тогда так православная икона взывает к трансцендентному. Америка — однобокая страна, прагматика которой научила прагматизму весь мир. В то же время Россия самобытна и в ней живётся так, как хочется сердцу, а не скаредности, не желанию изысков, не жажде потребления, не жажде потребления сексуальности (проституция, порнография). Разнообразная Россия несёт миру идею разнообразия. Как здорово, что мы на этой планете такие разные! Мир живёт симфонией (термин Панарина) цивилизаций (древняя мудрость Индии и Китая, трудолюбие США и Германия, щедрость России, немного лукавя серьёзность арабов и несерьёзность карнавалов в Латинской Америке).      
   

   


Рецензии