Она прожила чужую жизнь. глава 20

Глава 20 (Вера)

На работе Вера по-прежнему была деловой и старательной, однако, всем угодить невозможно.  Металла на базу постоянно поступало вполовину меньше  заявленного и каждый день кому-нибудь чего-нибудь не хватало.

Однажды к ней подошёл сотрудник. Присев рядом на стул для посетителей,  долго занимал её  какими-то пустыми разговорами. Слушала его и чувствовала, что подошёл он совсем не ради этих разговоров.
Наконец, немного помявшись, он перешёл к делу:
- Вера Михайловна, как коллега коллеге, вы могли бы сделать мне  небольшое одолжение? Я бы не стал просить, не будь твёрдо уверен в том, что это в ваших силах.
- Если смогу — помогу, - ответила удивлённо.
- Думаю, сможете. Понимаете, среди ваших клиентов есть мой родственник — Григорий Череда, снабженец механического завода. Сейчас у них там какой-то  аврал, срочно нужна нержавейка. На него начальство давит, план срывается без этой нержавейки, а Гриша и подходить к вам не решается, боится, что откажете. Поможете?
- Странно, почему он сам ко мне не подошёл, я ведь не какой-то буквоед,  понимаю, когда действительно нужно кому-то в первую очередь отпустить металл.  Думаю, что всё  решилось бы и без вашего содействия.  Извините,  может грубо сказала, -  Вера  вопросительно  посмотрела  на сотрудника, но тот не обиделся. -  - Пусть ваш родственник завтра подойдёт.

Когда Григорий  подошёл к ней на следующий день, Вера вспомнила, что несколько раз уже оформляла ему документы,  и  он не произвёл на неё впечатления робкого человека, скорее наоборот.  Наверняка, просто решил заручиться поддержкой родственника,  чтобы показать ей, что он здесь не чужой.
"Ну что ж, голубчик, это для меня ничего не значит, для меня ты такой же клиент,  как и все остальные, и выделять тебя я не собираюсь», - решила она, и отпустив один раз нержавейку вне очереди, в дальнейшем  поблажек ему не делала.

 Григорий же, приехав в очередной раз, вёл себя запанибрата, старался завоевать её расположение. Но видя, что все его усилия тщетны, не обижался, сыпал  шуточками,  одаривал  всех женщин то конфетками, то семечками, то ещё какими-либо мелочами, делал  комплименты, и его появление  вносило  веселье  и оживление  в  повседневное унылое однообразие их рабочей обстановки. Общительный, услужливый, остроумный и весёлый, он быстро нашёл общий язык с сотрудниками.
Но Вера, и только  она была с ним официально вежливой.  В душе  он ей нравился, импонировало то, что чем холодней была она, тем больше усилий прилагал Григорий,  чтобы добиться её расположения.

Сотрудники Вериного отдела восьмое Марта решили отпраздновать у кого-нибудь дома:  на работе любые застолья преследовались, а в ресторан или в кафе идти было не с руки,  долго праздновать не могли,  располагали  посидеть часа два, поздравить женщин, выпить немного шампанского и спешить домой, к своим семьям.
Вера предложила собраться у неё. Ради такого случая её и ещё одну сотрудницу отпустили с работы пораньше, чтобы купили продукты и приготовили стол. Все остальные должны придти после работы. 
Вдвоём справились  быстро,  накрыв стол, расставили стулья. Вера немного приоделась, успели вовремя.
Шумной толпой ввалились сотрудники. Прихожая узкая,  кто-то раздевается,  кто-то поздравляет Веру,  кто-то ждёт своей очереди за дверью. Шум, суета, смех, толчея.

Когда стали рассаживаться за столом, хозяйка с удивлением увидела среди гостей Григория.  Он без тени смущения усаживался за стол рядом со своим родственником. Она даже улыбнулась: вот ведь прохвост!  Везде успеет. Ну ничего, он весёлый, будет задавать тон в компании.

Наконец, все расселись, выпили первую рюмку за присутствующих женщин. За столом наступило временное затишье, слышно было только лёгкое цоканье вилок о тарелки.  Люди с работы, проголодались,  все с аппетитом закусывали. 
Постепенно  комната  наполнилась  голосами,  компания разделилась на отдельные группки,  в каждой велись  громкие  разговоры на разные темы.  Вера  включила музыку, стали танцевать. 
Родственник Григория пригласил её на танец.
- Верочка, вы  не обиделись, что я Гришку привёл? Понимаете, нам с ним вместе надо идти ко мне, ну, я подумал, не оставлять  же его за дверью в такой день?  Вы  уж извините.
- Ничего страшного,  я  не  обижаюсь, - улыбнулась снисходительно.
Постепенно, по два, три человека, гости потихоньку прощались с Верой и уходили.  Ей было жаль расставаться.
- Что же так мало были? -  сокрушалась она. -  Оставайтесь, ещё потанцуем, чай попьём, торт разрежем.

Но гости извинялись, мол, дома ждут, в другой раз побудут дольше, но сегодня, нет. Всё хорошо, пусть Верочка не обижается,  но,  честное слово,  дома ждут.  И один за другим уходили, компания становилась всё меньше и меньше.
 
Вера с сожалением осмотрела накрытый стол, убрала лишнюю посуду, села на крайний стул и непроизвольно, с какой-то неосознанной грустью подпёрла щеку рукой.  Вот и эти оставшиеся гости сейчас уйдут и снова останется она одна.
Симпатичная женщина во цвете лет на Восьмое Марта одна-одинёшенька в четырёх стенах.

Подвыпивший Гришкин родственник взял бутылку водки, налил полные рюмки. Подняв свою рюмку, встал из-за стола.
- Товарищи! Выпьем по полной за нашу Верочку!  И ты,  Верочка, с нами выпей.  Мы вас все  оч-чень, оч-чень уважаем и любим! За твоё здоровье!

Подняла рюмку,  посмотрела на свет прозрачную жидкость. Да! Она выпьет за своё здоровье. За себя! Превозмогая отвращение,  быстро прглотила содержимое. Приятное тепло разлилось по телу, разговор за столом превратился  в однотонный звенящий гул, всё качалось из стороны в сторону и плыло в лёгкой светящейся дымке.
Через некоторое время всё встало на свои места.  Гости о чём-то говорили, а ей стало всё  безразлично,  единственное,  чего  хотелось, чтобы поскорее все ушли.  Она так устала,  ей  так  хочется спать!

Наконец, все разошлись. Вера окончательно пришла в  себя, опьянение  прошло.  Решив,  что уберёт завтра, переоделась и легла спать.

Утром встала слегка разбитая, но вчерашняя хандра ушла. Был выходной день. Быстро стала наводить порядок в квартире,  перенесла посуду в кухню,  начала  расставлять стулья и тут обнаружила забытый кем-то дипломат.
Открыв его, увидела,  что это дипломат Григория,  там лежали деловые бумаги и  командировочное удостоверение на его имя. «Вот незадача, что же мне теперь делать?»  Первым порывом было к кому-то бежать, искать адрес, чтобы отдать забытое, но подумав немного, решила  не  делать  этого. Он  сам  должен вспомнить,  где оставил документы,  её адрес знает, вот и придёт сам, если нужно. И Вера занялась своими делами.

Григорий появился к вечеру. Аккуратно выбритый, одетый в хороший костюм, белую рубашку, при галстуке.
- Извините,  Верочка, я  у вас забыл свои документы? - на его лице отражалась растерянность и надежда.
- Да, они  здесь,  в  целости  и  сохранности.  Сейчас принесу, - она сделала шаг в сторону комнаты.
- Уф-ф-ф! Слава  Богу! - Григорий с облегчением вздохнул,  -  Понимаете, я и выпил совсем немного, но этот дипломат… Вчера  целый день решали,  решали, звонили, думали, ехать или не ехать в командировку, в конце-концов решили, что мне надо ехать, собрали документы, сунули  в  дипломат.  Был бы мой,  а  то  чужой,  я  к нему и привыкнуть не успел, вот и ушёл домой спокойно. Сегодня у меня поезд в 23 часа. Днём кинулся, где же мои документы?  Я уже и на работу к себе смотался,  всё там переискал. А потом вспомнил, что к вам с дипломатом шёл. Ну, слава Богу, что нашёлся,  -  Григорий успокоился, взглянул на часы: -  Ой! Да сейчас только семь часов вечера. Куда же мне деваться?  Домой далеко, пока туда доберусь,  уже и назад ехать надо.  На вокзале  тоже неохота сидеть.  Можно,  я  у вас посижу? Я не буду мешать, телевизор посмотрю.

Вера  улыбнулась,  Гришка  был в своём репертуаре: никаких комплексов. Поняв, что получил согласие, снял туфли, прошёл в комнату, сел в кресло. По телевизору показывали футбольное обозрение. Гришка сразу же увлёкся передачей, а Вера, посидев немного для приличия, извинилась и ушла на кухню. Она не была  болельщиком  футбола.

На кухне делать было нечего,  всё перемыто  и  расставлено по местам. Неожиданный гость нарушил распорядок её жизни.  Если бы не он,  сидела бы сейчас в  кресле  с вязанием в руках и смотрела фильм по другой программе, а так и заняться как-будто нечем. Ещё только начало восьмо-го, а уйдёт Гришка  не скоро,  от её дома до вокзала  рукой подать. Недаром же говорят, что незваный гость хуже татарина.

Футбольное обозрение закончилось, Гришка осторожно постучался в дверь кухни:
- Верочка,  вы уж меня простите,  наверное  я  помешал, -  произнёс извиняющимся голосом, словно угадав её мысли.
- Да ладно, раз уж так случилось, то ничего не поделаешь. Хорошо, что  дипломат у меня оставили,  а  не где-нибудь в троллейбусе.
- Верочка,  а давайте  мы с вами сообразим чаёк.  У меня тут кое-что на дорожку припасено, да и у вас, небось, холодильник не пустой,  -  Гришка метнулся в прихожую и вернулся с пакетом в  руках. Через  минуту на столе уже красовались нарезанные  сыр с колбасой и открытая  банка консервов.  Вера принесла из холодильника остатки вчерашнего застолья. 
Гришка по хозяйски осмотрел стол  и,  немного  поколебавшись, принёс из прихожей  и поставил на стол бутылку вина «Чёрный доктор».
- Хорошее марочное вино, -  он повернул  бутылку, чтобы Вера рассмотрела наклейку, - взял с собой на всякий случай. Вот он и явился, этот самый случай, -  ловко откупорил,  взял с полочки стаканы, налил вино. Вера смотрела на него со смешанным чувством удивления и восхищения одновременно.  Ей нравились такие люди, всегда чувствовавшие себя свободно,  уверенно и независимо. 
И она подчинилась силе и власти,  исходящим  от Гришки.

Вино действительно было хорошее.  Вера понимала, что Гришка взял его с собой в качестве презента,  ведь ехал в командировку по снабженческим делам, что-то выпрашивать для производства.  Было приятно,  что ради неё  он пожертвовал этим вином, и теперь ему труднее будет там, в командировке.

А  Гришка  чувствовал  себя  хозяином  положения, подливал  вино,  приглашал  её  не стесняться,  закусывать, сыпал анекдотами. 
Время  пролетело незаметно.  Вот и на поезд пора.
- Ну что ж, Верочка, спасибо за гостеприимство. Извините, если что не так, -  он взял дипломат и направился к двери.
- Да что вы,  Гриша!  Всё было нормально.  Это был чудесный вечер.

Гришка ушёл. Вера возвратилась на кухню. На душе было легко и радостно, то ли от выпитого вина, то ли от весёлого собеседника.  Напевая модный шлягер,  она вытерла стол,  пошла  в комнату и включила телевизор.  Но там уже ничего не показывали.  Взглянув на часы, удивилась: ого! Уже почти полночь, пора ложиться спать, завтра утром на работу.

Несмотря на позднее время,  долго не  могла уснуть, вспоминая вечер, проведённый с Гришкой, и не переставая удивляться  общительности и  коммуникабельности  своего неожиданного гостя.


Утренняя  планёрка  на металлобазе  прошла  напряжённо и нервозно.  Заявленная партия металла не поступила, под угрозой срыва было выполнение плана за квартал, а следовательно, и квартальная премия сотрудников. При той совсем  небольшой  зарплате,  которую  им платили,  лишиться премии было очень нежелательно. 
Директор  обвинял всех в благодушии и халатности, грозил выговорами и прочими  наказаниями,  подчинённые защищались и оправдывались кто как мог, наконец,  пошумев и «выпустив пар», начали искать выход из сложившегося положения. Как выяснилось,  поставки срывались из-за  каких-то  перебоев  с вагонами на железной дороге.  Посоветовавшись и обсудив варианты, сошлись на том, что обеспечат поставки самовывозом, заказав на автобазе большегрузные автомобили. 
Но прежде надо было послать в командировку толкового работника, чтобы оформить все необходимые документы.  Дело непростое, надо было заручиться лимитами Госпрома,  созвониться с заводами-изготовителями, согласовать размеры партий, сортамент и даты отгрузок.  Одним словом, мороки и ответственности много,  и потому охотников ехать в такую командировку не было.  Каждый находил какой-то предлог, чтобы отказаться:  то здоровье не позволяет , то дети маленькие. 
В конечном итоге ехать пришлось  Вере.  Женщина одинокая,  свободная,  да  и  выдумывать  отговорки  ей совесть не позволяла.

При помощи сотрудников, а кое-где по своим связям, достала несколько бутылок хорошего вина,  шоколадок и конфет в коробках.

Приехав в Госпром,  пошла по кабинетам.  Казалось бы, простое дело, есть наряды, всё заявлено и выделено, ан нет,  каждый чинуша самого мелкого пошиба старался  показать свою власть и могущество,  волокитя и не подписывая документы, посылая к другим чинушам за визами, подписями, разрешениями. И только получив «презент», делал то, что ему надлежало сделать по его служебным обязанностям.

 Вера ходила из кабинета в  кабинет, совала в приоткрытые ящики столов где бутылку, где коробку конфет или шоколадку, а в душе удивлялась, возмущалась и недоумевала:  что это за система?  Неужели и у них на металлобазе творится что-либо подобное, а она об этом и не знает?  Недаром же и её пытались соблазнить «презентами».  А она, глупая, отказывалась. Ну и ну!  И как же ей после этого вести себя? Хотя тут и вопросов нет,  если в  высших инстанциях это процветает, то ей и сам  Бог велел.  Наверное,  все сотрудники считают её последней дурой. Ну да ладно, сейчас не время думать об этом, надо дело делать.

Целыми днями вертелась, как белка в колесе, вечерами приходила в гостиницу  уставшая и голодная,  принимала  душ,  наскоро съедала какую-нибудь булочку  с кефиром,   купленную  в  соседнем   гастрономе  и  валилась спать. Наконец всё, что надо, было сделано.

Уставшая  и физически, и  морально,  похудевшая  и осунувшаяся, вернулась из командировки. План выполнен,  все  были спокойны и довольны,  все  получили причитавшиеся им премии,  и никто даже не подумал  как-то отблагодарить Веру,  пусть не материально, но хотя  бы просто спасибо сказать.
Особых дифирамбов она не ждала, но и такое безразличие было обидным.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии
Эти презенты в виде бутылок вина, шоколадок и коробок конфет знакомы. Всё так и было, как Вы описали. Принцип: "не подмажешь - не получишь" до сих пор действует.
Спасибо, Людмила.

Валентина Колбина   17.01.2021 18:25     Заявить о нарушении
Сейчас такие "вещественные" презенты уже не ценятся. Все "взятковымогатели" предпочитают купюры, и желательно заморские...
С тоской зелёной,

Людмила Киреева-Силенко   18.01.2021 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.