Урок физкультуры

Как много лет прошло с тех пор, как я впервые переступила школьный порог.
Уже выросли мои дети. Скоро я буду бабушкой! Но взглянув на первую фотографию нашего класса, я до сих пор могу назвать всех моих одноклассников по именам и фамилиям.

В мои детские годы большинство из моих сверстников не страдали излишним весом. То ли жили мы беднее, то ли двигались больше, а скорее всего и то и другое. Толстяки среди нас, детей, были большой редкостью. Как правило, этот толстый, неловкий, несчастный ребёнок подвергался ужасным насмешкам сверстников. “Жиртрест, промсосиска, мясокомбинат”, или просто – “толстый!” Вот клички, которыми мы награждали своих толстых ровесников.

  Игры наши были в основном с мячом очень подвижные, рассчитанные на быстроту и ловкость: вышибалы, казаки-разбойники, салочки, прятки. Передвигались по улицам мы просто бегом, лазили по деревьям и через заборы, прыгали с качелей. Были, конечно и чисто “девчачьи” игры: классики, ляги, скакали через верёвочку, но опять-таки мы были всегда в движении. Видимо поэтому играть с неловкими, толстыми сверстниками мы не хотели.
В нашем классе тоже был один толстяк. Звали его Женя Бурлянский. (фамилию я конечно изменила).
Он был не только ужасно толст, но и значительно выше всех нас. Страшно неповоротливый и молчун, как будто и говорить ему было тяжело.
 
Женька был, что называется “поздний ребёнок”. Мать тряслась над ним ужасно. Где-то до 6 класса она каждый день провожала и встречала его из школы. В дождливый день она носила над ним зонтик, зимой кутала как маленького.
Когда мы с Витькой, размахивая портфелями, вихрем неслись в школу, то издалека видели широкую Женькину спину, а рядом его невысокую, но тоже весьма упитанную мамашу. Женька шёл не спеша, отдуваясь, широко расставляя ноги, чем-то похожий на слона.
 
Некоторые думают, что толстые дети меньше бегают, меньше играют со сверстниками, большую часть времени проводят дома, много читают и поэтому хорошо учатся. Уверяю вас, что это не так! А может Женька был просто исключением? Во всяком случае, учился он плохо. С трудом вытягивал на тройки. На уроках не вертелся, не болтал, сидел очень смирно и как будто спал. Недаром наша математичка Жанна Павловна периодически взывала: “Бурлянский! Опять спишь?!”
Как водится в школе, была у него кличка, уж не знаю почему, но звали мы его “Бэра”.
Если наши мальчишки играли на переменке “в слона”, то Бэру всегда ставили первым, только он один мог вынести вес нескольких ребят.
Женькина могучая фигура всегда возглавляла нашу шеренгу на уроках физкультуры. Ростом он был почти с нашего учителя физкультуры Виктора Ипполитовича.
Виктор Ипполитович был среднего роста, сухощавый и подтянутый, несколько лысоватый мужчина предпенсионного возраста. На уроках он всегда ходил в спортивном костюме ярко голубого цвета, так называемой “олимпийке”, что было по тем временам невероятной роскошью, так как в таких костюмах выступала наша олимпийская сборная.
Спортивный зал в нашей школе находился в отдельном крыле школьного здания. Его пристроили к школе позже, и он отвечал всем современным требованиям: там были очень высокие потолки, и поэтому каждый звук усиливался многократным эхом, прекрасные полы, высокие окна, замечательная вентиляция, все необходимые спортивные снаряды, раздевалки и даже душевые, которые по непонятным нам причинам были не просто закрыты, но ещё и завалены старыми партами, дабы подрастающая молодёжь не имела туда доступа. Видимо школьная администрация проявила осторожность. (Ах, как бы чего не вышло!) Хотя, когда нам исполнилось лет по 13-14 после урока физкультуры душевые были бы весьма кстати.
В этом возрасте, как и положено, стали мы быстро расти, превращаясь из детей в угловатых подростков. Наскакавшись на уроках физкультуры, потели как лошади и, хоть и переодевались мы в спортивную форму, запах пота распространялся на весь класс.


Физкультуру мы любили. Здесь можно было не бояться, что тебя вызовут к доске, когда ты не выучил урока, не надо было писать диктантов! Здесь все мы прыгали, бегали, кувыркались, занимались на брусьях, лазили по канату…
Нельзя сказать, что я была хорошей спортсменкой, по канату, например, лазить так и не научилась, хотя, к слову сказать по деревьям и заборам лазила как кошка, но кувыркалась и прыгала не хуже других.

Зато Женьке здесь приходилось, я думаю, хуже всех! 
На одном из уроков мы все должны были прыгать через “козла”. Упражнение не хитрое и, я думаю, хорошо знакомое всем читающим эти строки.
 
В центре зала стоял “козёл”, перед ним пружинистый мостик, а сзади были уложены спортивные маты, чтобы смягчить момент приземления, или падения. Каждый из нас должен был с разбегу, чуть уперевшись руками в “козла” и, перепрыгнув через него, приземлиться на чёрном спортивном мате на обе ноги, а затем встать ровно, вытянув кверху обе руки. После этого нужно было сделать шаг  в сторону и, Виктор Ипполитович давал команду прыгать следующему из нас. 
Мы все выстроились в линейку у противоположной стенки.
Виктор Ипполитович стоял рядом с козлом и, подстраховывая каждого из нас: в момент прыжка, крепко брал нас за левое предплечье, как бы следуя вместе с прыгнувшим через “козла”. Отпускал он нас лишь тогда, когда прыгнувший благополучно приземлился на обе ноги. После этого каждый отходил к противоположной стенке и садился там, в ожидании на низкую скамейку.

Женька, хоть и стоял первым, неожиданно отступил, пропуская впереди себя стоявшего прямо за ним Сашку Азарова. Сашка тоже был не худенький, но укладывался ещё в понятие “нормальный”. Через “козла” он перескочил довольно-таки тяжело, но без последствий и уселся на скамейку. Но Женька вновь пропустил свою очередь, опять отступив назад.
Я стояла на физкультуре где-то в середине. Когда очередь дошла до меня, Женька и меня пропустил. И я перескочив через “козла” тоже, как и все уселась на скамейку.
И вот уже весь класс сидел у противоположной стены, а Женька всё не решался прыгнуть. “Ну, же! Бурлянский!”, - крикнул  Виктор Ипполитович.   
Деваться было не куда. И вот наш Бэра сначала побледнел, потом покраснел, запыхтел, низко опустил голову, решился и… побежал!

У меня было впечатление, что под тяжёлой Женькиной поступью прогибаются доски пола. Каждый Женькин шаг гулко отдавался в неожиданно установившейся тишине.
Добежав до толчкового мостика, Бэра слегка притормозил и прыгнул на него со всей своей силой двумя ногами…
Что случилось дальше? Точно описать не могу. Раздался неимоверный грохот и, нашим изумлённым взорам открылась следующая картина: на чёрных спортивных матах распластался Виктор Ипполитович, на нём “козёл”, а сверху наш Бэра…

Совершенно красный Бэра довольно шустро вскочил, и вместе с подбежавшими мальчишками, стал поднимать “козла”.  Потом Виктор Ипполитович поднялся с лёгким стоном и сказал: “Бурлянский! Я ж так с тобой до пенсии не доживу!”
После мгновенной тишины зал вторично огласился грохотом – это смеялся весь наш класс.

После этого случая наш Бэра совершенно перестал прыгать через козла или коня.
Он просто усаживался на скамейку, флегматично дожидаясь, когда весь класс закончит упражнение, чтобы потом опять встать во главе нашего строя.
Ну, а потом как водится благодаря хлопотам его мамы, Женьку вообще освободили от физкультуры « по состоянию здоровья».

P.S.  Во избежание недоразумений имена и фамилии изменены.


Рецензии
Доброго времени! :)
Спасибо за невольный возврат в школьные годы чудесные :).
Взгляд из взрослой жизни - на декорации и действия детства действительно нечто неординарное. У меня где-то валяется тетрадь, в которую я в 8-м классе довольно долгое время скрупулезно записывала все школьные события, свидетелем которых я была (понятно, личное отношение и эмоции - инклюзив! :)). Надо бы выкопать и почитать...

Извините, не удержусь: пара слов в защиту толстых нас :)

Я в 4-м классе была маленькой и худенькой (3-я с конца на физ-ре), а потом заболела воспалением легких, и до 9-го класса не вылезала из "больничных". Со мной возилась бабушка, как и все бабушки жалея бедного хилого ребеночка и, наряду с кучей антибиотиков, пичкая меня и всякими вкусностями (тепленькими, ароматными булочками, например). Чтоб порадовать! Я, по мере возможностей, радовалась вовсю. Из-за постоянных ОРЗ и бронхитов физическая активность была почти нулевая: я сидела дома и читала книжки, это было очень интересно, ну и училась, потому что бабушка внимательно следила за этим тоже. К тому же началась гормональная перестройка. В шестом классе (судя по фоткам) я напоминала кубик. Правда, только однажды (!) меня в школьной разборке обозвали "жиртрестом", это было очень обидно (хотя и так странно, что я даже не заплакала, вроде это не про меня!) и запомнилось. Но то ли мальчишки у нас были добрые, то ли еще по какой причине - больше никто и никогда мне ничего не говорил про мой лишний вес (кроме мамы, которая очень переживала, что у нее такая толстая и некрасивая дочь, и отчима, который своими шутками пытался побудить меня похудеть). А к 9-му классу я вытянулась, взяла себя в руки (появился симпатичный стимул! :)) и в институт уже пришла с совершенно нормальным весом и сразу занялась повышенной физической активностью - начала бегать по утрам и меня включили в легкоатлетическую группу по физ-ре :). Вот такая вот история. Извиняюсь, что в отклике - просто вспомнилось детство. И то, что как странно, когда самые близкие и родные люди не ведают - что они с тобой творят, как и в Вашем рассказе. Но это и сам понимаешь только тогда, когда смотришь с высоты своей взрослости...

Так что хочешь лучше оценить свое отношение к ребенку - вспомни хорошо собственное детство! :)
И Вы этому помогаете! Спасибо! :)

С теплом и пожеланиями всего доброго,

Элизабет Симпсон   03.08.2018 09:52     Заявить о нарушении
Доброе утро, Элизабет!

Спасибо вам большое за рецензию. За внимание, за хорошее отношение.
Рассказ свой я написала, не желая кого-то обидеть. Имена и фамилии в этом рассказе я намеренно изменила по этой же самой причине.
Это просто одно из детских воспоминаний. Я давно уже поняла, что толстые люди очень ранимы. Большей частью они люди больные. К тому же на собственном опыте убедилась, что полнеешь очень часто от лекарств! Так уж устроена современная медицина, что одно лечим, а другое калечим…
Извините, если вас обидела.

С уважением, Марья Рощина

Марья Рощина   03.08.2018 12:34   Заявить о нарушении
Марья, это Вы меня простите, если мои слова обиженно прозвучали :),
просто на свете очень много ситуаций, которые сложновато постичь, если сам в них не побывал, и, в конце концов, выясняется, что побывать в них было поучительно. Но иногда хватает и "рассказа очевидца" - чтобы, например, не портить жизнь своему собственному чаду. Так что я вообще без обиды - просто рассказала немножко про взгляд "с другой стороны", вдруг это кому-то подскажет нужную мысль в нужный момент. :)

Спасибо! :) Всё хорошо! :)

С теплом и пожеланиями доброго лета :),

Элизабет Симпсон   03.08.2018 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.