Встреча с сёстрами

15 июня.Выехала из Ростова после обеда.Через сутки меня встретили сестры. Встречали меня три сестры: Таня, дочь Марии Ивановны Капуновой; Ирина, дочь Елизаветы Ивановны Чуриной; Галина, дочь Раисы Ивановны Пивцовой. Мы – сестры двоюродные, а наши матери были родными сестрами, их отец, мой дедушка, - Иван Михайлович Борисов. 
17 июн. 15 г. Среда. Рано утром отправила несколько писем домой. Вот фрагмент. На вокзале. О Гале, она меньше всех ростом, напишу в следующий раз. Будет роман "Сестры", это будет вторая часть трилогии. Первая - роман "Иван". Смотри фото: на вокзале и вид из окна. Сохранила этот кусочек, чтобы помнить, о чем уже писала. Об Ирине написала немного.
17 июн. 15 г. Среда. Рано утром отправила несколько писем В.Ф. Вот фрагмент. На вокзале. О Гале, она меньше всех ростом, напишу в следующий раз. Будет роман "Сестры", это будет вторая часть трилогии. Первая - роман "Иван". Смотри фото: на вокзале и вид из окна. Сохранила этот кусочек, чтобы помнить, о чем уже писала. Об Ирине написала немного.
17 июня 2015 г. 5 часов утра. Не спится. Вчера приехала в Кузнецк. Расположилась у сестры Ирины, она живет в двухкомнатной квартире на четвертом этаже. Живёт вместе со своей матерью, старшей сестрой моей мамы, Елизаветы.  Вид из окна – замечательный.

 Природа наполняет все блаженством. Свежо, солнце поднимается все выше и выше, прогоняя утреннюю прохладу. Лягушачьего хора уже не слышно. Вид с балкона: рядом – береза, которая стоит наравне с пятым этажом. Внизу, у корней, рассыпан песок, рядом – детская площадка, которая затерялась между деревьями. Песок чистый, желтовато-золотистый, лежит красивым ярким пятном без песочницы. В самом центре – то ли машина, то ли паровоз – дети забыли или оставили до завтра. Рядом газон, на котором растут шикарные лилии. Рядом с домом спокойно стоят легковые машины, между которыми бредет походкой хозяина огромный, немного тощий, черный кот.
Ира до двенадцати была на работе, я же – отсыпалась, потом мы пошли на Дачную. В старом доме открыли окна, чтобы проветрилось. В доме влажно, запах нежилой, но везде чистенько, все на местах, так, как в детстве. Огород они с братом Сережей разделили пополам. Ира свою территорию засадила, есть и капуста, и помидоры, и свекла. Конечно, картошка. Много картошки. Стоит баня, но дверь старая, вид у бани не очень привлекательный. Крапивы на огороде много по углам, надо нарвать, посушить. На соседском огороде (пока нет забора, землю еще не разделили) у брата не только крапива, но и другие растения – разнотравье. Пока Ира пропалывала грядки, я собирала клубнику на участке, который напротив дома. Ягод много, но они не вызревают, а усыхают. Рядом с клубникой, которую тут почему-то здесь называют викторией, растет два куста пионов, они как раз цвели: душистые, яркие, притягательные и привлекательные. Ира сказала, что эти цветы привезла моя мама в один из своих приездов из Пензы и посадила здесь, на Дачной, вот в этом месте. Вот такая память. На углу участка растет огромная береза. Своей мощью она впечатляет. Как будто до небес. Сорвать листьев невозможно, потому что она возвышается над огородом. Тот угол участка, где она растет,  представляет собой холм. Заходили к Гале. Она работала в огороде. Поливала разбрызгивателем, но радости от этой работы не чувствовала, потому что неважно себя чувствовала; поговорили об обследованиях медицинских, это печалит и пугает, то есть хочется , чтобы медики хоть чуть-чуть сосредоточились на наших проблемах и попытались  улучшить наше состояние, хотя бы документально (формально).
18-ого июня ходили в церковь и на базар. Церковь старая, рядом со старым зданием современной школы, которая раньше была гимназией и в  которой училась моя мама, есть фотография на память в один из ее последних приездов в Кузнецк. Сто лет назад церковь, конечно же, была одним из самых больших строений этого города. В тот день там были мощи из Афона, мы подошли с Ирой к реликвиям, которые привезли так издалека. Людей было очень мало. Помню, больше всего молилась у мощей святого Пантелеймона Целителя: уж очень не хочется общаться с онкологами   
19-ого были дома, лечили Ире ноги, потом сходили в магазин за продуктами для салата. Вечером резали все для французского салата. Надо записать рецепт блюда, мне понравился  этот салат.
20-ого ходили на Дачную. Ирина поливала. Жара стоит несколько дней, нельзя было уехать в гости, не полив растения, - все бы засохло. А жалко – за капусткой и картошкой стоит много человеческого труда, а именно Ириного труда:  каждому росточку надо поклониться, и не один раз. Что Ира и делает каждый год в мае. После обеда за нами приехали Капуновы, и мы полдня 20-ого и на следующий день, в воскресенье, до вечера были в местечке под названием Ясная Поляна в Кузнецком районе. Это поселок в лесу. Там Гена живет со своей женой в новом доме. У них огород, куриное хозяйство, много цветов, виноград. Гена продолжает что-то достраивать ремонтировать, переделывать. Вот сейчас хочет сделать новый забор и ворота. Старые, деревянные, сделанные наспех еще до строительства дома могли бы еще постоять, но рядом с дорогой все просит обновления, чистоты и ярких красок. Старшая дочь Елена  - доктор, у нее родилась девочка Лиана, которая летом гостит у дедушки с бабушкой. Мы познакомились с Лианой, я ей рассказала про четырех сестер. Лиана призналась, что не знала про родственные отношения: думала, что тетя Ира просто знакомая. Дети Гены выросли ( сын Сергей и дочь Елена) и разъехались.
21-ого вечером, когда мы уже вернулись из Ясной Поляны, позвонила Галя-сестра (есть еще Галина – жена Гены) и сказала, что завтра идем на могилки. Завтра   - день рождения Раисы Ивановны, ее матери и моей тети – это родная сестра моей матери. Если бы тетя Рая была жива, то ей бы исполнилось 85 лет. Умерла она 5 лет назад на Крещение (19 января), не дожив до 80-летнего юбилея  полгода. Она как-то мне сказала, что всегда ждала весточки от мамы, просила и меня писать – тогда не было сотовых телефонов. Но я не писала и не приезжала.
22 июня 2015 г., понедельник. Сегодня опять насыщенный день, решила хоть с утра записать, что планируем. Если не записывать – забывается, путается: так много встреч, разговоров, всяких историй, которые произошли за последние годы с родственниками и знакомыми. Да еще говор у них у всех непривычный. Говорят, словно напевают, но какую-то незнакомую песню. Есть и слова незнакомые. Например, маршрутки не называют маршрутками. Рано утром Ирина пошла на Дачную, чтобы полить огурцы, это было часов в шесть. Сказала, чтобы я тете Лизе дала чайник и все, что та попросит на завтрак. Потом встречаемся на вокзале с сестрой Галей – там рядом кладбище и идем на могилку к тете Рае. После этого Ирина хочет зайти к Тане и посмотреть, как той заменили окно, вчера вечером Ира от имени Галины пригласила ее пойти вместе с нами, при этом долго с ней обсуждала и ремонт, и тех, кто его делает.
  Сходили на кладбище, поминали тетю Раю, которой в тот день исполнилось бы 85 лет, и всех остальных: тетю Машу и дядю Колю Капуновых, Геннадия Севастьянова(Ириного мужа),  дядю Гору (Герасима Пивцова, отца Гали, Вали и Нины), дедушку и бабушку Борисовых и других наших родственников. 
Все успели сделать. Но было очень жарко. На поминки пришла и Нина Коннова. Вот так мы и собрались – пять сестер, а шестой, Валентине, позвонили в Сибирь. Красноярский край, Ачинский район, деревня Лапшиха. Она смогла стать главой администрации, а начинала с доярки, потом работала продавцом, училась на курсах – подробностей не знаю, пишу со слов Гали, ее родной младшей сестры. Уехала Валя туда с Юрием, соседом по Дачной, за которого вышла замуж. Двое сыновей, но младшего уже нет в живых – разбился во время ДТП, остался у Валентины внучок, его сынок. Раньше они (Валя с мужем Юрием) держали и коров, и кур, и свиней – было большое хозяйство, сейчас – только пчелы, занимаются медом. Разговаривали по телефону с Валей по очереди. Она всех узнала по голосу.
Ездили на дачу к Женям в Вишневку, совсем рядом с их участком – родник, где Сережа набрал воды во фляги, и пруд.
25 июня 2015 г. Четверг. Сегодня ходили в центр здоровья, где работает Галина, сделали УЗИ. Очень страшно было слышать, что нагноение вокруг шва опускается вниз. И то, что какие-то два непонятных шарика, похожие на лимфоузлы, увидела врач. Но пережила с помощью Галины и это. Она завела меня в кабинет. Неприятно видеть, как тушуются врачи и как они убеждают делать операцию.
В 21.15 еще на улице светло, а в 3 часа утра уже все видно вокруг. Сегодня вечером сидели на лавочке, приходили Галины соседки: та, которая вырастила прекрасную клубнику. Когда сидишь на лавочке – прямо находится речка под названием Труев. От нее веет прохладой. Сидя на лавочке можно наблюдать за закатом, по небу плыли облака, они были освещены розовым снизу, лучами уже невидимого солнца, чуть выше был растущий месяц, хотелось взять фотоаппарат и поделать снимки, но меня бы эти женщины не поняли. Пришлось подавить свое желание заняться фотопейзажами. Мои сестры с трудом привыкли, что я много фотографирую, смирились, но в душе посмеиваются. 

28 июн. 15 г. Воскресенье. Живу у Гали. Вчера был банный день, мы, наверное, перепарились, и я сегодня отсыпалась. С утра было очень жарко, жарче, чем в предыдущие дни, днем – до сорока. Вечером же собрались тучки, погремело, сейчас идет небольшой дождик, но Галя все равно поливает – очень сухо.
Гроза прошла, дождь лишь покапал и тучи ушли.  Тихо , душно, сижу на веранде. Галя все поливает и поливает. Утром Галя сделала десерт: клубника, перетертая с сахаром. Получилась литровая банка, боюсь ее съесть в один присест.
29 июн. 15 г. Проснулась рано, но встала поздно: всю ночь просыпалась из-за дождя, казалось, что он сильно барабанил по крыше, по листьям, по бревнам, даже по земле, которая усохла и превратилась  в сухарь. Пошла в душ. Пока купалась в голову пришли разные мысли. Выглядывая в окошко, которое ведет в огород и где сейчас растет картошка с огурцами и капустой, представилс2-хэтажный коттедж с двумя подъездами, можно, конечно, сделать и выше, на последнем этаже – солярий и место для панорамной и видео-съемке. Баня и туалет есть. Не хватает только кухни со столовой, мини-бассейна и игровой комнаты с бильярдом и автоматами. Правда , неплохо сделать запруду на речке – пруд далековат, и еще нужна спортивная площадка, если говорить о детской базе отдыха.
30 июня. Вечером ходили на холм Славы. Много гуляли и фотографировались.
1 июля. Ходили с Ирой в музей.
2 июля. Стало немного прохладнее. И мы собрались в лес, на обратном пути зашли к Конновым, на улицу Подгорную.
 В начале июля начала собираться домой. Уезжала ночью, вокзал  при освещении очень красивый, меня провожали Галя с мужем Сережей, он вел машину, и Ирина.Ожидая поезд, рассмотрела вокзал. Здание старое, ещё дореволюционное, типовое; но ремонт - современный. Везде чисто, красиво, не очень уютно из-за блистающих повсюду новых табличек и немноголюдности на вокзале. От старины остались фотографии и предметы: запомнился кирпич из первой кладки фундамента да фотография деревянного вокзала, построенного в 1913-м году. Были и другие фотографии и документы, все они аккуратно размещены в музейном уголке, который находится тут же, в здании вокзала, рядом с кассами. А в зале ожидания с очень неудобными креслами всё-таки пытались создать уют. Вдоль стен и на подоконниках - фикусы, герань, традисканция. А в углу - большой стеллаж с надписью "Библиотека". Всё это - только здесь, в Кузнецке, где остаются мои детские воспоминания о маме, сёстрах, наших визитах сюда всей семьёй.


Рецензии