Навеянное об образовании

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других. Образование не может быть собственно целью. Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили. Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия. Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно. Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем. Образование придает человеку достоинство. Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие. Образование — лицо разума. Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.

В этом тексте нет ни одного слова, написанного мной. Я не считаю нужным что-либо добавлять от себя лично к этим мудрым мыслям об образовании. Кроме одного, от Конфуция до наших дней есть люди, кто знает, как и чему обучать и люди, кто учит, не зная чему, как и зачем. И именно они чаще всего обучают наших детей.


Рецензии