Имена на скрижалях. Дмитрий Кедрин

"Огромная совесть стоит за плечами"
Всмотритесь! Вы видите! Стоит. Только мне кажется, что не за его плечами, а передо мной. И смотрит его глазами в тебя. Выдержишь ли взгляд?...
Это строчки из его стихов (двойник):
"... И если мой голос бывает печален,
Я знаю: в нем фальшь никогда не жила!..
Огромная совесть стоит за плечами,
Огромная жизнь расправляет крыла!"
Он имел право так писать. Он вообще не раз очень точно самоопределял в стихах свое местоположение в этом мире. Как и свою судьбу. Впрочем, видеть свою судьбу - это и есть печать Поэта.
Этот "скучный, немного лишний педант в роговых очках" видел сквозь них очень много и очень точно. И даже странно, что с этим своим вернозрением он "отделался" всего несколькими месяцами ареста. И ничему там не научился. Не научился не то чтобы врать, просто скрывать хотя бы свое дворянское происхождение (истинный дворянин), свой арест - так и продолжал указывать всё это в анкетах, не смотря на увещевания любимой и любящей жены. Так что всё правильно он написал про себя в этих стихах.
Он погиб, вернее убит, при загадочных обстоятельствах. Хотя странным в его судьбе было не то, что он был убит. Для судьбы российского поэта - это скорее закономерность. Почти счастливой случайностью кажется, что поэт написавший такие строки после этого еще жив и даже на свободе:
Не в культе дело, дело в роке.
Пусть времена теперь не те —
Есть соучастники в пороке,
Как были братья во Христе.
(1944 г.)
Хотя и без этих строчек в дневнике за его внешней хрупкостью чувствовалась несгибаемость. Его дочь, Светлана потом напишет: "В нем чувствовали несгибаемость, которая не нравилась. Чувствовали в нем собственное мнение, которое не нравилось, И чувствовали в нем свой взгляд на историю, который не нравился. Этого уже было достаточно»." Он это понимал. В послевоенном июне 1945 (за три месяца до трагедии) он напишет:
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.
Он не потерял главного. И обрел в вечности то, что дается только тем, за чьими плечами стоит огромная совесть.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.