Раздумья о Пушкине

    Александр Сергеевич Пушкин – огромная и для меня бесконечно расширяющаяся Вселенная. Когда Александр Сергеевич умер, Владимир Фёдорович   Одоевский написал: «Солнце нашей поэзии закатилось». Может быть, солнце закатилось, но на небосклоне России взошла вечная и немеркнущая звезда  -  Александр Пушкин.
    Мне ближе слова Аполлона Григорьева: «Пушкин – наше всё!» Когда-то давно  под впечатлением от  этого определения я написала:
« Пушкин – наше всё!» -
Не мною сказаны слова,
И сколько б ни прошло ещё
Веков и лет, о нём молва
Всегда жива в России будет,
Его народ не позабудет,
И под лучом его звезды
Россия избежит беды
И вечно на Земле пребудет!

Сегодня, 10-го февраля, исполняется 181 год, как наш национальный гений перешёл в другое измерение, да, погиб на дуэли, да, не мог иначе защитить честь свою и своей семьи и стал ещё ближе всем нам, ещё роднее.
    Он с нами с самого детства, со «Сказок о рыбаке и рыбке», «…о царе Салтане», «…о золотом петушке»,  лирических стихов о природе, временах года и «пройденном» в школе романе  в стихах «Евгений Онегин». Счастлив тот, у кого нашлось время перечитать этот роман в более зрелом возрасте. Сколько открытий, настоящий восторг от его неповторимых строк и строф! Да, Пушкин создал наш язык, и он звучит совершенно современно:
«Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим»
                или
«Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами  днём увижусь я…»
                или
« Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса»
          (« Медный всадник»)
    Сколько мудрости и тонкой иронии  в замечательных стихах «Евгения Онегина»!  Не говорю уже о прозе, что ни произведение  - учебник жизни!
    Но здесь мне хочется сказать о том, каким настоящим провидцем  был Александр Сергеевич!
    О последней встрече вспоминает Вера Ивановна Анненкова, дочь Киевского губернатора Бухарина, знавшая поэта по посещению дома её родителей в Киеве  ещё в начале двадцатых годов (19 –го века):
    «В последний раз я видела Пушкина за несколько дней до его смерти  на маленьком вечере у великой княгини Елены Павловны. Разговор был общим, говорили об Америке. И Пушкин сказал: «Мне  мешает восхищаться этой страной, которой теперь принято  очаровываться, то, что там слишком забывают, что человек жив не  единым хлебом». Евангельское изречение удивило великую княгиню: «Как вы сегодня нравственны!» - « Не сегодня, а всегда с  тех пор, как я стал отцом семейства», - ответил Пушкин.
    И это было сказано  два века тому назад. Вся Америка в нескольких словах! А во- вторых, говорит ответственный человек, отец семейства, не прежний повеса, острослов или только «любимец муз».
    Пушкин всегда современен.  С какой вдохновляющей силой  звучали строки  его стихотворения «Клеветникам России», написанного  в связи с польским восстанием 1830 – 1831 годов, во время Великой Отечественной войны:
«Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас?  Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До  стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..»
    Снова  России приходится спорить не только с Европой, но и со всем миром.
Если во время Великой Отечественной войны, миномёты «Катюша» были нашей стальной щетиною, то сейчас, наверное,  ракетные комплексы.
    В том же стихотворении отзвуки Отечественной войны 1812 года:
« Мы не признали наглой воли
         Того, пред кем дрожали вы…»
А как будто он говорит о наглой воле Гитлера.
    И сегодня много желающих любыми средствами унизить Россию. Разве не актуален вопрос: «Иль русский от побед отвык?», если обратить его ко всем нам и к нашим спортсменам-олимпийцам, униженным и оскорблённым, но всё-таки  решившим бороться на  Олимпиаде 2018 года?
 
    Многие современники описывали так или иначе внешность Пушкина, мне очень понравилось  описание Л.П.Никольской, встретившей его  в 1833 году  на обеде у нижегородского губернатора (можно прочитать в Википедии), но здесь приведу воспоминания Ивана Александровича Гончарова о посещении Пушкиным Московского университета 27 сентября 1832 года: «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною, среднего роста, худощавый, с мелкими чертами  смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которые потом не забудешь! В позе, жестах, сопровождавших его речь, была  сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами».

    Погибший в расцвете жизненных и творческих сил Александр Сергеевич Пушкин, основоположник великой литературы, был и остаётся самым любимым, самым популярным, самым близким любому русскому человеку поэтом, а ещё другом и учителем. Он, поистине, наше всё.


Рецензии