Цыганское счастье

      "Счастью не верь, а беды не пугайся" (русск. пог.)
         
      - Привет! Ты узнаёшь меня? – спросила я молоденькую худенькую цыганку детского сложения. Впрочем, внешность у неё вполне славянская.
      - Узнаю! – охотно остановилась она. Только цыгане да пенсионеры никуда не спешат, остальных не затормозишь, даже если схватишь за рукав. Все бегут, сломя голову, думают, что  впереди – счастье. Нет бы подумать - что на самом деле впереди у каждого?..
      - А я забыла, как тебя звать? – говорю ей.
      - Тая.
      Таю я помню маленькой девочкой, которую везде за собой таскала старая цыганка, тоже мелкого калибра. Родителей у девочки почему-то не было,была одна бабушка, и то, кажется, не родная. Любили они постоять возле моего прилавка, поглазеть на чудеса – разные редкостные вещи: камни, шишки, ракушки, диковинные плоды вроде каштанов и маклюры. Мне нравилось, что они любопытны и непосредственны, как сороки. Умели выпросить у меня что-нибудь, конечно, даром. Несколько лет назад я так же остановила Таю, уже ставшую девушкой:
       - А где бабушка?
       - Бабушка умерла, уже давно...
       Тая ходила по рынку когда одна, когда с другими молодыми цыганками, как-то промышляла. И вот я её снова остановила:
       - Как поживаешь, Тая? Сколько тебе лет?
       - Двадцать два.
       - Замужем?
       - Разошлась. Дочке два месяца.
       - А что, цыгане тоже расходятся?
       - Он был русский. Пил, бил, работать не хотел. Сейчас где-то в своей деревне…
       - Как у него, негодяя,  рука поднималась на тебя? Кого тут бить, ты как ребёнок… Надо было за цыгана выходить! Теперь пойдёшь за своего?
       - И цыгане не лучше. Русские хоть иногда работают, а цыган вообще содержать надо. Ни за кого не пойду!
       - А с кем дочка-то?
       - С бабушкой. Я нацыркала в банку молока для ребёнка из груди, вот пошла раздобыть денежек на хлеб… Молока у меня мало, плохо живём, бедно. В домике холодно, ребёнок болеет, никто не помогает, – она достала из кармана и показала на ладони несколько мелких монет – видно, всё, что удалось выпросить на базаре. - Мы живём в Рабочем, на улице Труда, заходите! Посмотрите на мою дочку,- и она назвала номер дома.
       - Рабочий посёлок – это моя родина. Я там бываю! Зайду! – пообещала я.
Интересно,  что за бабушка, и вообще – как живут цыгане? Я положила девушке  в руку триста тенге, и мы разошлись… И почему я не спросила, как она назвала дочку? Весной Тая начнёт таскать дочку по базару - с ребёнком больше подают. И вырастет ещё один несчастный человек... Надо будет узнать, как помочь молодой матери? Может быть, оформить пособие, как одиночке... Есть ли у неё документы?.. Надо будет всё узнать в соцслужбах... В понедельник...
       В понедельник я, в самом деле, сходила в департамент соцобеспечения, узнала, какие документы нужны. Но когда при следующей встрече предложила сходить вместе оформить пособие, оказалось, что Тая уже его получает... Так что документы у цыган есть, учить их, как получить пособие не надо, они  получают от государства всё, что могут выпросить, а работать всё равно не хотят... А заходить к цыганам я, всё-таки, побаиваюсь...

       Фото Таи увидите позже... А на этом - просто знакомая девочка. 


Рецензии