Бегство от свободы

Эрих Фромм пишет:"Согласно Фрейду, если бы человек не мог связать свой инстинкт смерти с половым инстинктом, то у него остался бы только один выбор: уничтожать других или себя самого...

"В психоаналитической литературе точку зрения, отличную от точки зрения Фрейда, высказали Вильгельм Райх, Карен Хорни и я...
Мазохист в конечном счёте стремится к наслаждению, причиняемая ему боль является побочным результатом, а не самоцелью. Хорни первая разгадала фундаментальную роль мазохистских стремлений у невротиков, дала полное и подробное описание мазохистских черт характера и теоретически объяснила их как производные от структуры характера в целом. В её работах, так же как и в моих, утверждается, что не мазохистский характер является следствием сексуального извращения, а наоборот: ИЗВРАЩЕНИЕ представляет собой СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ, КОРЕНЯЩИХСЯ В ОСОБОМ ТИПЕ ХАРАКТЕРА...
И мазохистские, и садистские стремления помогают индивиду избавиться от невыносимого чувства одиночества и бессилия... В этой ситуации "нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается". Это слова из "Братьев Карамазовых" Достоевского. Испуганный индивид ищет кого-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше БЫТЬ САМИМ СОБОЙ и лихорадочно пытается вновь ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ, СБРОСИВ С СЕБЯ БРЕМЯ СВОЕГО "Я".
Одним из путей к этой цели является мазохизм. Все разнообразные формы мазохистских стремлений направлены к одному: ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ; иными словами, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БРЕМЕНИ СВОБОДЫ. Эта цель очевидна, когда индивид с мазохистским уклоном ищет подчинения какой-либо личности или власти, которую он считает подавляюще сильной. (Эта уверенность может быть основана не только на действительной силе другой личности, но и на убеждённости в своей собственной слабости и ничтожности. В этом случае, угрожающие черты может приобрести и мышонок, и сухой лист")...

"Можно ли допустить, что человек пытается избавиться от беспокойства, усиливая его? Именно так. Ведь, в самом деле, пока я разрываюсь между стремлением быть независимым, сильным и чувством своей незначительности и бессилия, Я НАХОЖУСЬ В СОСТОЯНИИ МУЧИТЕЛЬНОГО КОНФЛИКТА. НО я могу спастись от этого конфликта, если мне удастся обратить свою личность в НИЧТО и НЕ ОСОЗНАВАТЬ СЕБЯ БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ИНДИВИДОМ. Один из путей к этой ЦЕЛИ - ощутить себя предельно НИЧТОЖНЫМ и БЕСПОМОЩНЫМ; другой путь - ИСКАТЬ ПОДАВЛЯЮЩЕЙ БОЛИ и МУЧЕНИЯ; ещё один - ПОДДАТЬСЯ ОПЬЯНЕНИЮ или ДЕЙСТВИЮ НАРКОТИКА. САМОУБИЙСТВО - ЭТО ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА, если все остальные попытки снять БРЕМЯ ОДИНОЧЕСТВА оказались безуспешными".

"В моральном мазохизме страдание не является действительной целью; в обоих случаях - это лишь средство, а цель состоит в том, чтобы ЗАБЫТЬ СВОЁ "Я"... При моральном мазохизме это стремление овладевает человеком целиком, так что может разрушить все цели, к которым его "я" сознательно стремится".

Эрих Фромм


Рецензии