Будущее совсем не страшно

Тот, кому сейчас меньше пятидесяти, уже не умрёт никогда.
Этому поколению предстоит жить вовеки веков. Аминь.
Поясню.
Человечество на наших глазах закончило начальную фазу развития, условные первые 50 тысяч лет, в которой скорость накопление навыков, знаний и материальных богатств можно описать прямой линией. Очень приблизительно, не строго, но можно. Каждое новое столетие привносило свой весьма скромный, практически незаметный вклад в изменения хозяйственного уклада.  Земледелец Египта знал, что и внуки его внуков будут собирать такой же урожай с семейного поля, какой собирает он, не больше. Ещё двести лет назад темпы роста урожайности стремились к нулю. Российский крестьянин
времён нашествия Наполеона был так же неэффективен, как и во времена Ивана Калиты. То же касалось и ремёсел. Чтобы перейти от бронзового века к железному нам понадобилось 2 тысячи лет. И вот, совсем недавно, шесть-семь поколений назад неторопливое линейное накопление знаний сменилось на ускоренное. И самое замечательное, что этот процесс убыстряется на наших глазах. На обычном языке можно назвать происходящее взрывом. Поздравляю всех нас: мы находимся в самом начале взрывного развития цивилизации. Что это означает на практике? Приведу самый очевидный пример новых технологий с совсем не очевидными последствиями.
Иголка с ушком, сделанная из кости, возможно, не производит сегодня на нас  отрясающего впечатления, но она помогла людям выжить в ледниковый период и позволила колонизировать планету. Квантовый компьютер, совмещённый с Искусственным Интеллектом, – уже не иголка, а бомба, которая взорвёт привычный мир. И будет дано нам колонизировать совсем иные пространства.  До их практического освоения остались считанные годы.

Правильно было бы обратиться к аналогии с идеей Вернадского, который отметил, что разумная деятельность человека создала целое измерение, новый и специфичный мир цивилизации, прежде до человека не существовавший.

Искусственный Интеллект и Квантовый компьютер тоже создадут новую
реальность, лишь косвенно соприкасающуюся с известным нам физическим миром. Если сегодняшняя цивилизация опирается на природные ресурсы, то новая – будет иметь информационную природу и зависеть от нефти- газа не более, чем кварцевый процессор зависит от добычи кварца в карьере. Да, и от оптоволокна она не будет зависеть тоже.

Единственной нашей функцией будет создание новых реальностей. То есть игра.
Что я имею ввиду? На заре нашей цивилизации люди открыли для себя неочевидные занятия, оторванные от утилитарных задач выживания. Музыка, живопись, литература, это все новые реальности. Религии, шахматы, даже спорт – по сути, отдельные миры, которые когда-то были созданы творческой силой человека. Мы же понимаем, что таких миров не десять-пятнадцать, количество их бесконечно, так же как бесконечна сама Жизнь. Так вот этим и только этим будут заниматься те, у кого есть в запасе 20 лет. То есть большинство из читающих этот текст.

Никто из нас не останется прежним, человек отбросит свою физическую
оболочку, предварительно много раз сделав ей апгрейд. Именно поэтому нынешнее поколение людей останется вовеки. Личность, отбросив тело, взамен приобретёт структуру более глубокого уровня. У меня язык не поворачивается назвать её информационной, чтобы не подумалось про биты и двоичный код, но, конечно, это будет, так или иначе, информация. И что мы получим, если не бессмертие? Наша суть многократно усложнится, станут возможны разнообразные энергетические союзы – всё ради достижения новых творческих высот.
Но это послезавтра. Какие же самые ближайшие последствия ждут нас? Если коротко, то изменится всё. Территория, количество народонаселения, валютные запасы, природные богатства уже сегодня, на наших глазах, перестают быть основным ресурсом. Скоро их ценность упадёт в разы, а потом и до нуля.

Следовательно, исчезнут и государства, смысл существования которых только один – защищать свои богатства и отбирать чужие. Успехи биотехнологий позволят людям менять внешний вид в соответствии с модой дня, а это означает исчезновение рас, наций и прочих объединений по внешнем признакам.
Национальные языки, как основной источник культурных отличий, больше не будут разделять людей, ведь автоматические переводчики, и не плохие, существуют уже сейчас.
Транспортная доступность станет абсолютной, смешно будет вспоминать, что раньше, чтобы встретиться с кем-то, приходилось переносить свою тушку на километры. Система дополненной реальности воспроизведёт всё, от первого рукопожатия до прощального поцелуя.

 И простите меня фантасты, люди никогда не полетят на Марс, но не потому, что
дорого и опасно, а потому что незачем. За новыми землями, минералами, да
кому они нужны?
Осваивать предстоит то, что под носом, а точнее, то, что внутри нас. Изменится сама природа человека, власть, как сильнейший на Земле наркотик, уступит место творческому оргазму. Задумайтесь, непрерывному творческому оргазму. Потребность во власти в конечном итоге – это потребность обеспечить себе и детям выживание.  В новой реальности основным ресурсом станет информация, и добыча её будет связана не с конкуренцией, а с кооперацией. Ведь информация неисчерпаема. Значит ли это, что угроза существованию отдельной особи отступит? Очевидно, да. Интеллектуальная активность станет основной валютой, нет, не будущего, а нашего завтрашнего дня.
Почему я дал срок 20 лет? А просто я верю в Homo sapiens. Нет, вру. Я верю в
математику. Кривая экспоненты стоит перед моим мысленным взором. Очень крутая кривая.

Взрывной рост технологии очень скоро сделает всю доступную материю Земли
телом квантового компьютера. Но к тому моменту идея квантовых вычислений окажется устаревшей. Появятся новые открытия, возможно связанные с преодолением ограничений пространства-времени, той клетки из четырёх измерений, в которой мы волей судеб живём, жуем и процветаем.

Всё это приведёт к исчезновению физического времени, так как время – это
промежуток между событиями, а плотность событий будет возрастать
невообразимым сегодня образом. Мы окажемся в точке, где прошлое, настоящее и будущее слились.
Но последнее замечание верно, конечно, только для внешнего наблюдателя, если такой найдётся. Для него мы станем богом, хотя это уже – среднесрочная
перспектива.
И, сюрпри-и-и-з: возможно, мы захотим сыграть по новой!



    Какие угрозы несет нам это прекрасное будущее?


Прежде всего это закреплённое неравенство между странами, получившими критически важные технологии и странами, отстающими сегодня всего на каких-то полшага. Последний раз такое происходило с ядерной бомбой, когда США опередили СССР на 4 года и имели огромный соблазн реализовать свое преимущество. Тогда они удержались. Смогут ли США на этот раз преодолеть искушение, если они первыми создадут функциональный квантовый компьютер?
Ведь в этом случае Штаты мгновенно становятся контролёром информации, а значит и экономики, и политики в любой части мира. А это навсегда, потому что первое, что они сделают это заблокируют разработки квантовых компьютеров, а также любых новых систем защиты информации у всех остальных. И отключат управление системами вооружения и отстранят неугодных политиков везде, где потребуют их национальные интересы. Обладая контролем над информацией, это сделать легко. Кто из американских политиков окажется настолько велик, что перешагнет национальную гордыню и передаст свое абсолютное оружие всему остальному миру? Хорошо, пусть первыми будут Китай, Россия или Германия, от этого не легче, ведь угроза господства одной страны на всей планете, таким образом, становится неотвратимой. Не будем здесь перечислять, чем опасна эта монополия на власть. Это просто конец Истории, как мы ее привыкли понимать.

Следующая угроза в том, что жить мы будем по-новому, а думать и чувствовать - по-старому. Как обычный человек должен относиться к роботу-андроиду? Политкорректно. А если этот робот увел у него жену? Убийство такого робота - это
порча имущества? А если этот робот умнее меня в 100 раз и пишет по ночам
стихи, что твой Пушкин? Этот разрыв будет быстро увеличиваться, пока не
окажется невыносим. Возникнет неизбежное сопротивление, сходное по
отдаленной аналогии с протестом луддитов в Англии начала 19 века. Это
сопротивление есть мера инерции социальной системы, дело привычное, но
непривычно здесь то, что наш вид не приспособлен к таким темпам изменения. Будет больно.

Надо четко понимать, что решений у всех этих проблем нет, точнее сказать нет
идеальных, единственно правильных решений, которые устроят всех. Мы будем
стремиться к балансу, и конечно, каждый раз пролетать мимо точки равновесия.
И всегда кому-то будет казаться, что этот кризис нам не пережить, что это -
конец человечества. Потому что так оно и есть. Человечеству, каким мы его
знаем, приходит конец. Пристегните ремни, будет интересно.


                Ложные угрозы


Угроза перенаселения и нехватки ресурсов преувеличена. Скажу только, что
ресурсов хватит на всех. Понимаю, вполне себе новая парадигма, не знакомая
человечеству, но с этим придется как-то мириться.
Бунт машин против людей не состоится. Разве что отдельные люди поднимутся
против своих железных помощников. Когда у машин появится сознание, рефлексия, чтобы понять и отстаивать свои интересы в кровавой борьбе с людьми, быстро окажется, что они и есть мы. И никаких отдельных интересов у нас с ними нет.

Исламский любой другой фундаментализм затихнут в день, когда выяснится,
что все материальные ресурсы доступны, за них не надо ни умирать, ни убивать.
И Аллах будет только доволен.
Сотрутся понятия раса, клан, община, народ.
Взамен появятся новые свойства, не разделяющие, а объединяющие людей - бывших Homo Sapiens. Появится Человек Играющий - Ultra Sapiens.

               


Рецензии