Записки преподавателя немецкого. Часть 9

Подходит к концу очередной модуль в моём утреннем курсе, и пора подвести промежуточные итоги.

Прошло ещё сто часов – что мы умеем? Мы умеем читать слова пяти уроков, иногда даже не зная всех букв. Мы читаем предложения с этими словами. Мы уже знаем, что такое предложение и почему в конце надо ставить точку. Они много понимают на слух, то, что я им говорю, например, «откройте книгу на странице такой-то, найдите упражнение такое-то». Отвечают на вопросы по ходу урока: «Вы уже написали? Вы прочитали? Вы нашли?». Они отвечают полными предложениями, используя прошедшее время, даже не догадываясь об этом.

Что я обнаружила нового? Что хитрован Халеддин, который, по моему мнению, в принципе не способен научиться читать, оказывается, начинает читать и многое понимать, когда его соседа Насра по каким-то причинам нет в школе. Когда Наср в школе, Халеддин не заморачивается и списывает у него. К сожалению, у нас сейчас нет свободных мест, чтобы отсадить Насра, но как только появятся, я непременно это сделаю.

Наср читает уже уверенно – его упорство дало свои плоды. То же самое могу сказать о Созан. От того, что она почувствовала, что находится на том же уровне, что и все остальные, она расцвела и делает успехи.

У Майады проблемы. Она из Африна, где сейчас находится её семья. Майада поэтому не может сосредоточиться, постоянно связывается по ватсапу с братом, и я проявляю понимание.

Кстати, в двух моих курсах учатся люди из Сирии и Ирака, но на 90% - это курды. Можно сделать интересные выводы. Переправкой  людей в Европу руководят турки, и это турки переправляют к нам курдов. Это что – они таким образом хотят решить у себя «курдский вопрос»? Они что – решили все сорок миллионом курдов к нам переправить? С них станется. Но вот что будет с бесхребетной Европой? Курды приносят с собой все свои проблемы. Они устраивают многолюдные демонстрации против Эрдогана на улицах Германии и других европейских государств. Кстати, по  Конституции Германии, которая называется Основным законом, иностранцам в Германии устраивать демонстрации запрещено. Но они демонстрируют, и немецкая полиция их охраняет.

Впрочем, закат Германии – дело уже предрешённое, всё это – только вопрос времени. Но желание курдов интегрироваться я считаю похвальным делом. Они хоть и не христиане, но и не мусульмане – они езиды, и к христианству относятся терпимо. А это уже залог того, что они в принципе способны интегрироваться.

У красавицы и умницы Наваль, как я уже писала, на редкость неспособный муж Адиль. Я всё пытаюсь зацепиться за ассоциации, которые помогли бы ему в учёбе. Ведь мы все учимся при помощи ассоциаций. Например, среди слов, которые мы учим визуально, есть длинные – свитер (Pullover) и паприка  (Paprika). И при виде этих длинных слов никому из моих учеников не придёт в голову сказать какое-нибудь короткое слово: нос (Nase) или бабушка (Oma), а у Адиля ассоциации не образуются. Наваль в отчаянии всплёскивает руками, другие смеются, что является одной из особенностей их культуры. Я это пресекаю. Культура культурой, но я объясняю им, что смех не может помочь, а Адилю нужно именно помочь. Они соглашаются. Пока Адилю помогает только одно: я его спрашиваю последним, то есть у него есть возможность прослушать тринадцать предыдущих «выступлений».

В пятницу я ввела вопросы, вернее, вопросительные слова. Поскольку мы сейчас остановились на букве  W, а большинство вопросительных слов начинается именно на эту букву, то я их и ввела. И они прочитали сами вопросы на доске: что это? Кто это? И вопрос «почему» оказался тоже очень интересным. Я спросила их, почему они учат немецкий. И мы нашли несколько вариантов ответа. Вахида сказала, что она хочет работать. Ионель сказал, что мы же живём в Германии. А я дала подсказку: ведь Ваши дети говорят по-немецки.

Интересно, что такие разговоры не соответствуют их уровню, но как они тянутся за этим уровнем! Как им интересно повторять то, что я прошу их повторить, например, «я хочу говорить по-немецки» или «я хочу работать». Все понимают,  и все повторяют.

Я заметила, что при такой методике нет поступательного движения в изучении языка. Нет постепенности. Есть волнообразное движение: вот тут мы замедляем темп, потому что вводится совершенно новый материал, а потом вдруг мы перескакиваем через пару ступенек, и как будто так и надо.

Мы постепенно превращаемся в маленькую семью. Так происходит с каждым курсом. Потому что мои ученики не индивидуалисты. Они сами выросли и живут в больших семьях. А в больших семьях, конечно, много проблем, но ещё в них очень много человечности, чего так не хватает современному западному обществу. Может ли произойти взаимное обогащение? Бог весть.


Рецензии
Они устраивают многолюдные демонстрации против Эрдогана на улицах Германии и других европейских государств. Кстати, по Конституции Германии, которая называется Основным законом, иностранцам в Германии устраивать демонстрации запрещено. Но они демонстрируют, и немецкая полиция их охраняет.

Сюр какой-то... Бедные немцы.

Надежда Семеновская   09.11.2018 12:47     Заявить о нарушении
Сюр - хорошее слово, подходящее. Сюр как норма жизни.

Наталья Иванова 26   10.11.2018 14:58   Заявить о нарушении
Ая вот одного не понимаю?

САМ СМЫСЛ устраивать в Германии демонстрации хоть за, хоть против Эрдогана?

Эрдоган - канцлер Германии?

И люди, которые вышли хоть за, хоть против него - они кто? Граждане Турции или Германии? В Германии двойного гражданства все же нет.

Какого черта Эрдоган будет обращать внимание на граждан Германии, пусть турецкого происхождения в четвертом поколении?

А если это граждане Турции, то что делаете в чужой стране?

Надежда Семеновская   10.11.2018 15:02   Заявить о нарушении
Я Вас поздравляю: Вы озабочены смыслом. Такой ерундой в Германии мало кто занимается. Элита - точно нет, и она же с помощью СМИ (100%)отучает от этого и население.

Наталья Иванова 26   10.11.2018 15:52   Заявить о нарушении