Рыцарский роман
Рыцарский роман и рыцарская повесть, как и лирика поэтов рыцарей, широко разрабатывают темы воинских подвигов и любви. Характерная черта рыцарского романа – сочетание фантастического и реалистического элементов. Фантастичность романов осложняется авантюрностью, через показ читателю многочисленность приключений героев.
В зависимости от источника сюжетов, эти произведения объединяются в циклы, главные из которых: античный, связанный с книжной традицией, бретонский или артуровский, имеющий фольклорную основу в кельтских народных сказаниях, а также – византийский, связанный с восточными походами рыцарей.
Образцом романов античного цикла являются произведения об Александре Македонском («Александрии»), где знаменитому полководцу приданы черты средневекового идеального рыцаря.
Большой интерес представляют романы британского или артуровского цикла. Название – артуровский – происходит от имени короля бриттов Артура (5 – 6 вв.), успешно боровшегося с англо-саксонскими завоевателями. В романах он тоже выступает в облике идеального рыцаря. Кроме короля Артура, в романах участвуют: рыцарь Ланселот, тайно влюбленный в Джинерву, жену Артура; фея Моргана, волшебник Мерлин и др. Рыцарям, находящимся при дворе Артура, свойственны изысканные куртуазные нравы. Об этом дают яркое представление произведения французского писателя, создателя романов артуровского цикла, Кретьена де Труа (12 в.): «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Ивен, или Рыцарь Льва», «Персеваль, или Повесть о Граале». Этому писателю принадлежал, не дошедший до нас в его авторстве, роман о Тристане. Этот роман под названием «Роман о Тристане и Изольде», дошел в других вариантах – стихотворных и прозаических. Это произведение считается лучшим из рыцарских романов. Писатель сумел выйти за пределы узкосословной рыцарской идеологии, многое взял из народного источника – кельтского сказания. Стилизованный пересказ сюжета этого романа был сделан на основании дошедших до нас его переработок. Главный герой романа, Тристан, сочетает в себе необычайную храбрость (он уничтожил Жестокого Морольда), а также и необычайную по силе страсти любовь к ирландской королевне, златокудрой Изольде. Эта любовь не проходит и тогда, когда Изольда становится женой короля Марка (дяди Тристана). Тристан в отчаянии женится на другой белокурой Изольде, оставаясь, как бы верным златокудрой Изольде. Роман заканчивается трагической смертью обоих любящих.
Немецкий мастер куртуазного романа – Готфрид Страсбургский (умер в 1220 г.), разработал в аналогичном плане свой сюжет о Тристане и Изольде. В этой переработке произведение получило новые элементы, расширяющие его содержание и разнообразящие изобразительные средства.
Сказания о печальной любви Тристана и королевы Изольды, восходили к ирландским источникам, а затем вплетались в мир артуровских легенд, и были переработаны многими писателями 12 – 13 веков. Самые значительные из них – книги француза Беруля и нормандца Тома, появившиеся около 1170 года. Романы эти сохранились лишь в отрывках, но многочисленные пересказы и переделки на многих языках позволяют судить о несохранившемся целом.
В позднейших рыцарских романах («Окассен и Николет»), относящихся к восточному циклу, виден отход от установившегося кодекса куртуазной морали. Главный герой романа, Окассен, уже не является типичным рыцарем. Любовь к сарацинской (арабской) пленнице Николет, для него важнее воинских подвигов.
В дальнейшем, с упадком рыцарства, рыцарский роман теряет свое значение. На него начинают писать пародии (Сервантес «Дон Кихот»).
Рыцарский роман в литературе оставил заметный след, как своей художественной силой, так и решением этических проблем. Историзм тоже представлен на высоком уровне – многолюдные охоты, осады крепостей, турниры. Рыцарский роман передал следующим эпохам высокое представление о человеческом долге, о чести и благородстве.
Кретьен де Труа.
Ивэйн, или Рыцарь со Львом.
« В палатах короля Артура,
Чья благородная натура
Для человеческих сердец
Являет редкий образец:
Любовь с отвагой в сочетанье…»
Свидетельство о публикации №218021101831