Литература городского сословия средние века

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников средних веков. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Литература городского сословия, как один из литературных потоков 11 – 14 веков, выразительно противостоит рыцарской литературе. Ее положительный герой – простой человек, наделенный острым умом и находчивостью, что дает ему возможность выходить победителем из трудных положений.
Главные жанры этой литературы: короткий сатирический рассказ (французское фаблио, немецкий шванк, итальянская новелла), своеобразный аллегорический эпос о животных, различные драматургические жанры малых форм, из которых наибольшую популярность приобрели фарсы. Большое место в этой литературе занимает творчество авторов, которые, используя традиционные жанры клерикальной литературы, наполняли свои произведения новым содержанием.
Типичным образцом фаблио считается широко распространенное во Франции в 13 веке произведение неизвестного автора «Крестьянин-лекарь». Это сочинение послужило впоследствии материалом для мольеровской комедии «Лекарь-поневоле». Находчивый крестьянин, которого заставляют лечить королевскую дочь, подавившуюся косточкой, проявляет здесь такую сметливость, что, не будучи лекарем, действительно избавляет девушку от болезни.
Большую популярность имело фаблио Рютбефа (13 в.) «Завещание осла», направленное против высшего духовенства. Жадный епископ, собиравшийся наказать подчиненного ему священника за то, что тот похоронил осла на христианском кладбище, отказывается от своего намерения, когда священник отдает ему «завещанные» ослом  20 ливров.
Такой же характер носят немецкие шванки, помещенные в книге городского поэта Штрикера (13 в.) «Поп Амис». Здесь выступает наделенный смышленостью в столкновении с князьями церкви простой священник Амис. Прибегнув к своей сметливости, он «выполняет» даже такую трудную, возложенную на него епископом обязанность, как обучение грамоте осла.
Свыше полутораста дошедших до нас фаблио (фабльо) разрабатывают ситуации и сюжеты обычно комического или авантюрного характера и никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения, нередко заостряемого сатирически. Фаблио нередко примитивны, их комизм грубоват, но они подкупают своей молодой веселостью, непринужденностью своего повествовательного тона.
Фаблио.
Завещание осла.
«… Ближе к попу епископ стал,
  Чтоб говорить из уст в уста,
  Апоп голову поднимает,
  Скаредность свою забывает;
  Под  рясой держит кошелек,
  Чтобы видеть никто не мог.
  Начал повесть свою украдкой:
  «Ваша милость, скажу вам кратко –
  Осел у меня долго жил,
  Много денег я с ним нажил;
  Честно служил, осел мой славный
  20 лет как слуга исправный,
  И – я клянусь души спасеньем! –
  20 су добывалось  в день им,
  В год 20 ливров добывал.
  Чтоб в ад не попасть, отказал
  Он вам их в своем завещанье».
  «Бог наградит его старанье, -
  Сказал епископ, - и простит
  Все преступленья и грехи!»…
  Рютбеф вам скажет в назиданье:
  Не страшно тому наказанье,
  Кто с деньгами на суд пришел;
  Христианином стал осел,
  За грех свой щедро заплатив…»


Рецензии