О смене полюсов культуры в истории

 Илл.:Анна Ахматова. Автор портрета-?

О "смене полюсов" человеческого сознания. Я бы даже сказала, глобальное обобщение, могущее объяснять очень многие процессы не только в такой локальной сфере, как восприятие классического искусства, точнее его невосприятие огромным большинством. Слышала от известного музыковеда на телеканале Культура в ток-шоу о том, что по проводившемуся исследованию, во всем мире только 5(пять)процентов людей - составляют потребителей классической музыки, включая профессиональных музыкантов(преподавателей, исполнителей и тд).
Вдумайтесь:5 процентов! Остальное принадлежит попсе, даже фольклор в принципе почти иссяк как жанр массового искусства, сохраняясь как поддерживаемые властями очаги национальных культур, как образцы культурной Красной книги.

Я не хочу плохо говорить о поп-жанрах, в них свои достойные образцы и даже шедевры и яркие таланты, но это ДРУГОЕ ИСКУССТВО, РЕЗКО ОТЛИЧНОЕ ОТ КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. Словно совсем разные цивилизации. Даже если потребителями классического искусства прошлых веков была в основном аристократия и верхние слои общества-все же композиторам было для кого писать оперы, романсы, балеты, симфонии, инструментальные концерты и т.д. Художникам и скульпторам было для кого писать тот массив картин и статуй, что составляют содержимое ведущих художественных музеев мира(Эрмитаж, Третьяковка, к примеру, Лувр, Дрезденская галерея). Архитекторам было для кого проектировать восхитительные дворцовые ансамбли, храмы, составляющие основу мирового культурного наследия.

С какого-то времени великое искусство резко обрывается, приходят эрзацы и пустота, антиэстетизм и разрушение канонов не только искусства, но наступление направлениями на законы нормального человеческого восприятия!
Ибо что вместо?! - атональная музыка, то есть разрушение естественной по восприятию человеком музыки, основанной на ладо-тональном строе, додекафония; абстрактное искусство(кубизм, например, когда женский портрет создается из кубов-Пикассо и т.д.), нарочитый примитив(Шагал, как всемирно известный образец); аномалии сознания и культ противоестественности, выраженные в сюрреалистических направлениях, в театре; когда Нобелевской премии по литературе из года в год награждаются малоизвестные прозаики и поэты по критериям, понятным только нобелевскому комитету, и даже после награждения они редко становятся популярны, хотя и шире издаваемы. То есть Большая Литература, как инженерия человеческих душ, великие имена писателей и поэтов сошла на нет, уступив узкой элитарности и снобизму. Кино большого стиля тоже после короткой эпохи расцвета сошло на массовую кинопродукцию как вал и коммерция, для одноразового потребления.

Мы живем в эпоху невиданных технологий, но упадка искусства и духовной жизни.
Смена полюсов сознания? Но куда они сместились, вот вопрос. И что там, за поворотом? Явится ли миру Новый культурный Ренессанс?

"Сменой полюсов"человеческого сознания":ведь и исторический европейский Ренессанс пришел на смену "темным векам" и воплотился как страстное почитание и подражание греко-римской античности. Из этого, как из волшебного источника, вызрела та великая европейская культура, которую мы знаем. И  когда произойдет новая смена полюсов(а это неизбежно, ибо все течет, все меняется) в свою очередь уже европейская культура где-то с периода Барокко(уже модного!)до примерно начала 20в.(Серебряный век, уже отмеченный печатью декаданса, но еще великолепный век)-станет волшебным истоком-ориентиром, Нового Ренессанса. Как Античность была ориентиром эпохи европейского Возрождения И, как знать, может быть, уже совсем скоро, есть знаки времен...
 
Конечно, Шагал и Пикассо всё классика изоискусства 20в. Я привела эти имена как самые известные символы этого нового искусства.
Я бы ввела вас в заблуждение, если бы не объяснилась, что я отнюдь не отвергаю ни этих имен, ни направлений искусства 20 и 21вв. Более того:для меня по своему дороги и "Девочка на шаре" Пикассо, и "Влюбленные" Шагала( взявшись за руки парящих...), и "Черный квадрат" Малевича, и цветовые пятна Кандинского, и его философия цвета. Интересен мне и Дали, и концепция сюрреализма. Больше всего нежной любовью я люблю французский импрессионизм грани 19/20 вв. Из русских художников люблю Валентина Серова именно за то, как он совместил русский реализм с принципами импрессионизма, его "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем", и мн. др. работы отмечены благодаря этому синтезу печатью редкостной индивидуальности, по сравнению с которой Шишкин, Репин, Саврасов, Поленов-прекрасно, но слишком фотографично на наш вкус, кисть Серова сохраняет реализм, добавляя вольности и изящества. Валентин Серов очень сходен с Огюстом Ренуаром.

Понимаете, куда я клоню? Когда искусство не отвергает полностью наследия веков, а основой его является все же реалистическое искусство-смешивая-синтезируя-с какими-то находками-это интересные опыты, и не обязательно уныло следовать в каждой всем канонам академизма, боясь экспериментирования, поисков. Но когда под видом свободного искусства является извращение и выхолащивание души, полный отказ от реализма-отображения действительности, перечеркивание естественных законов человеческой психологии восприятия искусства, насилие над его восприятием, когда вынуждают признать "шедеврами"(чтобы не прослыть ретроградом )откровенную халтуру и мерзости - вот что является фальшью и антиискусством.

О Черном квадрате...Ох, сколько копий сломано... Их, этих трактовок-уже несчетно. Я смотрела д/ф о Малевиче, так вот там была версия такова: в детстве Казимир любил смотреть из чердака на проём чердачного окна в мрак ночи, в вечность...И это неожиданно преломилось в его творчестве. Но если бы причиной и поводом была только личная драма художника или даже детские воспоминания, не было бы такого резонанса Черного Квадрата на весь мир и все времена. Значит, Черный квадрат стал архетипом коллективного бессознательного нашей эпохи. В чем? Вопрос...
 
Вот версия, которая мне придумалась:Черный квадрат-это конец(тьма)одного мироустройства и начало, но неведомое(тоже тьма)другого мира. Ведь эта картина была написана на изломе эпох, в революционные годы ломки старого мира и отвергания всего и вся, но неведомости новых путей, незнаемого Завтра. Будоражаще и тревожно. А сейчас? Пожалуй, что и сейчас. Рушится старый мир, ценности и основы его, но мы не знаем каким будет мир завтрашний, и потому главный архетип нашего времени-Черный Квадрат. Вот такая получилась трактовка...

Искусство нашего времени-это искусство трактовок и интерпретаций. Микеланджело или Рафаэль, ну что там трактовать? Только восхищаться, а мысль художников 20-21вв. заставляют думать. В лучших и самых интересных образцах, разумеется. Ну в общем всё неоднозначно.
 
 Апология Пикассо? Критика Бердяевым современного искусства? Вопрос, однако, не в вкусовщине:нравится/не нравится, но в понимании суть процессов. Бердяев и другие пишут о разрушении основ искусства и самой нашей цивилизации, выражением чего является искусство. Бердяев жесткой критике подвергает не только кубизм и Пикассо,но и импрессионизм как первый симптом упадка, но синтетическое искусство -Скрябина, Чюрлёниса, и футуризм Маринетти. И символизм Андрея Белого.

 «В современной живописи не дух воплощается, материализуется, а сама материя дематериализуется, развоплощается, теряет свою твердость, крепость, оформленность»-Бердяев. Кризис искусства.

 По моему все не так однозначно.И не стоит все валить в одну кучу.
 Бердяев сокрушается по поводу упадка Ренессансной культуры. Но Ренессанс только часть, этап всемирного во времени и пространстве культурного процесса. И - как ни покажется кому-то удивительным - и у Ренессанса есть свои жесткие критики, хотя нас приучили считать Ренессанс высшим проявлением человеческой культуры. Ренессансный тип личности. Но критика Ренессанса это критика искусства и философии, поставивших человека выше Бога.

Бердяев увидел в импрессионизме начальные симптомы разложения.
Но вот вам в порядке обмена: статья выдающегося советского философа и искусствоведа Михаила Лифшица "Феноменология консервной банки", ироничный взгляд на современное западное искусство, в которой и пустая консервная банка может служить художественным артефактом.
 Мих.Лифшиц выразил в статье глубокую и плодотворную мысль:

 Все великие творения искусства рождаются не на высоте развития данного направления, стиля, - но на грани, на изломе эпох:когда уже не, но еще не...

И если под этим углом зрения взглянуть на тот же импрессионизм-то это великое искусство. Почему? Давайте порассуждаем. Почему нас(меня, во вс.случае и еще очень многих)так привлекает живопись импрессионистов? Не потому ли, что это как раз искусство, соответствующее формуле:уже не, но еще не...
В отличие от мрачновато-болезненного Ван Гога(хотя у него есть гениальные работы) и прочих постимпрессионистов, и в отличие от Пикассо и тем паче Шагала-ранние импрессионисты(Клод Моне, Поль Синьяк, Огюст Ренуар, де Тулуз Лотрек, и др)-притягивают магией света в своей живописи, найденным им своим словом:особая техника пленэрной живописи, где главное действующее лицо - бесконечная игра света и главная цель - передача ускользающего впечатления(отсюда:импрессионизм-впечатление). Светоносная живопись импрессионистов однако еще не отошло от канонов академизма, но уже ищет свободы от сковывающих рамок его. А вот постимпрессионисты и дальнейшие -исты-уже совсем свободны от необходимости владеть основами мастерства и потому их потуги на оригинальность выглядят уродливо. Приближение к каменному веку-так характеризует Пикассо-Бердяев. Хотя Бердяев несправедлив к древним художникам:ибо древнейшая кроманьонская наскальная анималистическая живопись - предмет восторженного интереса, будучи совершенна по мастерству в передаче формы и движения.

Ну а что касается Скрябина, Чюрлёниса, футуризма, то не стоит все мешать воедино, превознося один какой-то художественный идеал. Искусство не абсолют, а привязано ко времени и пространству, к эпохе, стилю, принципам мышления. И глубже, чем это сделал Освальд Шпенглер в Закате Европы, сказав мысль обобщающую о замкнутости в себе(в известной мере, конечно)художественных миров, цивилизаций, сделать едва ли возможно. А Бердяев все же исходит из личных предпочтений, и поэтому субъективен.

декабрь 2013-январь 2014(из моих дискуссий).

 http://proza.ru/2014/10/03/727 Итальянка в Алжире, или возрожденная Commedia dell arte  

http://proza.ru/2014/10/03/597 Барокко. Commedia del arte-путь возрождения Театра

 http://proza.ru/2022/04/02/821 Барокко это утраченный Золотой век?

http://proza.ru/2022/04/12/885 О реинкарнации любимых песен в спирали времён

 http://proza.ru/2022/04/24/716 Город золотой. История знаменитой песни

http://proza.ru/2022/10/07/285 Город золотой. С картиной М. Чурлёниса

http://proza.ru/2021/07/28/122 Отзыв об учебнике Музыка для ср. школы

http://proza.ru/2014/10/03/597 Барокко. Commedia del arte-путь возрождения

Театра

http://proza.ru/2023/01/24/75 О духовной родине нашей эпохи

http://proza.ru/2022/09/20/1587  Моя пушкиниана и поэты пушкинской поры

http://proza.ru/2023/01/27/327 Тысяча французских писательниц 17 века(поразительное открытие массовости литературных и ученых занятий в 17-18вв в том числе для благородных дам. Масса изумительных имен, вернуться, эксклюзивная тема.)


http://proza.ru/2018/02/11/209
О смене полюсов культуры в истории

и так далее см папки.


 https://zera-cherkesov.livejournal.com/563329.html


Рецензии