Mon vieux bon ami Marseille

В авто,
     последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель?—




Пожалуй, этот рассказ будет самым не патриотичным. И речь в нем пойдет о моем первом путешествии в город Марсель, продолжая тему путевых заметок. Случилось это весной 2001 года. Это были мои первые гастроли, это была первая поездка заграницу, первое очарование Францией, этим городом, этим воздухом!
         Для театра это была уже пятая поездка на фестиваль в Марсель, и все вокруг уже очень хорошо знали этот город, а я как первооткрыватель пыталась впитать в себя все, что встречалось на пути: каждое здание, каждое французское слово, каждый запах,а Марсель весной излучает невероятный аромат: смешение ванили с цветочным ароматом жасмина, бергамота и аниса, запах платановых деревьев, морепродуктов, свежей выпечки, оливок и соли Средиземного моря. Старый порт в центре города, в котором располагается небольшой рынок с торговцами свежей рыбой, которую буквально только что вынули из воды, словно возвращает тебя в прошлое, когда еще по улицам Марселя ходил Эдмон Дантес. Есть что-то первобытное в этих прилавках, рыбаках, которые зазывают тебя купить у них осьминога, угря или морского ежа, и только в ряд стоящие на воде шикарные современные яхты возвращают тебя в настоящее. Море в лучах солнца переливается всеми оттенками синего и зеленого цвета,словно хвост павлина, любоваться красотой которого можно часами.
          Марсель - это, пожалуй, самый противоречивый город из всех, которые я видела. С одной стороны это милый французский Прованс с ароматом лавандовых полей, а с другой это грязный, портовый город, населенный непонятно кем, иногда кажется, что все национальности мира нашли свое пристанище в этом старом городе. Но видимо в этой особенности и заключается очарование города, основанного  около 600 года до нашей эры.
          Тогда, в 2001-м этот город изменил мое сознание. Во-первых, такой огромный исторический контекст “свалился” на мои плечи с “Марсельезой” и годами Сопротивления во Второй мировой. Столько красоты: дворец Лоншан, замок Иф, Нотр-Дам-де-ла-Гард и мн.др. И конечно огромное количество магазинов. На суточные, которые еще выдавались во франках (евро еще не ввели), можно было скупить весь Марсель, и я впервые так свободно направо и налево покупала все, что было угодно душе, и главным большим подарком для меня, который я  себе сделала в качестве памятного сувенира об этой поездке, стала шикарная гитара “Sanchez”, которая до сих пор так же идеальна и отменно звучит.
           Эта поездка была самой длинной из всех последующих,потому что мы провели в Марселе почти 2 недели и сыграли 6 раз “Трехгрошовую оперу” и спели несколько программ Кабаре. Марсель тогда казался какой-то сказкой, с современным трамвайчиком как в кино, и меня даже не смущало, что вокруг было полно мусора (мусорщики решили устроить забастовку, и несколько дней город утопал в мусорных пакетах). Но пришло время возвращаться, и мне совсем не хотелось обратно в еще не весеннюю Казань. Когда мы подлетали ночью к нашему аэропорту, после светящегося огнями ночного Марселя, Казань была какой-то темной непроглядной Тайгой, без единого огонька. Было ощущение глухой деревни там внизу, с грязным снегом и неприветливыми людьми. Меня очень долго мучила депрессия после этой поездки. По утрам мне не хотелось смотреть в окно, мне не хотелось ходить по нашим улицам, ехать в автобусе и ходить в наши магазины. Мне очень хотелось обратно в запах морского бриза и свежих фруктов, в аромат ванили и во вкус шикарнейших пирожных и самого вкусного хлеба. Но постепенно тоска прошла, и Марсель остался приятным послевкусием на четыре года. А потом снова и снова мы стали  возвращаться в этот город, уже с другим настроением.  Город  постепенно менялся, разница между их жизнью и нашей здесь стала все меньше, и Марсель стал уже эдаким “милым другом”, встречи с которым всегда приятны и душевны.
          Я очень люблю этот город, я по нему скучаю, потому что эмоциональная память с приближением капели начинает будоражить в сознании запахи Марсельской весны. И вот сейчас именно это настроение меня и побудило написать о моем первом европейском городе, который навсегда останется в моем сердце. Пишу эти строчки и мысленно гуляю по бульвару Ла-Канбьер до Старого порта, мимо любимой красочной карусели, по пути заглядывая в любимые магазинчики, мысленно взираю на светящийся в лучах солнца Нотр-Дам-де-ла-Гард, вспоминая поэзию Саши Черного “ Далеко-далеко чуть сквозит желто-серый Марсель.Богородица - щит рыбаков - золотится над далью.”, мысленно посылаю привет моему любимому псу Ноэлю,  надеюсь, этот старичок еще жив, мысленно выхожу на сцену уютного театра Турски...и замечаю, что невольно мои губы расплываются в улыбке, и я, с замиранием сердца, надеюсь на скорую встречу с тобой, mon vieux bon ami Marseille!..


Рецензии