Сила слова Ч. 1 гл 5

 Уже прошло почти полтора месяца с тех пор, как новый сосед поселился у нас. Между собой мы стали называть его - Аскет. Он очень быстро влился в наш дворовый коллектив, казалось, все мы знали его давно. Я никогда не встречал человека, который бы так обращался со словом: он говорил мало, к месту, без лишних слов. Он оказывал уважение и внимание всем жителям нашего дома, ненавязчиво, не подчеркивая, но с особым проникновением. В нем удивительно сочетались участие и глубинное смирение, он умел располагать окружающих к себе. Каждый из нас тоже хотел чем-то порадовать его, как-то помочь. Но при всей открытости, Аскет, в то же время, оставался абсолютно изолированным от всех. Где-то в глубине его души, в особом потаенном месте, он носил груз - то ли тайны, то ли боли. Все это время меня распирало сильное желание побольше узнать о нем. Нет! Это не было банальным любопытством. Непреодолимое желание облегчить, разделить его таинственную боль - вот, что преследовало меня. Но я помнил слова Айболита - "нельзя лезть в душу". Мне всегда хотелось поговорить наедине с этим удивительным человеком и такой случай подвернулся сам собой.


Однажды моя мама испекла пирожки:
- Микаэл, сынок! Отнеси эти пирожки Аскету.
 Я взял сверток и пошел к нему.
- А, Микаэл? Заходи!
- Вот, мама передала вам, еще горячие!
- Большое спасибо! Проходи, садись! Я сейчас поставлю чайник, выпьем вместе чаю, хорошо?
 Пока он был на кухне, я разглядывал его холостяцкую комнату: чисто прибранно, ни пылинки, книги на полках(инженерные, точные науки, книга афоризмов, философские книги), ни одной фотографии. Над кроватью в углу, маленькая икона, справа висит миниатюрное кадило, над иконой небольшое распятие. Из-под подушки был виден переплет фолианта - "Библия", прочел я. Верующий, подумалось мне. Аскет как-будто услышал мою мысль:
-Да, мой друг! Без Бога еще как-нибудь да можно прожить, а вот умереть без Него -никак! Мне повезло, я нашел его. Пройдя корявыми путями, я пришел к нему, за что безмерно благодарен, - он замолчал.


- Нас, как и вас, Наум Павлович, учили, что Бога - нет. А если Его нет, то как найти Его? И зачем?
- Чтобы Его найти, нужно искать! Ты спрашиваешь, зачем? Чтобы познать себя, и через это познание спасти себя от самого себя.- Он улыбнулся мне, о чем-то задумался, резко повернулся к столу и стал наполнять чашки ароматным чаем.
- Мне кажется, каждый человек знает себя, - решил возразить я.
- Знать себя и познать - это абсолютно разные понятия. Казалось, звучит похоже, смысл один и тот же. Но уверяю тебя - это сильное заблуждение. В свое время я думал точно так же, как и ты.
- И в чем разница?
- Часто, мы не только не осознаем свои слова и поступки, но и не контролируем их. Позже задаем себе вопросы, к примеру: "как я мог?" или "почему не смог?, "зачем я это сделал или сказал?", "как я не подумал?", "почему?".


- Но это может случиться с каждым, ведь так?
- Нет, если ты познал свое естесство, спустился на самое дно своего "я". Каждое произнесенное слово или действие абсолютно осознаны. Ты знаешь, а главное, чувствуешь, что ответственность за них лежит на тебе и только! - тихо, но четко выговаривая каждое слово, ответил Аскет.
- Но тогда этот человек должен находиться в постоянном напряжении!
- Да! Вначале! А позже глубинный самоконтроль становится образом твоего существования. Смотри! Когда ребенок делает первые шаги, это большое напряжение и испытание для него. - Я кивнул, соглашаясь. - Научившись ходить, ходьба становится приобретенным навыком для ребенка на всю жизнь. Мы же не испытываем напряжение от ежедневной ходьбы, так? - Я снова кивнул. - Однако, если человек споткнется, не дай бог ушибется, то это уже его личная ответственность. Значит, осознанно или нет, но человек должен контролировать процесс ходьбы всю жизнь!


Я глубоко задумался. Мой интерес к этому человеку возрастал с каждой минутой.
- Скажите! Вот вы упомянули слово и действие. А что важнее, первое или второе?
- Мысль первична, действие вторично. А произнесенное слово.., - он осекся, словно выбывая из разговора, а потом снова включился в разговор. - Если бы ты только знал, Микаэл, какую силу имеет слово! Слово - это внутренний заряд, энергия, выталкивающая мысль из нашей сущности. Наши мысли и произнесенные слова - это мы сами!
 
В комнате воцарилась тишина, мы молча пили чай.
- В чем причина, что человек не знает себя?
- Человек - очень одинокое существо,- продолжал Аскет. - Самое большое наказание для него - это изоляция от себе подобных, от людей. Может в этом причина того, что на всех языках мира человек, обращаясь к Богу, говорит "ТЫ", а не "Вы", подсознательно чувствуя Его и только Его, реальное присутствие внутри себя, т. е. самое родное, личное, сакральное. - Последовала пауза. - Не берусь утверждать, но одна из причин незнания себя, заключается в следующем: на протяжении всей нашей жизни мы больше, чем сами с собой, не общаемся ни с кем. Разговаривая с другими, мы заглядываем им в глаза. Вероятно, это один из самых простых способов, чтобы распознать душу собеседника, его намерения и степень искренности. Разговаривая самим с собой, мы этой возможности лишены. Мы всматриваемся в зеркало, но никогда не заглядываем себе в глаза... Опять же повторюсь - это мое личное мнение.

- Вы согласны с высказыванием, что "глаза - это зеркало души"?
- Мне кажется, что это не совсем так. В моем личном процессе познания себя у меня было ошущение того, что глаза - это две замочные скважины, через которые можно наблюдать за состоянием души. Душа - это очень тонкая энергетическая субстанция, частичка Бога в нас, закованная в физическое тело. Ей нужен покой. Душе безразличны бытовая необходимость и суета: поел ли я, умылся ли, почистил зубы или поспал ли? Если же душе не спокойно, то все перечисленное выше становится второстепенным. Душа не живет обособленно в нас, она часть нашего естесства, живое существо, самое бесценное, безвременное, вечное, как и сам Бог. Душа живет Любовью и только Любовью! Люди часто и беспечно разбрасываются этим удивительным чувством, теряя на пути и саму Любовь и в итоге Душу, как таковую. Метание Души, ее беспокойство - очень мучительное испытание, но как ни странно, оно пробуждает в человеке совесть. И как следствие: анализ собственных ошибок, неверных поступков, желание сбросить с себя эту ношу через прощение, беспристрастное, справедливое отношение к собственному "я". Однажды встав на эту стезю, осознав необходимость идти только по ней, понимая, какой это тернистый путь, человек все же находит в себе силы и мужество, ни за что не сворачивать с него. Нужно лишь не бояться.


Каждый раз, когда Аскет делал паузу, казалось, что мое дыхание останавливается вместе с его последним словом.
- Вслед за пробуждением совести, к человеку приходят такие уникальные качества, как сочуствие, сострадание, терпение. Безусловно, это вечный процесс, своего рода упражнение для Души. В истории человечества, лишь очень немногим удалось достичь того, что называется просветлением, озарением. Видимо, это и есть наивысшее состояние Души.

Затаив дыхание, я изо всех сил старался вникнуть в суть того, о чем говорил и делился со мной этот удивительный человек.
- Может и Просвещение относится к этому явлению?- я пытался хоть как-нибудь не дать ему замолчать.

- Друг мой! Просвещение - это светлый путь к знаниям, несущий добро и пользу людям. Но, как ни странно, все эти значимые термины - озарение, просветление, и даже просвещение, если ты заметил, несут в себе первичный информационный шифр - энергию света
- То есть Любовь?
- Любовь - это электрический заряд, энергия и одновременно Жизнь Души. Находясь, условно говоря, в неизменном вращении, наполняясь Любовью, Душа как-бы распыляет, распространяет и достовляет чувство радости, счастья и покоя к каждой клеточке нашего бытыя, одновременно убивая на своем пути страх. Страх - это сильное чувство, преследующее человека с момента рождения и до конца. Ты когда-нибудь пытался посчитать, сколько раз на дню нами овладевает страх? Постоянное чувство страха, одновременно являясь одним из важных составляющих нашего инстинкта самосохранения, подрывает здоровье человека и разрушает его суть так, как ничто другое. Здоровье Души - это и есть здоровье Тела, а не наоборот, как принято говорить.

- Получается, что нужно не бояться никого и ничего?
- Беспокоиться за близких и родных, за рутину жизни присуще каждому здравомыслящему человеку. Но бояться по-настояшему нужно только одного - потери Души! Нет ничего страшнее, чем потеря Души, человек теряет все! Будучи еще живым, человек добровольно, иногда даже задорно, превращается в бачок многоразового пользования, куда далеко не самые симпатичные сущности норовят слить самые низменные, мерзкие помои. Место свободно!

- Как же все сложно! - независимо от себя, с отчаянием воскликнул я.
- Да, но ведь и человек - сложное существо: микрокосмос, созданный по образу и подобию макрокосмоса.
- Я не совсем понимаю, а что же тогда жизнь человека? - робко спросил я.

Аскет встал со стула, подошел ко мне, по-отечески погладил меня по голове, улыбнулся и сказал:
- Вся наша жизнь, Микаэл, это битва, если хочешь, космическая схватка за нашу Душу, где главный трофей - это Душа каждого из нас. А главный вопрос - кому она достанется: вернется ли она туда, откуда родом или..,(я ждал слово ад) или нет! На кону самое главное - частица Бога.

Он замолчал. Последние слова Аскет произнес особенно нежно, бережно, как отец, берущий на руки свое, только что рожленное, дитя.
Еще никто и никогда не говорил со мной на такие темы... Вдруг я стал осознавать, что ничего не знаю, что я упустил нечто важное в свои 19 лет. Внутри меня, казалось, открылся потаенный "ящичек" и он оказался пустым... Пуст!
 Мне хотелось, чтобы время остановилось, чтобы этот человек не останавливаося... Но он молчал... Все, о чем он говорил не было проповедью или наставлением. Он говорил тихим, смиренным голосом, как-бы оберегая и предупреждая меня на будущее, как преданный друг, как добрый и любящий отец, которого у меня не было. Мой отец умер от болезни сердца, когда мне было 4 года. Я всегда чувствовал его отсутствие в своей жизни.



- Наум Павлович! Скажите, вы церковнослужитель?
- Нет, Микаэл! Я инженер-золотообогатитель. Добывал золото из руды. Но в силу жизненных обстоятельств, мне пришлось около года прожить на скиту, в Сибири.
- Это было интересно? - весело спросил я.
- Это было больно, очень больно! - он на миг закрыл глаза. - Я лечился...
- Вы болели? Чем?
- Я лечил самый главный орган - Душу! Лечил Душу и в процессе познавал себя!
 Мне совсем не хотелось уходить, но последняя фраза, произнесенная Аскетом, давала мне понять, что дальнейшие вопросы излишни.



- Я, пожалуй пойду. Не знаю, как вам, Наум Павлович, но мне было очень интересно беседовать с вами.
- Взаимно, Микаэл! Приходи, когда сможешь, всегда буду рад.
Я встал, пошел к выходу и... остановился: над входной дверью в тонкой серебрянной раме висело необыкновенной красоты деревянное "кружево", нечто иное, чем искуссно вырезанные буквы. Они гласили - "Либо кажись тем, кто ты есть, либо будь тем, кем ты кажешься".
- Что это? - в восхищении спросил я.
- Это древняя арабская пословица.
- Кто сотворил это чудо?
- У меня ушло на это 2 года, - скромно ответил Аскет.

В этом человеке меня восхищало все: искренность, скромность, сдержанность. Но так, как говорил Аскет, не говорил никто.
Когда я вернулся домой, уже было далеко за полночь. Мне не хотелось ни с кем делиться темой нашего разговора, будто это было тайной.
В ту ночь я вспоминал каждое слово Аскета, а перед глазами стояла мудрая арабская пословица из деревянной "кружевной" вязи: "Либо кажись тем, кто ты есть, либо будь тем, кем ты кажешься".





                ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )
http://www.proza.ru/2018/02/11/832


Рецензии
Марина, прочитала несколько глав Вашего романа.
Колоритный язык Ваших героев увлекает и как бы призывает к дальнейшему знакомству с ними.
Постепенно через их "слово" вырисовываются и их характеры, особенности героев, с ними не хочется расставаться, с ними интересно.
Описание быта дома, в котором живут Ваши герои, захватывает, завораживает своей неповторимостью, которая присуща только одесситам.
Читать невероятно интересно, рука так и тянется к кнопочке, которая откроет следующую главу.
Но вот на этой главе мне захотелось остановиться.
Встреча с Вашим новым персонажем - Аскетом, ввела меня в некоторый транс.
Мысли и рассуждения этого героя настолько оказались мне знакомы, что я будто увидела в них саму себя, поскольку сама несколько лет тому назад начала задавать себе подобные вопросы, как Ваш герой, размышлять над своим собственным "я" и над понятием, что такое есть душа человека, ну и над другими вопросами нашего бытия, а, главное, приходить к тем же выводам, что и Ваш герой.
Чувствую, что мы с Вами думаем одинаково. Ведь, это Вы - автор, вложили в голову своего героя свои мысли и рассуждения.
Пока поразмышляю над этой Вашей главой, а потом продолжу чтение Вашего романа.
Спасибо Вам и всего доброго!

Людмила Калачева   14.10.2018 06:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Людмила! Очень приятно, что то, о чем я пишу понравилось. Надеюсь, что и продолжение романа не разочарует вас. Спасибо, всех благ, Марина

Марина Давтян   14.10.2018 09:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.