М. Вульфсону-100. Пол Гоубл. Просто гость

19 ноября-1997.СМ(«Советская молодежь»)

ЗНАМЕНИТЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ПОЛИТИК ОБРАДОВАЛСЯ ХОЛОДНЫМ ДОМАШНИМ КОТЛЕТАМ,КВАШЕНОЙ КАПУСТЕ,ЧЕРНОМУ ХЛЕБУ. И увез в Америку «ВАНЬКУ МОКРОГО».

  Гоубл-бывалый политик. Из-за несходства политических взглядов и платформ,в знак протеста, он действительно  по собственному желанию дважды позволял себе уйти из правительства,например, с должности заместителя  госсекретаря США  Бейкера в администрации Буша.
 
-Это я, Пол.В Воскресенье вечером прилетаю в Ригу,давай в понедельник вместе позавтракаем! Согласен?-предложил по телефону Маврику Вульфсону г-н Гоубл.

Как договорились, ровно в 10 утра г-н Гоублд пришел в гости к своему другу со времен Атмоды(движение Возрождение в Латвии).Джентльмен громадных габаритов сразу заполнил дом своим звучным голосом, искренним смехом и, как истиный американец, человек без комплексов, он начал рассказывыать смешные истории, непосредственно реагируя на шутки , в том числе и на свои собствененные.

Старые друзья беседовали о жизни, о « у нас и у ни х», вспоминали былые встречи ...Причем г-н Гоубл остроумно пересказывал  наши, прибалтийские новости. И это не случайность. Г-н Гоубл-бывалый политик. Из-за несходства политических взглядов и платформ,в знак протеста, он действительно  по собствепнному желанию дважды позволял себе уйти из правительства.

Опытный публицист, он ежедневно выступает  с пятиминутными комментариями о проблемах Восточной Европы, России, СНГ на радио   « Свободная Европа». Вот и знает все наши новости не понаслышке,

О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, или  "МАМИНЫ КОТЛЕТЫ»

 Итак, г-н Гоубл, просто гость к завтраку. Чем потчевать? Лососиной, красной икрой его не удивишь,  а вот  латвийский сыр, творог со сметаной, с брусничным вареньем он оценил по достоинству  и непосредственно обрадовался вчерашним, « как мамины», холодным котлетам, квашеной капусте и черному хлебу.

 Вспомнив, что у Маврика скоро юбилей, он моментально сочинил для него речь-шутку:

-Я бы сказал так: » Уважаемые  господа, латвийские политики !За меня не волнуйтесь- я буду жить вечно, потому  что, как показывает статистика, те, кто дожил до моего возраста, умирает редко или нескоро!».
 
ПОСЛЕ РЕЧИ ПЕРЕД ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

- У нас в Америке есть традиция- начинающий студент читает лекцию для первоклассников в своей родной школе. « Каждая свобода должна чувствовать ответственность! «-это была  моя тема  выступления в моей школе,- продолжал Пол.

-С  этой лекций ты и приехал к нам?- прервал гостя Маврик Германович.Пол засмеялся:    « Я никого не учу, а только советую и сам всегда учусь у каждого, с кем встречаюсь.

 Моя первая школа в городке штата  Огайо, затем я учился в университете тоже  в Огайо, в Майями, потом стал аспирантом Чикагского университета, готовился стать специалистом по Средней Азии. Изучал турецкий язык, научился читать на казахском языке,туркменском, узбекском, азербайджанском,даже таджикском.С переходом на службу в департаменте США, связанном с Балтией, мне  стало интереснее  изучать балтийские языки. Уже немного читаю по-литовски. Когда вижу латышский текст, точно перевести не могу, но о чем идет речь понимаю.А на эстонском-нет. Не зря в Эстонии говорят: « Язык последняя непреодолимая крепость для наших врагов,-пошутил гость.

Г-н Гоубл постоянно читает  русские газеты-Известия,Коммерсант, Независимую,газеты бывших республик.
- Из латвийских изданий читаю  каждый день, но через 7-10 после выхода (почта)   » Диену» на русском,Раньше я  ежедневно читал «Советскую молодежь». «Молодежь Эстонии», которые в последние годы советской власти в Балтии, на мой взгляд, были одними из самых лучших гоазет в бывшем Союзе.Там  можно было прочесть то,чего не было ни в одном издании. Например, помню, когда Ельцин ушел из партии, эти газеты рассказали о нем  самыми первыми .Если не ошибаюсь , первые его речи опубдиковали в Эстонии, а мемуары- в Латвии.

В ОДИНОЧКУ ПО НОЧНОМУ ГОРОДУ

-Люблю гулять по ночному городу. Вот и вчера, бросил вещи в номере отеля,          роспрос тившись со встречавшими меня друзьями, отправился по ночной Риге,-рассказал он.-Знаю, что это не совсем безопасно.Но говорят же,что свободный человек всегда идет  куда хочет и говорит, что хочет. У памятника Свободы вспомнил события начала 90-х, свидетелем которых был, и хотел положить цветы. Но поблизости , как было всегда раньше, их не продают, а о том,  что цветочный рынок разместился неподалеку, я не знал.

ПЕРЕСТРОЙКА ПОД ВАШИНГТОНОМ

А дома у г-на Гоубла тоже перестройка.Семья живет под Вашигтоном.

-У нас с женой Даной трое детей: старшему сыну Никола Полу-16 лет, дочери  Силии  Полин-10, младшему Алексу Полу-шесть. Мы решили адаптировать еще двоих детей из Литвы. Я уже говорил об этом в Сейме. Пообежали помочь . Многие предпочитают  брать маленьких детей, а мы с Даной решили взять детей постарше.Вероятно, ими станут брат и сестра 6 и 9 лет, у которых в автокатастрофе погибли родитеди. Вот  и перестраиваем дом.
-Как реагироуют на это наши дети? Для них это что-то вроде приключения. Но пока...

Моя жена библиограф, работает в библиотеке на компьютере. Ей 42 года, мне 48. Мы уже »старые», и решили, что когда семья разрастется, Дана на пару лет уйдет  с работы.

«ВАНЬКА- МОКРЫЙ» УЕХАЛ В АМЕРИКУ

Более трех часов длился товарищеский завтрак, плавно перешедший в ланч, но несмотря на плотный график встреч,гость ни разу не взглянул на часы.Однако, и все приятное, к сожалению,заканчивается.

-Скоро, в середине ноября, я снова буду в Риге. Приглашаю на...Дальше не скажу, секрет (получать орден Трех Звезд за участие в переговорах  с Москвой о выводе советских войск и  т.д.- тоже «по секрету». Э.Б.).-Приеду в женой и мы снова встретимся,-пообещал гость на прощание.
 
В память о приятном визите г-н Гоубл увез в США отростки «Ваньки- мокрого» из моего домашнего «сада».

-Моя жена будет очень рада вырастить в нашем саду  такие нарядные кусты » в розочку».

Эмма Эмина-Брамник

P.S. В канун Дня независимости Латвии Полу Гоублу был вручен орден Трех Звезд.
Поздравляем! Редакция «Советской молодежи».

На снимках: Пол Гоубл ( справа) в гостях   в нашем доме. Фото автора.


 


Рецензии