Я сделал это...

В 1978 году я учился на втором курсе КУХОМа (Красносельского училища художественной обработки металлов).
В тот год я решил переехать из общежития на квартиру в надежде подтянуться в учёбе, так как общага на меня действовала плохо.
              Из дома я прихватил приёмник Океан, и океана информации, которую он изливал, мне хватало с лихвой, чтобы утонуть в работе.  Моей квартирой тогда стала комнатка за печкой шириной в два с половиной метра и длиной в два. Вместо двери висела шторка.  Хозяйка - небольшого роста бабка, Наталья Константиновна, сморщенная как обветренное яблоко, заботливая и очень экономная (всё пыталась меня накормить прокисшим супом и чаем «три слона» просушенным после заваривания раза два или три. Она спала в соседней комнате за шторкой и, в принципе, была ко мне терпима. Я сидел допоздна, увлечённый учёбой, и мой  товарищ «Океан» помогал мне в этом. Когда старушка засыпала, а я это слышал, я смело настраивал приёмник на "Голос Америки". В один из дней я услышал аналитическую передачу о Советском Союзе.  Не помню дословно, но речь шла о грядущих политических и экономических переменах в СССР.
-Через год - два умрёт Брежнев. - говорил заокеанский аналитик.
- Почему вы так уверены? - спрашивал ведущий.
-У Брежнева больное сердце, и Америка продала за миллион долларов лекарство для него.  Лекарство вживляется в сердечную мышцу и стимулирует её работу в течение года. Но на следующий год  Штаты отказались продавать препарат для Брежнева и запретили Японии делать это.  А поскольку у Советов этой или подобной технологии  нет, то и Брежневу жить осталось недолго.
-Но хорошо, Брежнев фигура номинальная, и не он определяет, что будет потом.  Но что же будет?
-К власти придёт министр обороны Язов, но ненадолго - он старый и больной человек.  После него, скорее всего, придёт Андропов, но и ему не суждено править  в Союзе долго – он немолод, и у него больные почки..  Года через два  перед Политбюро встанет дилемма кого выбирать: опять старика или кого помоложе,  а молодой у них один Горбачёв, и они захотят выбрать его. Придёт Горбачёв,  Советы вынуждены будут перестраивать экономику, а это делают люди.  Чтобы поменять людей на местах нужно время - лет двадцать, ведь Советский Союз - это огромная территория.
Звук из приёмника то затихал то выплывал, «вражеские голоса»  плотно забивали наши,  я напрягал слух и затаивал  дыхание - это надо же! Фантастика  какая-то. Я не стал обсуждать с однокурсниками эту информацию. Стукачи были даже среди учащихся. Вскоре я почти забыл эту передачу,  но когда фантастические прогнозы стали сбываться один за другим: умер Брежнев,  пришёл и ушёл Андропов…
               А  когда пришёл к власти Горбачёв и назвался «товарищем президентом», я уже не мог не думать обо всём этом…  Я посвятил  свою картину  «Укусить себя» Михаилу Горбачёву - первому  товарищу президенту Советского  Союза.
                Игорь  Снесарев


Рецензии