Мужество
Алексей задумался, а затем поведал нам об одной из таких историй, рассказанной ему отцом, Василием Павловичем, активным участником изложенных событий. Рассказ произвёл на сына глубокое впечатление, и он не только хорошо запомнил сказанное, но и впоследствии пошёл по стопам отца, став морским спасателем.
Летом 1931 года дизельная подводная лодка типа АГ, бортовый номер 16,во время учений на Чёрном море потерпела аварию и затонула на глубине 32 м. По сравнению с современными лодками она была просто малышкой, имея водоизмещение всего несколько сотен тонн при длине 46 м. Лодка состояла из 4-х герметичных отсеков.
Когда поток воды с шумом ворвался во второй отсек, электрики из 3-го отсека попытались закрыть дверь водонепроницаемой переборки между отсеками. Но полностью сделать это не удалось: помешала наступившая темнота в лодке и суматоха, не позволившая увидеть посторонние предметы между этой дверью и комингсом люка.
Поступающая под давлением 3-х атмосфер вода заставила подводников перейти в кормовой отсек. Беда и там не отступала. История с неплотно закрытой дверью повторилась из-за противогаза, занесённого потоком воды из 3-го отсека. Вследствие чего и последнее убежище уцелевшего экипажа оказалось под угрозой затопления. Не удивительно, что в эти страшные минуты кое-кто растерялся. И тут главным действующим лицом в борьбе за живучесть отсека стал его хозяин, старшина мотористов Василий Нижний, не раз до того проявлявший мужество в сложных походных условиях.
Как только погас свет и вода стала заполнять отсек, кромешную тьму в нём прорезал яркий луч света. Это В.Нижний включил подвешенный на груди аварийный фонарь. А сам, полностью промокший, пытался законопатить щели в неплотно закрытой двери в отсек. Вся пакля и ветошь ушли на эту работу, но вода продолжала фильтровать. Тогда моряки пустили в ход снимаемое с себя бельё. Затем, с большими усилиями один матрос, раскровенив пальцы, сумел вырвать мягкую часть зажатого противогаза. Вода перестала поступать, однако то, что налилось в отсек, смешалось с мусором и соляром.
Подводники верили, что их не оставят в беде и ждали помощи. В то время на лодках не было специальных спасательных устройств и снаряжения для выхода из них в аварийных ситуациях. Потому командование флота, обнаружив место затопления лодки, решило поднимать её вместе с экипажем. К работе приступили спасатели из известного ЭПРОНа(Экспедиция подводных работ особого назначения). Спустили водолазов для обследования положения и состояния лодки.
Громкий стук свинцовых подошв водолаза, ходившего по стальному корпусу, вызвал бурю восторга у команды. Водолаз также отчётливо слышал подводников и сообщил по телефонной связи наверх, что экипаж жив. А В.Нижний сразу же предложил, чтобы все
устроились поудобнее и повыше на механизмах и не разговаривали для экономии кислорода. Люди в лодке слышали работу водолазов по промывке туннелей под лодкой и по заводке через них подъёмных стропов.
Постепенно в полузатопленном отсеке становилось всё холоднее, да и дышать было трудно. Кое-кто оказался без сознания из-за накопившегося в отсечном воздухе углекислого газа. Периодически тишину нарушали мелодичные звуки колокола громкого боя, по которому старший отсека бил молотком, чтобы водолазы знали: люди в лодке живы. Затем он обходил отсек и пересаживал ослабевших повыше, крепче привязывая их, чтобы люди не свалились в холодную загрязнённую воду. Его уверенность в спасении и оптимизм подкрепляли павших духом.
Но вот шум и грохот снаружи вдруг прекратились, и в отсек сначала полилась вода, а затем зашипел и воздух. Это водолазы, после долгих усилий, подсоединили воздушный шланг к специально изготовленному штуцеру. Однако, вскоре те, кто послабее, стали терять сознание из-за повышенного в три раза по сравнению с атмосферным парциального давления углекислого газа в отсечном воздухе. Нужно было вентилировать отсек, т.е. не только подавать свежий воздух, но и стравливать его из лодки. Это позволило бы уменьшить содержание вредного газа в помещении. Но тогда подобных устройств на лодках не было.
В.Нижний и в таких условиях нашёл решение. Он стал понемногу стравливать воздух через клинкет газоотвода дизелей, находившихся в этом отсеке.
Днём и ночью эпроновцы не останавливали работу, готовя лодку к подъёму. Погода благоприятствовала. Наконец, килекторное судно оторвало лодку от грунта, и её с помощью кранов отбуксировали на меньшую глубину. Там переостропили, укоротив судоподъёмные стропы, и вновь переместили несколько раз на меньшую глубину, используя ступенчатый метод подъёма.
Наступил долгожданный момент заключительного этапа подъёма лодки на поверхность. Когда она показалась из воды, все спасатели замерли в тревожном ожидании: живы ли люди до сих пор и смогут ли открыть крышку люка, который открывался только изнутри?
Наступившую тишину нарушали лишь крики чаек. Прошло несколько томительных минут, и вот крышка, сначала медленно, а затем быстрее пошла наверх и полностью открылась. Первым показался В.Нижний. В грязной, оборванной и мокрой одежде, с чёрным от мазута лицом и фонарём на груди он казался выходцем с того света. У многих, особенно у старых крановщиков, не выдержали нервы - они плакали и кричали от радости.
Одна только операция по подъёму заняла 18 часов, а всего спасённые пробыли без пищи и пресной воды под водой почти двое суток. Но они всем существом верили, что их высвободят из подводного плена и они останутся живы.
Эта авария ускорила оснащение лодок, собранных и спущенных на воду в Николаеве ещё в 1-ю Мировую войну(блоки отсеков и насыщение были закуплены в Америке)специальными аварийно-спасательными устройствами. Впоследствии подобные средства не раз позволяли подводникам выходить из беды.
Участники же судоподъёма, как и оставшийся в живых экипаж лодки, за проявленные мужество и мастерство были награждены высокими правительственными наградами. А главный герой-подводник Василий Нижний, ещё много десятков лет служил на Черноморском флоте. Он успешно воевал на своей подводной лодке в период Великой Отечественной войны, не раз проявляя знание дела, умение и мужество. Он никогда не терялся в самой сложной обстановке. По два ордена Ленина и Красного Знамени, орден Красной звезды и множество медалей украсили его грудь за боевые подвиги и трудовые заслуги в послевоенные будни.
Так что мужество - это доблесть русского человека, передаваемая из поколения в поколение, являющаяся неотъемлемой чертой характера многих наших людей.
Свидетельство о публикации №218021100929