Глобализация и как я ее понимаю

2005


Стремительный прогресс стал возможен благодаря научным и техническим открытиям. Они позволили осваивать ресурсы планеты в глобальном масштабе. Даже если эти ресурсы и далеки от исчерпания, то сегодня понятно, что они все же не бесконечны. Также понятно, что невозможен бесконечный рост человеческой популяции. Понятно, что национальный эгоизм в отношении природных ресурсов больше неприемлем, а принципов совместного равного использования их фактически не существует. К их выработке призывал ещё Теодор Рузвельт в начале ХХ века, об этом писал Сванте Аррениус почти в то же время. Понятно также, что в этих условиях обостряется политическая борьба за господство над ресурсами. Рано или поздно всё человечество будет втянуто если не в борьбу, то в процесс перестройки и социальной реорганизации.

Я 10 лет читал обзорные лекции учителям и студентам по глобалистике. Структура лекций была примерно следующей.

1. Понятие о глобальных проблемах
(1) Постановка проблемы: между опасностью  самоуничтожения и жаждой жизни;
(2) Этимология термина «глобальный»;
(3) Этимология термина «Человечество»;
(4) Специфика глобальных проблем и критерии для их выделения в особую группу:
• угроза всему человечеству,
• угроза планете,
• невозможность решения усилиями отдельных стран;
(5) Осознание проблемы. Работы «Римского клуба».
2. Глобальные проблемы современности
(1) Глобальные проблемы общественно-политического характера
• Вопросы войны и мира, предотвращение войны с использованием ОМП
• Преодоление экономического отставания развивающихся стран. Проблема «Юг - Запад»
(2) Глобальные проблемы в сфере отношений общества и природы
• Экологическая проблема
• Сырьевая проблема
• Энергетическая проблема
• Освоение космоса
• Освоение мирового океана
• Проблема пищи и обеспечения продовольствием
• Демографическая проблема
(3) Глобальные проблемы в сфере взаимоотношений между личностью и обществом
• Обеспечение основных прав и свобод человека
• Рациональное и гуманное использование достижений НТР: новые виды оружия, эвтаназия, клонирование, ГМО, торговля человеческими органами
• Борьба с голодом, инфекционными болезнями и неграмотностью
• Социальная патология: терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, социальная, духовная и нравственная деградация
3. Новое мышление
(1) Исторический обзор
• Идея ноосферы (Бергсон, Вернадский, Леруа, Тейяр де Шарден);
• Благоговение перед жизнью (Альберт Швейцер);
• Манифест Рассела – Эйнштейна;
• Борьба Андрея Сахарова
• «Римский клуб» (Печчеи, Медоузы, Месарович, Пестель, Ласло);
• Михаил Горбачев и идеи нового гуманизма.
(2) Принципы нового мышления
• Единство мира
• Многообразие как богатство
• Противоречивость глобальных процессов
• Примат общечеловеческих ценностей над национальными и государственными
• Демократия: pro et contra при решении глобальных проблем
• Возрастание роли прогноза социального развития. Основные виды прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.
4. Перспективы человечества
(1) Антиутопии и реальность
(2) Устойчивое развитие как желаемая модель социально-экономического развития
(3) Спорные вопросы и их обсуждение;
• Рио-92 (экологическая проблема)
• Рио+5 (Нью Йорк – 1997, устойчивое развитие, работы Девида Кортена)
• Каирская конференция по демографии (1995, отсутствие единодушия)
• Киотский протокол (проблема климата)
(4) Духовная ситуация времени
• Цивилизационный слом
• Осевое время (К. Ясперс)
• «Закат Европы» (О. Шпенглер)
• Экзистенциальный вакуум и отсутствие положительного образа будущего (Виктор Франкл).
• «Одномерный человек» Г. Маркузе.
(5) «Мир после капитализма» (Девид Кортен)
(6) «Третья волна» (А. Тоффлер)

Таким образом, последние 15 лет глобализация находится в поле моих научных интересов. Честно сказать, об экономической стороне глобализации я думал меньше всего. Отчасти потому, что это лишь один аспект глобализации и он сам собой разумеется, а меня интересуют возможные культурологические и экологические следствия этого процесса. Ведь выступления антиглобалистов – это выступления не против экономики как таковой, а против экономики, разрушающей нашу жизнь. Собственно, экономическая сторона глобализации, по-моему, хорошо описана ещё В. Лениным в работе «Империализм как высшая стадия капитализма».
 
В целом я вижу проблему глобализации как проблему самоорганизации человечества в абсолютно замкнутом, ограниченном пространстве. Народы всегда воевали между собой. Всегда шла война за оазис, за пресную воду, за золотую жилу, за нефть и т.д.  И всегда была проблема организации общества в замкнутом жизненном пространстве: долина реки, склон горы, берег моря. Границы устанавливала либо природа, либо соседи. Если экстраполировать эти два процесса (борьба за господство над жизненным пространством и организация жизни в этом пространстве) на глобальный уровень, то возникают качественно новые проблемы. Их то и необходимо исследовать, чтобы осознавать происходящее и свести к минимуму стихийные процессы.
 
Мне проблемное поле глобалистики видится следующим образом.

1. Английское «огораживание»: глобальный вариант.
2. Пространство глобализации:
• Многомерность: экологическое, экономическое, политическое, этническое, культурное, информационное, правовое
• Границы: виды, функции, свойства
• Открытые и закрытые пространства
3. Глобализация и человеческие экзистенциалы:
• Мировосприятие и самоидентификация человека в условиях глобализации
• Свобода, страх, надежда, вера, любовь, жизнь и смерть,
• Родина, патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность, традиции
• Ценности, добро и зло,
• Социализация, карьера, успех, идеал
• Брак, семья, любовь, дети
• Глобальное одиночество
• Личность и права человека в глобальном обществе, инакомыслящие
• Новые «кочевники»
• «свой» и «чужой»
4. Глобализация и государство
• Субъект истории, суверенитет государства,
• Власть, порядок и контроль, безопасность
• Демократия и её возможные альтернативы
• Духовное и материальное воспроизводство
• Образование, идеология, социализация человека
• Государство и транснациональные корпорации: конфликт интересов
• Глобализация и война: исторические параллели, субъекты схватки, специфика войны в абсолютно замкнутом пространстве
5. Локальные «глобализации»:
• Pax  Roma
• Русский мир
• Греческий мир
• Арабский мир
• Еврейский мир
• Тюрки
• Европейская колонизация
• Архаические племена и их культура
6. Физика глобализации:
• факторы, скорость, интенсивность, затраты, результаты
• глобализация как фазовый процесс I и II рода
• глобализация как адиабатический процесс
• параметры состояния и критические точки
7. Культурология глобализации: возникновение новых качеств, структур в процессе диалога культур, народов, государств
8. Биология глобализации:
• Межвидовая борьба и биологическое разнообразие
• Внутривидовая борьба и её социальные формы
• Естественный и искусственный отбор: принципы, механизмы, возможные результаты
• Взаимопомощь как фактор эволюции
9. Социология глобализации
10. Синергетика глобализации (глобализация как самоорганизация в неравновесной системе)
11. Духовная глобализация:
• буддизм, христианство, ислам, бахаизм, духовные искания современности
• спекуляция на духовном и борьба за власть
• спекуляция на духовном как форма бизнеса
• экономическая функция религии
• нетрадиционные культы и секты
12. Средства и цели глобализации
13. Движущие силы и механизмы глобализации
14. Диалектика глобализации: деглобализация, регионализация, части и целое, количество и качество, явление и сущность, эволюции и революции
15. Глобализация: процесс и состояние (глобализация и после…)
16. Метафизика глобализации
17. Подходы к глобализации:
• исторический,
• синергетический,
• культурологический,
• экологический,
• политический,
• экономический,
• системный,
• моральный,
• правовой.
18. Глобализация и прогресс:
• Социальная динамика
• Социальная стабильность
• Конец прогресса: от цивилизации к культуре
19. Глобализация и общество:
• Социальная структура и иерархия
• Иерархия власти и субординация
• Идеология, социализация, ритуал
• Безопасность, террор, контроль
• ОМП
20. Глобализация и структуры повседневности:
• природа человека: биологические, психологические и социальные предпосылки человеческих потребностей
• материальные структуры
• духовные структуры
• процессы
21. Глобализация и деньги:
• Деньги как оружие разрушения общества
• Принципы контроля над властью денег.
22. Системообразующие факторы глобализации:
• экономический интерес
• борьба за власть
• человеческие ценности и страсти
• экологический императив
23. Глобализация и образование.
24. Глобализация и устойчивое развитие


Особый интерес для меня представляет моральный аспект глобализации. Именно в этой сфере происходит слом культуры, культурологический разрыв. В новых условиях жизни девальвируются сложившиеся веками ценности, теряют эффективность механизмы их  поддержания, поскольку жизнь требует другого. Можно сколько угодно говорить о самоценности человеческой личности и жизни, но опыт показывает, что на практике  в условиях кризиса общество "утрачивает" мораль, разрушаются основы законности и даже легитимности законов, а преступление и наказание становятся трудно различимыми. Опыт Европы показывает, что на практике общество должно пролить много своей и чужой крови, чтобы обрести стабильность. Если экстраполировать европейскую модель на весь мир, то понятно, что понадобиться проделать то же самое в ещё большем масштабе. Но проблема усугубляется тем, что такой масштабный перенос придает процессу новые качества, а исход его – непредсказуем для всего человечества. Главная причина девальвации морали – распад старых социальных структур, в которых поддерживалась и функционировала эта мораль. Если глобализация порождает новые структуры и разрушает старые, значит будет идти процесс выработки новой морали и «отмены» старой. Границы, которые будут разделять людей, будут проходить прежде всего не в государственном, этническом или религиозном пространстве, а между новыми структурами. Если нет способа выжить иначе, чем стать частью какой-то структуры, то, во-первых, все члены этой структуры становятся «своими», значимым и вырабатываются новые принципы отношений внутри и вне структуры. Люди же, которые по тем или иным причинам выпадают из структур – обречены на вымирание. Но согласны ли они тихо покинуть этот мир? Сегодня мало шансов стать пиратом или казаком. Эти люди создают свою мораль. Каковы возможные следствия? В первой половине XVI в. в Англии было казнено 72 тыс. человек. Это цена Английской перестройки. Можно приводить другие примеры и цифры. Но если немного изменить форму вопроса: что, если в разряд «лишних» попадут целые народы, государства, культуры?

Другая важная проблема состоит в том, что сегодня на роль субъекта истории начали претендовать транснациональные компании. У них есть для этого много причин. Тогда можно без натяжки сказать, что «родиной» может стать  человеку транснациональная компания. Поскольку нельзя родиться членом компании (по крайней мере пока), а без принадлежности к крупным структурам нельзя выжить, то жизненный вектор человека будет определятся процессом «социализации в ТНК». Этот процесс будет порождать новые ценности и новые отношения между людьми, новую мораль и новое право. Эту тенденцию можно обнаружить уже сегодня, и она нуждается в анализе. Например, многие крупные фирмы имеют свои кодексы чести (мораль), свою символику, свою службу безопасности, свои учебные подразделения, своих летописцев, свои масс-медиа и PR . Но фирмы не смогут жить  без внешнего экономического пространства. Какой будет диалектика отношений «внешнее - внутреннее»?
 
Буржуазное общество породило состояние аномии (Э. Дюркгейм). Что добавит к этому глобализация? Когда в одном физическом пространстве соседствуют и пересекаются различные социальные пространства, различные культуры, с различной моралью и ценностями, то любое случайное напряжение в обществе может привести к взрыву. А если в этом кто-то заинтересован, то можно искусственно вызывать кризисы. Люди с разными ценностями, люди вообще без ценностей, вряд ли найдут общий язык между собой. Но они вынуждены, как предполагается, сосуществовать вместе. Ситуация требует глубоких размышлений, социальных и психологических исследований.
Мне небезразлична проблема влияния глобализации на восточно-европейский регион.  В связи с этим важно проанализировать тенденцию к интеграции в этом регионе, возможные последствия и отклик социально-философской мысли на этот процесс. Россия и Украина предоставляют сегодня большой материал для анализа, как печатных источников, так и интерне-ресурсов на русском языке по проблеме глобализации. Но заслуживают также внимания и работы по евразийству, которые имеют богатую традицию в русской философии.

Безусловно, экологический аспект глобализации сохраняет для меня интерес. В культурологическом плане это поиск модели культуры для глобализированного мира, позволяющей сосуществовать человечеству и природе. В политическом и правовом плане необходим поиск альтернатив национальному эгоизму и безликому, интернациональному экономическому интересу в отношении природных ресурсов. Кто, по какому праву, на базе каких ценностей и с какими целями будет распоряжаться природой. В социально-экономическом плане – это осмысление альтернатив рыночной экономике, которая вступила в конфликт с природой, а значит и с культурой. Социально-экономическая стабильность, которая обеспечивается ростом потребления несовместима с естественной конечностью планеты.

Важная тема – глобализация и образование. Во-первых, система образования выполняет не только образовательную функцию. Сегодня это вообще механизм социализации человека. Значит возникает вопрос, к какому обществу готовить человека, какую идеологию проповедовать. А в традиционном плане – какие знания, кому и с какой целью передавать. Образование требует средств, знание – сила (власть). Проблема, т.о., ясна. Другой аспект – глобализация поднимает на новый уровень интеллектуальную конкуренцию, а значит и качество интеллекта человечества. Но обратная сторона этого процесса – снижение интеллектуального уровня во многих государствах, из которых «вымываются мозги» в традиционно сложившиеся интеллектуальные центры. Это естественно ведет к ослаблению государств и общества в целом.
 
Глобализация вызывает обоснованную тревогу тем, что стирает культурное разнообразие и унифицирует, стандартизирует нашу жизнь. Мне эта проблема видится в двух уровнях: эмоционально-психологическом и рационально-объективном. Можно говорить о сущности и явлении относительно этого процесса. Сам по себе процесс противоречив. Но проблему я вижу в неадекватном понимании и употреблении самого термина «культура». Если говорить об этнографической стороне культуры (язык, одежда, быт, традиции), то мы имеем положительные примеры сосуществования мощной экономикиб включенной в иеждународное разделение труда, и национальной культуры. Например,  в Японии. Если говорить о культуре как механизме сосуществования природы и общества, то в условиях глобализации мы нуждаемся в новой культуре, о которой пока трудно что-либо сказать. Но если речь идет о выживании, то никакие альтернативы этому неприемлемы. И если понадобиться унификация, то  выхода нет. Но понадобиться ли она? Если сказать о явлении и сущности процесса унификации, то мне кажется уместным пример Украины. В Киеве я видел много ресторанов, которые называются «Швидко». Это аналоги европейских ресторанов «Бистро», которые появились после первой волны русской эмиграции. Функциональная и экономическая сущность у этих ресторанов одна, а национальная кухня, эстетика и дизайн – явление – разные. То же можно, пожалуй, сказать о китайских ресторанах, которые соседствуют с Мак-Дональдсами, но никто против этого не выступает.


Рецензии
"Борьба Андрея Сахарова" позабавила... он был ПорЦом, оказывается, не знал.
Дзюдоистом, наверное... "поддаться, чтобы выиграть", так??
Лет через 10 никто не вспомнит сего "великого" термоядерщика, только если "изделие" его где-то вдруг грохнет ненароком...

Олег Алексеевич Шарышев   29.12.2018 00:09     Заявить о нарушении
Мне трудно его судить. Меня через зонд насильно в ссылке не кормили.

Евгений Смотрицкий   29.12.2018 11:14   Заявить о нарушении
да и жены у вас, еврейки Боннер, полагаю не было, полусумасшедшей...

Олег Алексеевич Шарышев   29.12.2018 16:54   Заявить о нарушении
Да, Бог миловал меня, еврея. У меня все жены русские. Но дело не только в биологических признаках. Боннер была падла. А это не атрибут еврейства. Это ЕЁ атрибут. То она на меня не нарвалась, скотина! А он оказался тряпкой, увы...

Евгений Смотрицкий   29.12.2018 17:30   Заявить о нарушении
падла, согласен... но очень ушлая и хитрая; а это уже "атрибут", как ни крути...

С наступающим, и всех благ - и вам, и всем вашим жёнам:-)))))

Олег Алексеевич Шарышев   29.12.2018 19:48   Заявить о нарушении