Примулы Дарвина
Вчитайтесь в латинские строки, что через тысячи верст послал Гмелин Линнею.
Silvalum montosom
Ad Jeniseam supra
Krasnoiarium ornat
Звучит как отрывок из поэмы Вергилия. Умели общаться ученые прошлого между собой! И почти понятно без перевода. «Примула эта украшала под Красноярском покрытую лесом гору на берегу Енисея». Для меня эти строки звучат как тайнопись Галилео Галилея, открывшего четыре спутника Юпитера и пятна на Солнце. Галилее, правда, не только по латыни послание потомкам отправил, он его еще и зашифровал его. У примулы все не так, все открыто для мира. Немногим позднее другой немец, Питер Паллас, собрал семена сибирских примул и отправил по почте во все крупные ботанические сады Европы – в Берлин, Прагу, Лондон. Подумайте только, это 1793 год! Во Франции Революция, везде войны, люди яростно сражаются за клочки земли, а ботаники тихо радуются семенам из Сибири, высевают их на делянках! Может быть, так и положено, революции приходят и уходят, а история видов растений длится миллионы лет.
Сибирская примула попала в Англию, и стала она предметом пристального внимания Дарвина, конечно не красоту, хотя все примулы красивы. Дарвин упорно искал факты в поддержку своей теории естественного отбора. Многие до сих пор представляют борьбу за жизнь немного примитивно, вроде борьбы хищника и жертвы. Для Дарвина это был целый мир сложных отношений между организмами, в том числе взаимопомощь. И особенно его интересовали отношения между насекомыми и цветами. Этим отношениям Дарвин посвятил несколько книг. Примулы его удивили, прежде всего, таинственным стремлением живой природы избежать близкородственного скрещивания. Не знаю, почему так эта тема волновала главного биолога всех времен и народов. Может быть потому, что в традициях семьи ученого близкородственные браки приветствовались. Сам он был женат на двоюродной сестре, и дети его страдали от непонятных болезней, как, впрочем, и он сам. Приспособления примулы изящны по простоте. Все растения разделились на две группы. У одних пестики короткие, у других длинные, что обеспечивает перекрестное опыление и исключает самоопыление. Такое явление ботаники называют гетеростилией. С примулой Дарвин ставил многочисленные скрупулезные эксперименты, опылял и переопылял, высевал семена и определял их всхожесть или стерильность растений. Удивительно, но книгу Дарвина долгое время у нас не издавали, считали скучной. Ну, что там – тычинки, пестики?! И только перед самой войной книгу перевели, и вышла она с предисловием не кого-нибудь, ведущих академиков страны – Комарова и Вавилова! Николая Ивановича Вавилова, страстного борца за новые сорта культурных растений, особенно интересовали проблемы стерильности. Развить свои идеи Вавилов не успел, в том же году его объявили иностранным агентом и погубили в сталинских застенках.
Дарвин задавал примулам множество вопросов. Задают вопросы примулам и современные ученые, вооруженные гораздо более совершенными инструментами. Например, они пытаются воссоздать древо эволюции примул, используя анализ последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. Изучают биологи, какая ДНК лучше подходит для определения систематических границ – из хлоропластов или рибосом? И вот что удивительно, прорывных открытий они на этом поприще не совершили, в основном подтвердили результаты наблюдения простых ботаников. Вспоминается замечание Ганса Селье, основоположника теории стресса. Увидев в каком-то институте электронный микроскоп, он поинтересовался:
- Во сколько раз увеличивает ваш микроскоп?
- В миллион раз!
- Подумать только, вы уменьшили поле своего зрения в миллион раз!
Конечно, взгляд на примулы может быть и другим. Гурман поразится изящной форме их листьев и задастся вопросом: «А можно ли их употреблять в изысканных салатах?». Сентиментальная девушка побежит в весенний лес, ведь по поверью, если она увидит первой примулу, то обязательно выйдет в этот год замуж! Романтик с увлечением будет читать легенды о мифологический прекрасной Примуле и прекрасном Анемоне. Действительно, таинственно смотрятся на нашей альпийской горке возле школы розовые примулы и белые лесные ветреницы. Но когда я вижу на опушке весеннего леса цветущую примулу, то вспоминаю множество ученых и Чарльза Дарвина, и вечные законы мироздания. Спасибо тебе, сибирская примула!
Свидетельство о публикации №218021100970
Юрий Ник 13.03.2019 13:42 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 13.03.2019 17:16 Заявить о нарушении