Высокий порожек

С самого начала струны на моей гитаре стояли низко-низко.

Возможно, мастер в свободное время поигрывал, но не умел правильно струны прижать, это часто случается у любителей. Считал, что чем они ниже, - тем играть легче.

А, может быть, он приглашал консультантом мальчишку из соседней мастерской фламенко, и тот сказал, что струны должны быть близко к ладам и звенеть при щипке. Чем звонче - тем лучше.

А, скорее всего, ничего такого и не было. Сделал мастер все как положено, а порожек поручил поставить подмастерью, а тот, не разобравшись, установил первый попавшийся.

И я получил то, что есть, и не догадывался, что бывает иначе. И все приспосабливался, чтоб ненароком не дать чересчур сильный звук - затрещит - и защипнуть все помягче старался. Пусть будет негромко, без оттенков, но зато комфортно, привычно и спокойно.

Иногда мне попадали в руки другие инструменты, они поражали своими возможностями, глубиной, тембрами. На них хотелось играть и играть без остановки.

Когда-нибудь подкоплю, думал я, и приобрету себе новую гитару, такую, к которой не придется все время искать особый подход, угождать, а при малейшей неловкости получать возмущенный треск и скрежет.

Но жалко расставаться с моей испаночкой, все же не чужие друг другу. Может, отнесу к мастеру, он поколдует, и всей её холодности и неприступности как не бывало.

А что может сделать мастер? Инструмент не переделаешь, если неудачный - то или принимай как есть, или меняй.

В лучшем случае поставит более высокий порожек. Тогда, конечно, треска не будет. Но справлюсь ли я с такими высокими струнами? Хватит ли силы в руках?

И я решил попробовать: просто взял кусочек деревянной зубочистки и подложил под порожек. Струны стали выше на какие-то полмиллиметра. А у ладов и того меньше.

Тут случилось чудо. Та самая гитарка барселонского мастера Антонио Пикадо, которую, казалось бы, я знал как облупленную, вдруг преобразилась. В ней появились глубина, динамика, оттенки. Я мог играть очень громко, и она не трещала. Я мог играть тихо, и она отзывалась нежным чувственным голосом. Я мог менять краски и тембры по своему желанию, добавлять вибрато на любом звуке, и она меня слушалась.

И все без малейшего напряжения, хотя я опасался, что будет тяжело прижимать, и пассажи не осилить. Но все получилось ровно наоборот: стало легко, свободно. Видимо, столько сил занимало постоянное приспосабливание, фиксация на мысли: «как бы не…»

И старые струны, которые я уже собирался выбросить, оказались вполне еще даже о-го-го, хотя казалось, что они уже вышли в тираж. Нашлось и им для чего еще пожить и о чем попеть.

Но как же так? Какие-то полмиллиметра? И такое преображение!

На самом деле ничего странного.

Представьте себе, что вы лежите на земле в зарослях густой травы. Вокруг ничего, и только одна трава перед глазами. Кажется, что в мире только эта трава, она тянется бесконечно на юг, запад и восток. И вам ничего не остается, кроме как принять эту реальность и жить с ней.

Но стоит только приподнять голову - и вы вдруг обнаружите, что лежали у самого края поля, а рядом - спуск в живописную долину с прекрасным озером, лесом, рекой и изящным замком с гостеприимно распахнутыми воротами в ожидании дорогого гостя.


Рецензии
Если Вы уже имеете опыт в отношении оптимальной высоты порожка грифа, то есть верхнего поржка гитары, то для Вас наверное не составит особенного труда сообщить какая должна быть оптимальная высота порожка грифа обычной гитары?

Николай Павлов Юрьевский   03.11.2023 08:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.