Зеленое море тайги

               
                Таежный  август в спелых красках,
                Собрал природный урожай               
                Лесной гигант в зеленых  масках,
                Хранит плоды  кедровый край.

Шумит тысячелетний кедр, насыщен воздух горной  чистотой, чистейшие ручьи, воды приятный вкус и мелодичный звон гитары желтой. И к звездам хочется дотронутся рукой. Уже исчерпаны слова и смысл жизни ясен, и ты один и мир вокруг тебя. Здесь красота, здесь вечный рай и тишина, спокойствие и идеал во всем.
С таких красивых слов, я начинаю свой рассказ. Дело в том, что мне  очень нравятся кедровые орешки, в них необычный вкус, поэтому я их часто покупаю у продавцов кедровых орехов.
Однажды,  как-то положив  маленький орех  на свою ладонь,  удивилась, что может крыться под его плотной оболочкой? Ведь из маленького семени может  развиться могучая сосна, которая может ломать скалы, выживая в самых неблагоприятных участках,  и мне стало ясно, что без макро  и микроэлементов  здесь не обошлось.
По показанию медицинских экспертов, в крошечных семенах заключена  волшебная сила. Его воспринимают,  как  лекарство от всех болезней. Витаминный состав  семян кедра очень богат - это вся группа  В,А, С,Е и др. Получив его, весь организм начинает работать в гармонии. Поэтому, употребляя их ежедневно, можно сохранить красоту и молодость на долгое время.
Здорово сказано! Сразу захотелось поехать в тайгу, увидеть могучий кедр и самим добыть орехов.
Но я тогда  не знала, как осуществить задуманное. Мне нужен был опытный человек, который  мог бы  мне в этом что-то подсказать.    
 Иду на рынок и знакомлюсь с продавцом, продающим  эти самые семечки.   
Звали его Василием,  и оказался он доброжелательным  и разговорчивым.
Он мне поведал, что кедр - это могучее дерево, которое нужно  уметь найти, предостерегая при этом, что находиться в тайге  очень опасно, поскольку там водится много  диких зверей. Зачастую  можно встретить хозяина тайги - медведя. А в поселке куда он ездил, поговаривают, завелась рысь и уже многие оттуда уехали, побросав, свое жилье.
- А что представляет из себя рысь?  - спросила я.
-    Рысь - это лесная кошка, ловкая на высоких ногах с красными  длинными кисточками на ушах, - сказал он. -  Зверь  - прирожденный охотник и может подолгу прибывать в засаде. Днем рысь сидит в своем логове - яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях. На охоту выходит, как стемнеет. Рысь  никогда не охотится с дерева,  свою добычу поджидает в темных зарослях.  Зверь, представляющий большую опасность для окружающих. 
Сказал, что за шишками они едут в сторону Абакана до Бискамжи.  Остановка -   Нанхчул. 
Я поблагодарила  Василия  за нужную информацию и пошла домой.
Дома я с таким  азартом начала рассказывать мужу( Виталию) про тайгу и кедрач ( про зверей я умолчала), что он согласился поехать в тайгу. 
В то направление  был всего один поезд, и в Нанхчул  приезжал в 2 часа 30 минут ночи. Отправление с Новокузнецка -  в 21 час. Следовательно, мы собираем рюкзак и все необходимое и в пятницу решаем ехать.
На вокзале было многолюдно и нам достался билет в общий вагон. Мы ели протиснулись, свободных мест не было, но по мере движения поезда, туристы выходили и освобождались места. Так как мы впервые ехали в тайгу, начали интересоваться процессом добывания кедровых орехов.
Специалисты по  их добыче рассказали нам, что  труд не из легких, и есть случаи падения с кедра неопытных туристов. Были случаи, когда  даже разбивались насмерть или уходили на инвалидность.   
Вот и наша остановка.  На улице темень и сразу,  направо -  тайга.  Кругом мертво и пустынно. Тайга темная и хмурая. Идем не спеша по еле заметному просвету от фонарика. Где-то  вдали,   пронесся ветерок. Из леса тянуло сыростью. Я шла за Виталием и мне было жутковато в незнакомой местности. Мне казалось, что где-то затаилась рысь и следит за нами. Холодный пот выступил на моем лбу, луч от фонарика еле освещал кусты. Мне показалось что-то шевельнулось, и я невольно вскрикнула.
Муж остановился, посвятил фонариком - была тишина и покой. Дальше вглубь мы не пошли. Остановились, собрали сухих веток и развели костер. Я сразу повеселела, зная, что к костру зверь не подойдет. Уже появился синий дымок, медленно поднимаясь и окутывая  кроны деревьев.    Попили чай, заваренный травами и  поели бутерброды.  Поговорили.
Светало. Ночная темень спряталась в кусты, редели звезды в небесах. Затихло от дивной красоты, прокрался луч  между ветвей,  раскрасил он алмазную росу. Солнце раскаленный шар вставал, медленно  рассевая ночной кошмар.
Мы пошли вглубь тайги. Пройдя метров пятьсот, мы увидели великолепную и неповторимую   растительность: многовековой сибирский кедр, пихту,  ель,  сосну и молодые березки. Манящая своей красотой природа. Красивейший вид  открылся для обзора. Мы наслаждались  чистым воздухом тайги и природы.
Вековой кедрач стоял вместе с пихтой, неспроста его зовут материнское дерево - кормилицей. Солнце было еще в тучках, без него холодновато и скучно.
Наступало утро. По светлому небу плыли редкие облака навстречу  багряной  зорьке.Мы прошли еще немного дальше вглубь  тайги  и -  еще один могучий кедр, на  его ветках  - огромные шишки. Их было очень много. Мы подошли к кедру и достали все свое снаряжение: два валика с зарубками и два сита.
Виталий со всех сторон осмотрел дерево. Лазить на кедр нужна сноровка, сила в мышцах и гибкость тела. Виталий забрался  по стволу на сосну на первую ветку, и с помощью удлиненного заостренного прута с крючком, ударял  по ветке, сбивая  кедровые шишки. Я снизу собирала их в мешок.
К моему удивлению, недалеко от меня появился  помощник в лице бурундука. Это маленький грызун семейства  беличьих. Его длина до пятнадцати сантиметров, а хвост до двенадцати. Вес сто пятьдесят граммов. Похож на белку, только на спине имеет пять полосок черного цвета вдоль спины. Между ними светлые полосы они хорошо лазают по деревьям. Живут в норе длиною до трех метров.
Так вот этот бурундук,  без зазрения совести, начал воровать у нас шишки.  Причем,  возьмет он шишку передними лапками, а стоит на задних и смотрит на меня так наивно и нагло, что меня просто смех раздирает. Я ему говорю: «Да бери эту шишку неси домой!  Не бойся».  После этих слов он вообще обнаглел и привел еще двух бурундуков. 
Слышала от очевидцев,  что бурундук в свою кладовую норку приносит до трех ведер орехов, но если кто разорит их кладовую, то он находит себе рогатину и вешается. Такой неуравновешенный…
Мы трудились целый день. Набили много шишек и начали их обрабатывать, доставать орех. Ставили шишку на один валик, а вторым валиком разбивали, шишка разлеталась. Затем просеивали  ситом. Сначала с большими отверстиями, на второй раз маленькими. Таким образом мы набили рюкзаки орехами. И получилось два мешка шишек. И нашим бурундучкам тоже немного оставили.
К поезду мы добирались медленно. Сначала несли мешки, а затем возвращались за рюкзаками. 
К нашему сожалению, у нас не было страхового троса и капроновой веревки, которой должны были закрепляться за ствол. Но к нашей радости все обошлось. 
В поезде нам очевидцы рассказали про случай, который произошел в тайге.  Там работала партия геологов в их составе был студент, который проходил практику. Однажды этот студент  взял без спросу когти и  углубился подальше от партии в тайгу. Надев, когти быстро залез на кедр и стал трясти ветки с шишками. Рука соскользнула и он упал головой в низ. Встать невозможно,  когти  держат. Никого нет. Крик его не слышали. Искали три дня, думали медведь задрал. И только зимой охотник увидел висящего на кедре скелет человека.
 Добрались мы домой удачно. Всех угостили орехами и сами заготовили себе на всю зиму.
Природа Сибири щедро делится своими богатствами с людьми, только не нужно нарушать тонкие сложные процессы, длящиеся тысячелетиями, так как она очень ранима.

Сибирская тайга - это легкие планеты, которые перерабатывают - углекислый газ, выделяя  в атмосферу кислород.
Кто-то любит большие города, шумящие улицы, французские духи и т.д.  Впрочем,  да и я не чужда всего этого!  Но ближе мне моя тайга, горы, реки, каждая травинка, былинка... Я хочу, чтобы тайга всегда шумела и приветствовала меня, путника и  путешественника.
  Берегите  Сибирь!


Рецензии
Спасибо Володя за оценку моего рассказа. Рада, что с Вами мы единомышленники и любители природы. С уважением

Лидия Хохлова   24.07.2019 08:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.