Проигранная война. Ошибка Ивана Грозного?
Но тут вдруг все начало идти наперекосяк. Речь Посполитая избрала королем не его, и даже не его младшего сына Федора, а никому не известного сандомирского воеводу Стефана Батория. Куда тому было тягаться с Иваном. Но Стефан посмел это сделать. И ему сразу же удалось многого добиться. Его воеводство находилось под протекторатом Турции. Так что большой проблемой для него не было обеспечить безопасность границ Польши и от нападений турок, и главное от набегов Крымского хана на время войны с Русью. Более того, хан мог получить команду от турок ударить по московским землям, пока Иван Грозный воевал на северо-западе. Во всяком случае, произошло все именно так.
Баторию, благодаря ораторскому таланту, удалось раскошелить польских и литовских магнатов на ведение войны с Грозным. И чего уж никому не удавалось до него, получить немалые деньги от католической церкви. Тем не менее, всего этого хватило только на содержание армии в 3,5 раза меньшей, чем у Ивана Грозного.
Тем не менее, война, еще до окончания перемирия между странами, становится неизбежной. И вот тут срабатывает стратегический талант Батория, как полководца. Он правильнее определил направления своего главного удара на восточном фронте, чем ему советовали местные военачальники. В свою очередь, Иван Грозный, похоже, стратегически ошибся, хотя и выбрал, казалось бы, более логичную линию. Он решил, что Баторий начнет воевать с целью возвращения польской Ливонии. И именно туда он отправил свою 200-тысячную армию.
Окружение Батория решило, что лучше всего не биться с такой громадой в Ливонии, ничего хорошего в этом случае ожидать было нельзя. А ударить по слабозащищенному Пскову.
С первым Баторий согласился не раздумывая. Он и сам так думал. А вот удар по Пскову ему представлялся как рискованный. И тут он оказался прав. В конце войны Баторий завязнет, как раз, под Псковом. Принимается решение атаковать Полоцк. Вперед высылается отряд Радзивилла с целью по возможности прервать коммуникации Полоцка с Русью. Но один русский небольшой отряд все же опередил поляков. За два дня до их прихода под Полоцк, он хоть как-то усилил его гарнизон. Иван Грозный до этого успел укрепить оборону города, построив несколько башен в Высоком замке. Баторий организовал свое разношерстное войско по этническому принципу. Венгры, поляки, литовцы, немцы отдельно друг от друга. Его армия превышала количество защитников Полоцка в 7 раз (40000 против 6000). Успех сопутствовал венграм. После их обстрелов город загорелся и защищавшиеся перешли в Высокий замок.
Попытки поджечь его деревянные стены срывались одна за другой. К удивлению Батория с огнем боролись и женщины, и старики, и дети. Он написал о том, что русские – самый стойкий народ в мире.
Вдобавок начались ливни, почти прервавшие подвоз продовольствия армии Батория. В ней начались болезни. А немцы, как ни странно, предались пьянству, у них с собой было.
Но Баторию удалось овладеть ситуацией. Его воззвание дошло до потомков. «Лучше погибнуть доблестной смертью под неприятельским огнем, чем опозорить себя постыдно отступлением». И сам он не стеснялся находиться под огнем защитников крепости. Люди рядом с ним падали, но только не он.
И удача улыбнулась королю. Одному меднику удалось таки поджечь стену крепости. Он был возведен в дворянское звание с фамилией Полотинский.
И защита крепости стала невозможной. Баторий поступил благородно. Он разрешил тем, кто этого хотел возвратиться в отечество. И большая часть защитников крепости воспользовалась этим. Важно, что Иван Грозный не гневался на них, почитая их героями.
А что же он сам, с огромной армией. Почему не пошел с ней к Полоцку. А вот в этом-то возможно и была его ошибка. Вместо того, чтобы собрать армию в кулак и ударить по Баторию, он, наоборот, рассредоточил ее по границам Ливонии с Польшей.
В определенном смысле, понять мотивацию такого решения можно. Огромные массы не слишком, мягко сказано, дисциплинированного войска с запутанной системой командования, огромными трудностями снабжения, все это подсказывало идею рассредоточения сил, но не в войне с таким стратегически сильным противником, как Баторий.
Отряды, посланные Грозным под Полоцк, не успели подойти до его сдачи. Непрерывные ливни сделали непроходимыми дороги. Но они усилили гарнизоны крепости под Полоцком. И их взятие потребовало существенного времени. Так закончился 1579 год.
Историки давно гадают, почему Иван Грозный вел себя в течение этого года столь пассивно. Он находился в Пскове почти в полном бездействии.
Часть историков считает, что он опасался увести часть армии из Ливонии, так как шведы в это время всерьез угрожали Нарве. Наш великий историк С.М.Соловьев писал о том, что Грозный быстро понял, насколько Баторий был силен в стратегии и тактике ведения войны. Ни сам он, ни его воеводы не обладали такими талантами, поэтому он решил действовать в глухой обороне, защищая крепости. В надежде, что средств, в первую очередь денег, у Батория не хватит на ведение продолжительной войны.
Другие полагают, что наоборот. Царь был слишком самоуверен и не принимал Батория всерьез.
У меня другое мнение. Как представляется, более чем логичное. У Грозного хорошо была поставлена разведка. И он прекрасно знал, что конечной целью Батория в войне было взятие Пскова, а не Полоцка. Поэтому, зная полководческие таланты короля, он предпочитал Псков не покидать. Его взятие означало бы для Руси конец всем ее предприятиям на западном направлении. И вот тут-то Грозный не ошибся. Баторию Псков так и не покорился. Правда, для этого Руси пришлось много чего отдать, как полякам, так и шведам.
Ну а пока противники занялись дипломатической игрой. В ходе ее Грозный понял, что непосредственная опасность Пскову миновала, и вернулся в Москву. А Батория ждала неприятная обязанность выколачивать деньги у сейма на продолжение военной компании. Чем-чем, а такой работой Иван Грозный голову не забивал, средств у него было выше крыши. При этом, зная трудности Батория с деньгами, царь недооценил его возможности по их «выбиванию». Но главное, это то, что Грозный опять решил, что Баторий ударит по Пскову. А он пошел на Великие Луки.
Больше того, оказалось, что у короля в распоряжении был и еще один выдающийся полководец Ян Замойский. Он получил должность канцлера. Ему предоставлялась честь действовать на самых важных и сложных направлениях.
Баторий разделил армию на две и начал движение к Великим Лукам. Здесь для русских таилась возможность воспользоваться этим обстоятельством. Но Иван Грозный предпочел продолжить договариваться с Баторием. Шел активный обмен посольствами. Только Баторий прикрывал ими свои действия, а Иван рассчитывал, что удастся договориться.
Не удалось. К Великим Лукам подошли 17455 поляков и венгров, 12700 литовцев, с учетом добровольцев 35000 человек. Защищало город 6000-7000 человек.
Великолукцы учли опыт Полоцка и обложили деревянные стены крепости дерном. Уже под стены города прибыло к Баторию посольство Ивана Грозного. Богато разодетое. Но ему пришлось по желанию Батория наблюдать, как его армия штурмовала великолукскую крепость. Послы после долгих колебаний заявили, что царь отдает Баторию Полоцк, но при этом военные действия должны быть прекращены.
Баторий ответил, что Полоцк – это польский город. А войну он прекратит только тогда, когда русские отдадут ему Псков, Новгород, Смоленск и всю Ливонию. Короче говоря, Великие Луки сдались после того, как удалось сделать подкоп под стену и взорвать в нем мину. Это стоило многочисленных потерь, особенно в отряде венгров, которые подкоп и делали. Но Великие Луки оказались в руках неприятеля. На глазах русских послов.
Баторий решил возвращаться домой, восстановив крепость и оставив в ней гарнизон. Но тут, как назло, в окрестностях объявились русские отряды татар и стрельцов, которые стали наносить точечные удары по полякам. Почему назло? Потому что Баторий возвращает армию и начинает захватывать русские города и крепости в большой округе. В частности берет один из самых богатых русских городов, Торопец. На остальных направлениях военные действия велись ни шатко, ни валко. А под Смоленском русский отряд добился крупного успеха над поляками.
Между тем, переговоры между царем и королем продолжались. Каждый сообщал другому о тех или иных успехах. Царь соглашался отдать Баторию ряд ливонских городов в обмен на Великие Луки и округу. Как ни странно, длительность переговоров оказалась на руку Баторию. Ему удалось, не сразу, но удалось, получить ссуду от нескольких немецких государей. И он опять стал готов продолжать войну. А пока гневно выговаривал царю. Тот отнял у Польши огромные области. А теперь, проиграв, пытается хитрить и отдавать обратно небольшие города и крепости. И, кроме того, ничего личного, только бизнес. Пусть царь раскошелится на 400000 злотых, а там посмотрим. И лучше бы им встретиться лично, а то через послов не очень получается.
Иван Грозный не мог стерпеть такое хамство. Он начинает наступление на Оршу, захватывает Шклов, доходит до Могилева. И сокращает количество городов, которое он может отдать за возвращение Великих Лук.
В переговорах начинает принимать участие нунций Римского папы Поссевино. Хорошо известный тем, что в последние годы жизни Ивана Грозного играл с ним в шахматы и вел диспут о вере. Но король не прислушивается к его советам. Гневно пишет Грозному. Мы, дескать, вели спор о небольшом количестве городов, которое царь отдавал за Великие Луки. Но теперь, когда царь вторгся в польско-литовские земли, спор этот теряет смысл. Или все, или ничего. Теперь Баторий будет воевать царские земли, где бы они ни находились.
Ну а начал он воевать то, что было целью его с самого начала. Псков и псковские земли. А царю послал сочинения иностранных авторов, побывавших в Москве и описывающих его небывалые злодеяния.
Но кроме Пскова предстояло взять еще Себеж, Опочку, Остров. Без них даже взятие Пскова, мало что бы дало. Баторий решил ограничиться только Островом.
Остров сдался достаточно быстро. Но с Псковом все было очень сложно. Иван Грозный уже несколько лет ждал, что Баторий попытается взять его приступом и существенно подготовил к длительной осаде. Достаточно сказать, что гарнизон Пскова состоял из 50000 пехотинцев плюс 7000 конницы. В распоряжении Батория была 30000 армия. О взятии города штурмом нечего было и мечтать. Оставались осада и измор. Руководил обороной князь Шуйский.
Канцлер и коронный гетман Замойский решил рыть траншеи, приближаясь по ним к городу по возможности скрытно. Эта затея в целом удалась. Но предпринятая попытка штурма, вопреки первоначальному плану, привела к большим потерям, израсходованию большей части пороха и провалилась. Вернулись к осаде.
А псковичи повесили на городской стене венгра, крича: «Повесим так и короля. Что он за король? Ни денег, ни пороха. Переходите на нашу сторону, у нас всего вдоволь».
Тем временем, зимовки было не избежать. Король и именитые люди стали строить деревянные дома. Солдаты-землянки. Начались жалобы на невыплату жалованья. Баторий решил поехать в Польшу за подкреплением и деньгами. Пошел ропот. Король бежит и бросает армию. Тогда принимается решение захватить богатый Псково-Печерский монастырь. Но не тут-то было. А племянника герцога курляндского монахи даже взяли в плен. И Баторий все-таки покидает армию. Осажденным было вполне по силам разбить оставшихся поляков. Но они этим не воспользовались. Сказался талант Яна Замойского, убедившего своими действиями псковитян, что в его распоряжении была большая и сильная армия. Вылазка все же была, но ее отбили.
А дальше случилось совсем уж удивительное. Был заключен мир Ивана Грозного с Баторием в Яме Запольском. Посредником в переговорах выступил Папа Римский.
Положение Руси осложнилось тем, что шведский король Густав II Адольф и выдающийся шведский военачальник Понтус Делагарди стали одерживать над русскими одну победу за другой. Шведы взяли Нарву, Иван-город, ряд других крепостей. Было принято решение отказаться от Ливонии в пользу поляков. Пусть теперь они воюют со шведами, а русские посмотрят, чем кончится дело.
Логика в этом была. Но Россия потеряла все выходы к Балтике, кроме устья Невы. Зато поляки ушли из Псковских земель и Великих Лук. Ну а дальше попробуйте найти ответ к заголовку публикации.
Свидетельство о публикации №218021201775
Александр Михельман 24.01.2022 18:47 Заявить о нарушении