Вычисления

   Вычисления, это операции с числами, числа можно представить как зарубки на числовой оси, величина их это, - расстояния от нуля, то есть (от начала числовой оси). Числовая ось может быть разная, как линейной зависимости, так и любой другой зависимости (квадратной, кубической, логарифмической). Однажды на лекции преподаватель объяснял, какой то процесс, рассматривая «показательный» график, в котором одна из осей координат была в логарифмической зависимости. Все студенты внимательно слушали и перерисовывали график себе в конспект, лишь один студент из целой группы, возмущённо смотрел на наклоненную прямую линию роста зависимости процесса. По мнению этого студента, линия не должна была быть прямой, этим вопросом он поставил преподавателя в тупик. Нет ничего хуже, чем поставить тупого преподавателя в тупик, бедный на познания «препод» не знал что ответить, в конце концов, он швырнул учебник в сторону студента с криком: «Так нарисовано во всех учебниках!».


   Я вспоминаю этот случай, когда мне доводится держать логарифмическую линейку в руках. Да, представьте себе, держал, но это было давно, мне её подарил очень далёкий родственник моей матери, он был инженером водного транспорта, приезжал в наш город, и ему негде было остановиться. Линейка ему по всему видно была не нужна больше, он сделал приятное, сразу себе и мне. Мне было всего лет десять, но уже тогда я научился пользоваться одной её шкалой, где-то в пятом или шестом классе освоил другие, но всё равно не все. Мне не нравились её приблизительные значения полученных результатов, даже Штангель, работая по такому же принципу совмещения рисок, является более точным инструментом.


    Когда мне в руки попал первый самый мощный калькулятор с множеством различных функций, я вообще пришёл в восторг. Зря говорят, что вычислительные машины оглупляют людей. Вычислительные  машины это инструмент. Представьте, вы молотком ударили по пальцу, молоток виноват? Мимо рта пронесли ложку, это она виновата? Ну, тогда забивайте гвозди камнем, а ешьте руками всё блюда, особенно супы. Владеть любым необходимым вам инструментом, это святая ваша обязанность, это я вам как инструментальщик говорю. Я был токарем, сначала неумелым, потом опытным, но стал отличным специалистом только тогда, когда поработал в инструментальной группе. Вы себе представить не можете, что значит не только уметь пользоваться, но  создавать инструмент, ни как простой исполнитель – изготовитель, а создатель. Создатель, - это значит, родить идею, воплотить её в чертеже, а потом в натуральную величину, опробовать, как работает инструмент, и передать тем, кто в нём нуждается.


    Если инструмент вставить в приспособление, в котором будет находиться изделие, в ещё необработанном виде и будет обрабатываться до какой-то степени готовности, - это будет уже оборудование. Всё вместе, это будет называться технологией, так было раньше, кое-где остаётся даже теперь, но путь изменения неизбежен. Если раньше всё начиналось с заготовки и инструмента, то в будущем, будет начинаться с идеи, и вида готового изделия. Чертежи уже сейчас приобретают объемное изображение, выполненное с помощью 3D графики, и хранятся в памяти компьютеров. Останутся ли чертежи двухмерными рисунками на бумаге, это большой вопрос?


   Когда мне в руки попал калькулятор, я сразу начал использовать его на все 100%, при расчётах, для выполнения курсового проекта по деталям машин. Но делал я это интересно, начинал «с хвоста», то есть с желаемого получения определённого значения, продвигаясь к «голове», то есть к началу расчётов. На моём пути мне попадались различные коэффициенты, для меня они были лишь пункты корректировки. Коэффициенты в технических расчётах всегда имеют вид, - от и до, например от 0,5 до 0,75. Ни в одной рекомендации не даётся точного значения коэффициента, получается, что расчётчик сам волен выбирать его значение. Именно это я и делал, получая в своих расчётах всегда целые числа, которые упрощали дальнейшие расчёты.  Моя пояснительная записка приобретала совершенный вид, в котором не было приближённых значений. Я понял, что любое поле допуска надо использовать с максимальной пользой для достижения идеального результата.


    Сначала, это кажется маленькой хитростью, смахивающей на мошенничество, но если я приведу примеры, в которых  это было мной уже использовано, удивлению не будет конца. Дело не только в расплывчатых коэффициентах, суть заключается в использовании поля допуска для получения идеального результата, иногда даже в безвыходных ситуациях.


    Если разобраться глубже, кто определяет значения коэффициентов? Конечно статистика, - самая не точная изо всех точных наук, там, где не хватает возможности определить точную закономерность, её заменяют расплывчатым коэффициентом с применением теории вероятности. Если разобраться ещё глубже, то в мире всё относительно и вероятно.


   Особенно это способ расчётов от «хвоста» к «голове» даёт хорошие результаты, когда необходимо получить целочисленное значение, например в экономических расчётах. Допустим, получится у вас в расчёте полтора землекопа, и что вам дальше делать, это же не мультфильм? В технике это в сплошь и рядом, почти все стандартные изделия, и сортамент, имеют целочисленные значения, не всегда, но иной раз это можно использовать, а если использовать нельзя, надо увеличивать наличие сортамента. Так в принципе и делают в развитых странах.


   Целочисленное значение, полученное в расчётах, позволяет легче добиваться получения точности с помощью стандартных инструментов, а точность это в свою очередь, -  качество. Классификация точности определяется величиной поля допуска, по рассчитанной системе квалитетов. Квалитет. (от лат. qualitas - качество). В далёкое советское прошлое, около ста лет тому назад, когда инженеров посчитали буржуями, они покинули родину, а остались не самые лучшие, возникла необходимость в создании системы допусков. Эти не самые лучшие, создали систему, взятую с потолка, наше машиностроение, до сих пор страдает от их не дальновидности. Хотя уже в то время существовала международная система, принятая во всех развитых странах, ну возьми и примени её, совершенно бесплатно. Потому, что она не является, чьим то изобретением, и отследить её применение невозможно, даже наоборот создатели этой системы будут только рады её продвижению и распространению. Это проявление великодержавного шовинизма, думаю, что с применением вычислительной техники так не произойдёт.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир. Случайно наткнулся на ваше сетование, что не пишут рецензии. Решил заглянуть, посмотреть и сразу почувствовал родную душу: мы оба углубляемся по деловому.
..
В окружении сегодняшних облегчений жизни: газ, телевизор, холодильник, ноут, стиралка, лифт и т.д. - это уже не модно. Получается тяжеловато. А читатель не любит напрягаться.
..
Успех имеет лёгкое чтение, чтение-отдых. Я большой любитель мегатестов и какой-то из них мне посоветовал: излагайте проще, как можно короче, как я понял, в соавторстве с читателем, не напрягайте его, лишь подводите к молниям открытий, пусть они сами пучками бьют у него в голове.
..
Я писал сплошняком и один из читателей дал мне прекрасный совет: вы пишите интересно, но оч. трудно читать - дробите текст на небольшие абзацы (яркие, эмоциональные - это я уже сам продолжил его мысль)
..
Ваши темы мне близки, можно сказать, я встретил единомышленника, это оч. приятно. Я перечитываю вашу статью и она мне всё больше нравится.
..
Моя тема улучшаемостной устойчивости (это когда изделия как бы "предвидят" свои дальнейшие улучшения и заранее к ним готовы), муз.-акустической системы предпочтительных чисел и введением между размером и допуском такого понятия как "подразмер" оч. близка вашей тематике.
..
Надеюсь, наше знакомство на этом не закончится. Леонид.

Леонид Лоцев   03.03.2018 19:07     Заявить о нарушении
Вчера за полночь прочёл вашу рецензию и пытался ознакомиться с вашими рассказами, успел понять, что это будет интересно для меня. В свою очередь для вас могут быть интересны мои, "Резонанс" "Если бы, да кабы?", их ни как нельзя назвать рассказами. Я даже не знаю, имеют ли они какую нибудь ценность для читателя, вам судить, и судьёй вы окажитесь самым правильным, я надеюсь.

Владимир Тунгусов   04.03.2018 06:44   Заявить о нарушении