Инструмент губительного манипулирования

С песни «Масада» начал знакомиться с идеологическим/политическим проектом Давида Блюма http://www.proza.ru/2016/03/17/1784 :
         
Есть место – крепость на Святой Земле,
Оплот  повстанцев  –  иудеев  на  скале.
Лишь  ветры  в спину, да  камней обвал.
А  грозный Рим возводит смертный вал.
Как  дальше  жить?   Рабами?   Никогда!
Не  пощадят  враги  родных  и  веру.
Сердца отважных,  храбрых  иудеев
Сказали рабству – нет, свободе – да!


Массада –  врагам  последняя  преграда,
Массада –  оплот   свободы    на   земле.
Массада –  бессмертье  подвигу  награда.
Массада!   Не    меркнет   слава  о  тебе.
Массада –  непокорённая   твердыня,
Израиль     вечен   с   именем   твоим.
Массада!   Ты наша совесть  и  святыня.
Массада!   Еврейский    дух     непобедим!


Беда!  Надежды  на  спасенье  нет!
В глазах – немой вопрос. В слезах – немой ответ.
Жить  на   коленях   или   умереть?
Но  рабству  предпочли  повстанцы  смерть.
Герои!   Вы    не   знали   слова    «страх».
Ведь    вечен   иудейский    дух   свободы.            
Массада –  мужество  еврейского  народа.
О,   гордый   мой   народ!  Живи  в  веках!


Восстание евреев против римлян, завершающим эпизодом которого является «зачистка» римлянами крепости Масада, началось весной 66 года, когда наступил конец терпению народа. Сын иудейского первосвященника, служивший начальником храмовой стражи, убедил остальных жрецов прекратить все жертвоприношения за Рим и императора. Затем он провел зверское убийство зарвавшегося «политического» конкурента - главаря семейной бандитской группировки Менахема, сына Йеуды Галилеянина. Вероломно истребил римский гарнизон, согласившийся сложить оружие в обмен на обещание дать солдатам уйти. После этого начались погромы еврейских общин в окрестных городах со смешанным населением, так же как и нападения евреев на соседей-язычников.

После гибели своего предводителя люди из банды Менахема бежали в Масаду.

В образовательном фильме Бостонского университета, США и Иерусалимского Еврейского университета консультирование от Армии Израиля осуществлял полковник Меир Паил (Meir Pail) https://www.youtube.com/watch?v=xCOBYhn6axo «Археология. Миф о крепости Масада / The Myth of Masada»

Вот мнение полковника Армии Израиля об использовании мифа о Масаде в пропагандистских целях:

- раньше я считал, что Масада должна превратиться в миф, стать наглядным примером, помогающим нашим вооруженным силам солдатам укрепить воинский дух. Но, теперь, после 6-дневной войны, я думаю, что этот символ устарел.
Скажем так, наша система образования, политики, военные … используют этот миф с двумя разными целями:

1) Воспитывать у солдат самоотверженность, презрение к смерти. Это я, в принципе, не приемлю, поскольку не считаю это настоящим проявлением мужества
2) Наглядно продемонстрировать евреям, живущим в Израиле, что может случиться в результате бедствия, национальной катастрофы. Помнить эту историю, чтобы извлечь из нее урок, нее допустить её повторения, избежать второй Масады.

Тридцать лет назад произошла переоценка ценностей. Ни одно подразделение израильской армии сейчас уже не произносит здесь свою присягу.

Национальное самосознание не должно базироваться на преданиях о фанатизме и самоубийстве.

Подлинная Масада - это разоблачение авантюризма бандитской семейки, которая десятилетиями манипулировала людьми и довела их до тупика. Многие в наше время готовы повторить этот «бизнес» - дурить людей, чтобы манипулировать ими. Романтизируют Масаду…
Есть 4 позиции:

1. Те, кто по-крупному «играет» Государство Израиль.
2. Те, кто прильнул к первым, обслуживает их, получая текущее вознаграждение (например, некоторую самореализацию) и, может быть, обустраивая связи и возможности своевременно покинуть гибнущий Израиль или отправить отсюда своих детей.
3. Те, кто, просто, как-то обустроился в Израиле и уже не мыслит иного существования, отвлекаясь от осознания возможной экзистенциальной угрозе стране.
4. Те немногие, кто как-то пытается мыслить жизнеспасительный вариант для Израиля.

МАСАДА МОЖЕТ ПОВТОРЯТЬСЯ

Спасибо Давиду Блюму – его бравая «Масада» дала возможность проверить свое впечатление о том, что мы, «русские», здесь, в Израиле, что-то делаем не так.

Мне представляется, что наша ментальность и наши организационные структуры ведут к заизолированности от остальных евреев.
 
Нужны совместные вечера/семинары сабров+«русских»+американских+французских+прочие
с фокусированием внимания не на а) понесенных ужасных жертвах и б) геройском поведении в тех ужасах, а на том:

- что могло быть сделано, но не состоялось, в упреждение этих жертв и потребностей в том геройстве,
¬- каковы особенности структуры еврейской общины и общинной ментальности, которые ведут еврейский народ снова и снова к страшным жертвам и случаям предсмертного героизма?

Результативно разбираться с этими вопросами можно только совместно с коренными израильтянами и «западными» евреями. Высокомерие носителей русскоязычной «культуры» здесь может быть существенной помехой.

Вывезенный нами в Израиль багаж «русской культуры, с еврейским вкладом в неё и еврейской тематикой в ней» должен быть критически осмыслен в сопряжении с «западной» культурой (с еврейским вкладом в неё и еврейской тематикой в ней).

У меня сложилось впечатление, что задачей русскоязычной культурной жизни в среде израильтян является замыкание способностей и энергии «русских», чтобы они не мешали осуществлению стратегии «хозяев» Израиля. Организационная структура «русской» «культурной» жизни – от депутатов кнессета вниз по всем организационным ветвям – создана и функционирует под эту задачу.

СТРАТЕГИЯ «ХОЗЯЕВ» ИЗРАИЛЯ

Под «хозяевами» я имею в виду предполагаемую группу ВЛИЯТЕЛЬНЫХ (в силу общественного статуса, имущественного положения, интеллекта и характера) интересантов в еврейской общине Израиля.

Эта стратегия «инвесторов» и «директоров» Проекта Израиль предполагает в нынешний исторический период очередное повторение того общинного поведения, которое выразилось в непомерных жертвах периода «хмельнитчины», периода погромов рубежа Х1Х и ХХ веков, российской революции с гражданской войной, гитлеровско-сталинского соперничества. Поведение было таким:

- еврейская верхушка, имеющая хорошие связи с верхушечными слоями в странах проживания, отслеживала тенденции и своевременно обретала представление о грядущих избиениях евреев,

- умолчаниями, дезинформацией, конфессиональным настраиванием, административным давлением еврейская верхушка «сдавала» низовые массы подготовленными под избиение,
- за это верхушка получала возможность своевременно и комфортно (в той или иной степени, в зависимости от полезности для хозяев территорий пребывания) покинуть место предстоящего избиения,

- многократное повторение в истории подобного поведенческого проявления, целенаправленная конфессиональная обработка низов соответствующим толкованием «законов Торы» сформировали ментальность низовых слоев еврейской общины; особенно это относится к русскоязычным евреям – отторжение от озабоченности как предотвратить очередную гибель детей и внуков,

- в нарастающем противоборстве цивилизационных гигантов – Америки, исламизма, Китая, кто там еще – миниатюрный Израиль предназначен быть далеко выдвинутым форпостом, обреченным в два этапа немного задержать исламистский накат. Первый этап задерживания – героическая гибель израильских бойцов, второй – традиционная исламисткая вакханалия вырезания небоевой массы евреев. 

На протяжении почти двух тысяч лет битва за крепость Масада для евреев Палестины не была сколько-нибудь значимым событием древней истории, оборона Масады не почиталась как некое достижение. Только в 1927 году случился всплеск признания Масады – с появлением ставшей очень популярной поэмы, в которой та древняя история стала символом борьбы еврейских поселенцев.

Нами управляет не прошлое само по себе, например, в материальных, биологических формах, а управляют образы прошлого. Подобно другим движениям, занятым национальным, государственным строительством, сионизм тоже нуждался в установлении непрерывной связи с прошлым – путем прославления героев и великих событий.

Нет упоминаний о Масаде ни в Талмуде, ни в Мидраше, ни в других сакральных источниках. Первые проявления широкого еврейского интереса к эпизоду появились только с подъемом сионизма. Но, основным событием, побудившем интерес к Масаде, была публикация в 1927 г. в Палестине поэмы украинского репатрианта Ицхака Ламдана. Затем, в 1966 г., когда впечатляющие археологические раскопки генерала и археолога Ядина «подтвердили» историю от Иосифа Флавия, Масада стала государственно поддерживающимся культом.

В сопоставлении с культовыми объектами в других странах, Масада не отличается наличием каких-либо достаточных оснований для того, чтобы быть культовым объектом.

События, которые признаются исторически значимыми, как правило, ассоциируются со следующим (см. рисунок вверху, над текстом):

• Появление/создание государства/народа  - возникновение базовых институтов и ценностей.
• Достижение политической, экономической вершины.
• Периоды и события негативного характера: военного поражения, пленения/оккупации, катастрофы.

На фоне обороны, падения и разрушения Иерусалима эпизод с «зачисткой» Масады не является исторически значимым событием.

В скоординированных исследованиях американских и израильских ученых (The project was supported by the Institute for Behavioral Research, University of Georgia, City University of New York, школа в Гавайском университете, Северокаролинский университет, Пенсильванский университете, Иерусалимский университет, …) отмечаются две особенности коллективной памяти:

- она отбирает из прошлого такие события и отношения, которые, будучи интепретированы под потребности настоящего времени, отвечают какой-то насущной потребности;

- «обновленное» прошлое чаще всего востребовано в периоды и в обстоятельствах быстрых изменений. Это – обстоятельства напрягающей нестабильности, но если «удобно реконструированное» прошлое помогает вписаться в стандартный ход явлений, то появляется успокоение, что все идет «как надо».   

И меморизация Массады способствует вводу и удержанию евреев в привычной (укорененной многовековой практикой) схеме отношений:

• Перекладывание тягот ОПРЕДЕЛЕНИЯ решений сложных экзистенциальных проблем на общинную верхушку – административных вождей, на равов;
• Отстранение от практического упреждающего реагирования на будущие экзистенциальные угрозы путем а) указанного перекладывание тягот ОПРЕДЕЛЕНИЯ решений сложных экзистенциальных проблем на общинную верхушку и б) перекладывания ответственности на придуманные обстоятельства типа божественной предопределенности или на придуманных фигур типа мессии;
• Заталкивание глубоко в подсознание естественной, «животной» ответственности за потомство и подмена её имитацией перед собой и другими – экзальтированной демонстрацией якобы глубокой преданности заботам о непосредственных потомках;
• Имитация глубокомыслия по экзистенциальным темам и имитация озабоченности и решительности в отношении проблем.
 
Здесь уместно принять во внимание два высказывания бывшего военачальника и главы израильского правительства Ариэля Шарона:

- «Израиль должен вести тщательно продуманную политику, поскольку находится не в безвоздушном пространстве».
- «Израиль вынужден считаться с американскими интересами в регионе больше, чем со своими собственными».

Израиль занимает очень неудобное и уязвимое место в «огромном пространстве» и в этом пространстве присутствуют взаимно противоборствующие гиганты; одни говорят о намерении уничтожить Израиль, другие – планируют использовать его как расходный материал в своем противоборстве с равновеликими противниками.

Если низовые массы израильтян будут задурены разного рода «обманками», значит, новые миллионы молодых, стариков, ДЕТЕЙ будут израсходованы в очередной катастрофе.


Рецензии