Прости, прощай Одесса мама

     Могу с уверенностью сказать, кто хоть один раз побывал в Одессе, никогда не забудет этот город. Мне посчастливилось, я была там несколько раз. И ни разу Одесса не разочаровала меня. Я объехала почти всю Европу, была на других континентах. И в России, в силу своей профессии, я видела много прекрасных городов. Но нигде я не чувствовала такой умиротворённости, тихого щемящего душу восторга, как в этом, поистине мистически притягательном городе, на берегу Чёрного моря.
     Немного грязноватый, с обшарпанными фасадами домов, он всё-равно до удивления уютный. И если есть такое понятие, как люди мира, так Одесса- это город мира. Человек, рождённый в Одессе, уже несёт в себе смысловой заряд по жизни. Мне кажется, что есть даже такая особенная, не ограниченная никакими территориальными границами, национальность- одесситы. Их разговор, который сразу узнаёшь в любой точке мира, напевный, с мягкими интонациями, я даже думаю, что когда одесситы ругаются, у них это выходит беззлобно, не обидно.
     Последний раз я была в Одессе, когда ещё не было этого глупого раздрая между Россией и Украиной. Приехала я в начале октября, но ещё стояла удивительно тёплая погода — бархатный сезон. Жила в пригороде Одессы, в маленьком частном санатории. Ходила купаться, хотя вода была уже довольно прохладная. Каждый день на берегу я встречала деда. Он сидел на перевёрнутой лодке, в старой выцветшей тельняшке, с трубкой во рту.
     Мы здоровались, и я уходила подальше вдоль берега. Быстро окуналась в море, потом грелась на солнышке. Погода была не жаркая, волны нехотя набегали на прибрежный песок и тихо шурша, возвращались обратно.
     Где-то день на четвёртый, когда я уже возвращалась назад на тропинку ведущей на верх, дед вынул трубку изо рта и спросил глухим голосом: «Вы таки купались, мадам? И как вода?»
          «Прохладная, но всё-равно хорошо», ответила я.
          «Вы отважная женщина, наши уже никто не купаются. Вы не здешняя, откуда приехали?», дед указал место рядом с собой. «Садитесь, отдохните».
          «Родом я из Сибири, а вот уже 15 лет живу в Германии».
          «Да, в Неметчину сейчас многие подались. И что же сладко там?»
          «Да по-разному, кто как устроится», лодка была тёплой, почти горячей.
          «Там поди свои моря есть и по-лучше?», спросил дед, пыхнув трубкой.
          «Есть конечно, только вот такого нет, да и Одесса ваша мне очень нравится».
          «Эх, Одесса теперь не та, раньше я часто на «Привоз» рыбёшку возил, а теперь там одним тряпьём торгуют».
     Посидели, помолчали.
          «Ну, до свидания, мне пора», я встала и протянула деду руку.
          «Прощевайте, завтра дождик будет, уже не пойдёте купаться», утвердительно сказал дед.
     И действительно, на следующий день зарядил дождик, больше я к морю не ходила.

****

     А свой первый приезд в Одессу я помню не слишком хорошо. Была ещё дошкольницей. Поехали мы тогда всей семьёй, родители и мы с сестрой. Поездом ехали, четверо суток, был такой маршрут Новосибирск-Одесса. Плацкартный вагон, верхняя полка, полно детей, ох и весело было! Чай в стаканах с ажурными подстаканниками, сахар в маленьких брикетиках. А к чаю домашняя колбаса, которую мама с папой покупали на станциях у бабулек. А ближе к югу продавали черешню, абрикосы, маленькие тугие груши и, конечно, картошечку с укропом и огурчики малосольные.
     В Одессе тогда жили две мои родные тётки. Мы у них и гостили.
     Саму Одессу плохо помню. А вот море тогда я полюбила раз и навсегда. Ничего нет на свете прекраснее моря, по крайней мере для меня.
     Родственников в Одессе было много. Собирались иногда за большим столом, под навесом, увитым виноградом. Песни пели и украинские и русские и даже грузинские.
     Вот вспоминаю это всё, и на фоне последних событий, думаю, а было ли это на самом деле? Или это мои детские фантазии?
     До того грустно видеть и слышать, что сейчас происходит с нами...
 
****

     Второй раз мы поехали в Одессу вдвоём с папой. Летели на самолёте и прибыли к Чёрному морю ранним рейсом. Одесса только просыпалась. Мы ехали на такси по улице из брусчатки, политой ночным тёплым дождём.
     В этот раз мы с отцом много раз бывали в самой Одессе, родственники наши жили в пригороде — Крыжановке. Он показывал мне удивительные места, которые навсегда отпечатались в моих воспоминаниях.
     Очень мне нравилась одна кондитерская на Дерибасовской. Свежие пирожные, пончики с вареньем, а выбор конфет- глаза разбегались.
     И, конечно, море. Удивительное, безбрежное, тёплое, какими бы эпитетами ты не наградишь его, всё-равно не передать эту вечную красоту. Красоту моря!
     Случился со мной в тот приезд и конфуз. Очень люблю читать, книги — это моя страсть с детства. И попалась мне в руки тогда, по тем временам редкая книга — Двенадцать стульев и Золотой телёнок Ильфа и Петрова. Чтение поглощало меня полностью, я, практически, ничего не видела и не слышала вокруг.
     И вот мы с отцом на пляже. Я беру надувной матрац, любимую книгу и по спокойной воде плаваю, получая все удовольствия. Время пролетело незаметно, отец, видимо, тоже задремал на берегу. Меня вынесло почти в открытое море, где стояли сторожевые катера. Неожиданно для меня раздалась тревожная сирена. И я, подняв глаза, увидела, выкрашенный в чёрный цвет, высокий борт катера. Книгу я тут же утопила, отчаянно вцепилась в матрац. Сверху мне что-то кричали люди. Сколько времени прошло не помню, но тут подлетел спасательный катер и меня затащили в лодку, вместе с матрацем.
     Спасатель, молодой белозубый парень, смеялся: «Ну дивчина, сейчас тебе от бати попадёт».
     Действительно, уже подплывая к берегу, я увидела отца, бегающего по пляжу. О ужас, мне уже почти взрослой девице, одиннадцати лет, он влепил такой шлепок по заднице! Я плакала, сидя на полотенце, потом он подошёл, обнял меня: «Ну ладно, не реви, я знаешь, как испугался».

****

     Третий раз в Одессу я ехала одна. Отца уже не было в живых. Я очень рано повзрослела и в свои шестнадцать была совсем самостоятельной девушкой. Мама отпустила меня в дальнюю дорогу с лёгким сердцем, тем более я ехала к родственникам.
     Одесса была по прежнему прекрасной. Теперь уже одна я подолгу бродила по городу, ходила в музеи, любовалась Оперным театром, смотрела с Потёмкинской лестницы на морской порт. Огромный круизный корабль «Белоруссия» стоял у причала. Как мне хотелось тогда плыть на нём далеко-далеко, увидеть другие страны, континенты, острова. Страсть к путешествиям, как и к книгам стала, если можно так выразиться, пожизненной.
     Случилась у меня в Одессе и первая любовь. Сосед, белокурый хлопчик, красивый как картинка. Я обмирала, когда мы встречались с ним и перебрасывались словами через изгородь. Потом были вечерние, а то и до полуночи прогулки к морю, робкие поцелуи. Моя тётка и его родители уже смеялись: « Ну может через пару лет и свадебку сыграем».
     И вот отъезд. Чёрное море стало ещё солоней от моих слёз. Фотография на память 9 на 12. Я потом долго её хранила, но со временем она потерялась, как и многое, что было нам когда-то дорого.
     Обратно я везла ящичек с вишнёвым вареньем и, конечно, впечатления от моей любимой Одессы.
     Я часто рассказываю об этом городе моей семье. И они тоже загорелись идеей побывать там. Надеюсь это случится...

****

     И вот совсем уже мистический случай произошёл со мной как раз в последний приезд в Одессу.
     На Дерибасовской я нашла маленький антикварный магазинчик. Скажем, я не большой знаток старинных вещей. Моё внимание привлёк удивительной красоты керамический кофейный сервиз. Цвета тёмного ультрамарина, с позолоченными ручками на чашечках и золотой шишечкой на кофейнике был относительно недорог. Хозяин, молодой еврей в ермолке, какой-то совершенно необыкновенной наружности вежливо спросил: « Мадам интересуется керамикой?»
          «Мадам очень интересуется керамикой, но у мадам нема наличных денег, карточку принимаете?» ответила я.
          «Очень сожалею, но принимаем только наличные и местной валютой», развёл руками хозяин.
          «Вы каждый день открыты? Я завтра опять буду в Одессе, обязательно зайду к вам».
          «Да, конечно, мы всегда здесь и будем рады», широко улыбаясь ответил хозяин.
     На следующий день, прямо с утра, с наличностью я была готова приобрести сервиз.
     Но как я ни старалась, тысяча раз проходя вдоль и поперёк Дерибасовскую, магазинчика я не нашла. Потом я уже села на скамейку, вытерла вспотевший лоб и соображала: « Ну не приснилось же мне это? Вот цветочный, вот Аптека, а за ним должна быть маленькая дверь с резными ручками. Наверху вывеска: « Антиквариат». Провалы в памяти, Альцмейгер что-ли?»
     Через два дня я опять была в Одессе, и опять без наличных. Иду по Дерибасовской. И вот, о боже, он — этот магазинчик. На том же самом месте. Я захожу. Всё тот же хозяин в ермолке, сервиз на месте.
          «Вы знаете, я была здесь буквально на следующий день и не нашла магазина, прямо удивительно как-то», я растерянно смотрела на молодого человека.
          «Не знаю, мадам, мы всегда здесь».
          «Послушайте, где тут поблизости банк? Я быстро поменяю деньги и вернусь за сервизом».
          «Прямо сейчас по улице пойдёте, затем чуть-чуть налево, там, мадам, будет банк», не переставая улыбаться ответил хозяин лавки.
     Можете мне верить или не верить, может у меня действительно был глюк от одесского солнца, но вернувшись из банка, я опять не нашла магазина.
     Уже опасаясь за свой рассудок, я опустилась на скамейку. Холодный пот бежал по моей спине.
     И тут я увидела хозяина лавки, он шёл по улице с портфелем, в костюме, уже без ермолки.
     Я вскочила: «Молодой человек, где же опять ваш магазин, я не могу его найти!»
     Он остановился: «Чем могу помочь вам, что случилось?»
     «Но ведь это же вы- хозяин антикварного магазина, он вот здесь должен быть, рядом с Аптекой!», я, наверное, выглядела ужасно нелепо.
     Молодой человек внимательно посмотрел на меня, потом молча достал из нагрудного кармана карточку и подал её мне. И пошёл быстро и не оглядываясь.
     Я так и осталась стоять с карточкой в руке. Знаете, что было написано на карточке?
     «Семён Яковлевич Медовой. Врач - психотерапевт». И телефон.
     Вам может и смешно, а мне было не до смеха. Кстати, на телефон никто не отвечал.
     Вот такая история приключилась со мной в Одессе.
     На что мне намекнули, может и можно предположить. Вариантов много.
     С тех пор не люблю антикварные магазины, обхожу их стороной.
     Я назвала свой рассказ «Прости, прощай Одесса - мама». Но мне не хочется прощаться, я очень надеюсь на встречу, мой любимый город.

               Прости прощай Одесса - мама
               Мне не забыть твой чудный вид
               И море Чёрное, упрямо
               Волнами бьющее о твой гранит...

     P.S. Если вы родились или бывали в Одессе и прочитали мой рассказ, откликнитесь.


Рецензии
Все правильно, если хоть раз побываешь в Одессе, то не забудешь её никогда. Вы меня извините конечно, но прочитал ваш отклик на предыдущую рецку.Я думаю вы не правы, юмор в Одессе есть. Потому что одесситы не шутят, они так живут с улыбкой, и я не знаю, что должно произойти, чтобы одессит приуныл.Вспомните слова песни, которую пел Утесов.
"Ты одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк Мишка,моряк не плачет,
И не теряет бодрость духа никогда"

С уважением и теплом Игорь.

Игорь Кат   04.12.2022 16:54     Заявить о нарушении
Может быть и есть, не знаю, давно там не была. И вряд ли когда-нибудь поеду. Остаются только тёплые воспоминания...

Ольга Море   04.12.2022 17:31   Заявить о нарушении
В Одессу поедем. Надо немного подождать. Это русский город, и Путин его вернёт, как вернул Крым и Донбасс! За остальную Украину не знаю. Остальная мне и не нужна - от неё несёт русофобией за сто вёрст - мне это надо?

Константин Кудряшов 2   07.12.2023 04:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.