Покровские А-Д Гл. 9 Аристарх Ч. 6 Б-Б канал

Источник: ussr-kruto.ru

ПОКРОВСКИЕ   А – Д
ГЛ.  9  АРИСТАРХ
Ч.   6  БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ


Если я не ошибаюсь, в этом – 2018 году исполняется  85 –летие строительства  БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОГО КАНАЛА...

Почему-то всегда, когда о нем заходит речь, мне вспоминается фраза –

«Все берега Б.-Б. канала усеяны косточками тех, кто его строил...»

Понятно, что официальные данные  и подробности строительства канала сами по себе в моей голове не родятся.
Поскольку всё-таки я себя отношу больше к публицистам, чем – к не состоявшимся писателям, опять придётся искать информацию в интернете.

Говорят, всё-таки правда то, что  - Беломорско-Балтийский канал построен руками заключенных...

Поскольку  на этой исторической стройке  побывал наш предок – Покровский Аристарх Ананьвич, мне приходится верить в это безоговорочно.

Есть данные о том, что там ежегодно погибало до 700  человек.
Кто ищет, тот всегда доберётся до истины.

А нам остаётся только - познакомиться с чрезвычайно оригинальным сайтом –
fishki.net, на котором текст сопровождается не только фотографиями, но и стихами  Инны Гофт...

Спросим у интернета - Кто такая Инна Гофт?

Инна Гофф – это популярная советская писательница, которая является автором текста легендарной песни под названием «Русское поле».

fb.ru›pisatelnitsa-goff-inna

А  подробнее?

Инна Анатольевна Гофф (24 октября 1928, Харьков — 26 апреля 1991, Москва) — русская советская писательница (прозаик, поэт), автор текста песни «Русское поле». Жена поэта К. Я. Ваншенкина. ............

Вот, именно, сейчас нам предстоит прикоснуться к её яркому творчеству, познакомившись с её стихами, сопровождающими  повествование о строительстве Беломорско- Балтийского канала…

ИСТОРИЯ  О  СТРОИТЕЛЬСТВЕ  БЕЛОМОР-КАНАЛА.
БЕЗ  ТУФТЫ  И  АММОНАЛА  НЕ  ПОСТРОИЛИ Б  КАНАЛА,
история, строительство, факты.

При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна:
Сделано на WordPress. © 2012-2017
Источник: ussr-kruto.ru
fishki.net  Автор – ЕГОР

-------------------------------------------------------


Теперь ты ходишь капитаном,
Теперь ты водишь здесь суда,
Но не сказал ты уркаганам
За то спасибо никогда.
Инна Гофф

Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертным папиросам, Беломорско-Балтийский водный путь остается, тем не менее, самым неизвестным.

До сих пор остается загадкой, как это все удалось: никаких механизмов, никакого бетона: щебень, песок, бревна и - 300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли. В день умирало до 700 человек. Для уцелевших Беломор – это лагеря, где можно было повстречать: бывшего министра Временного правительства Некрасова и простого булочника, арестованного за сходство с Николаем II. При этом
Беломорканал – самая массовая агитка эпохи социализма. Что и говорить.
Сосед-исполин Суэцкий на 67 километров короче, а строили его 10 лет.
С Беломором управились за 20 месяцев!

Осударева дорога.

Идею постройки канала стал «продвигать» еще Петр I. В 1702 году он
прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», по
которой из Белого моря до Онего-озера протащил военные суда.

А в 1798 году в правительство поступил проект по строительству канала за
подписью трех купцов. Маршрут почти совпадал с нынешней трассой.
Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания
лучшего специалиста – генерала де Волана. Однако, обследовав местность,
тот забраковал идею: слишком-де много скал, водопадов и других
препятствий…

Форпост на границе с фашизмом.

Реализована же идея была лишь в 30-е годы.

Беломорско-Балтийский канал  стал одним из звеньев сталинского плана реконструкции водного транспорта.

18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале сооружения Беломоро-Балтийского водного пути.
Вот, что написано о нем в знаменитом сборнике под редакцией Максима Горького,
который был посвящен великому проекту:

«Канал прорежет Карелию от Онежского озера до Белого моря. Карелия была
и будет форпостом Союза советских республик на границе с фашистской
Финляндией». 


А колокольчики-бубенчики, звончей -
А на работу не пойду я, хоть убей:
Пускай работает железный паровоз -
А на ху* он в эту глушь меня завез?! 

Особые условия.

Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по
разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве».
После того, как их, сидевших с уголовниками, неожиданно перевели на
Лубянку и дали работу по специальности, они, естественно, воспылали
энтузиазмом. Так было создано «Особое конструкторское бюро».

Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные (указание
Сталина было – «быстро и дешево», рельеф и природные условия –
тяжелейшие, строительных материалов поблизости нет.
Инженерам пришлось включить всю свою фантазию.

Главными строительными материалами стали -  дерево, камень и песок.

Причем, техники на строительстве почти не было: орудия труда – лопата да
деревянная тачка. До сих пор еще можно найти брошенные в лесу тачки,
коих насчитывалось на стройке 70 тысяч. 


А колокольчики-бубенчики ду-ду,
А я сегодня на работу не пойду:
Пусть рвутся шашки, динамит и аммонал -
А на хрен сдался Беломорский нам канал! 

Перековка.

Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на
север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза.
Были среди прибывших и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по пресловутой 58-й статье.

Труд на канале именовался «перековкой». «Перековка» – так называлась и
местная газета.

Среди строителей были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые – Лосев, Лихачев…

Неудивительно, что в Медвежьей Горе – «столице» строительства – имелись
концертный зал и симфонический оркестр.

Правда, из 300 тысяч заключенных, которые участвовали в строительстве,
погибли около 100 тысяч, но, как говорится, лес рубят – щепки летят.
Вся трасса канала во множестве помечена крестами. Гробов умершим не
полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось.
Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…
 

Блатная жизнь — кельдымы и вокзалы,
И словно в пропасть — лучшие года…
Но в тридцать третьем, с окончанием канала,
Решил преступный мир забыть я навсегда. 

Заключенные каналоармейцы.

Беломорские лагерники породили множество слов и выражений, которые мы
используем и поныне.
Самое знаменитое из них – «зэк». Появление его связано именно с Беломорканалом. Окончание «а» («зека») появилось тут же после того, как лагерников стали величать «каналоармейцами».

В 1932 году стройку посетил Микоян. Именно, к нему, якобы, обратился
начальник ГУЛАГа Лазарь Коган и поделился лингвистическими сомнениями:

– Товарищ Микоян, как их называть? «Товарищ» – еще не время. Заключенный
– обидно. Лагерник – бесцветно. Вот я и придумал слово – «каналоармеец».
Как вы думаете?

– Что ж, это правильно, – ответил Микоян.

Правда, несмотря на изобретательность, обидное слово «заключенный» из
официальных документов не исчезло. Так и стали величать лагерников –
«заключенный каналоармеец». Сокращенно «зэ-ка».
 

А колокольчики-бубенчики звень-звень,
А на работу мне идти сегодня лень:
Пускай работает железная пила -
Не для работы меня мама родила! 

Гремучая смесь.

После окончания строительства канала, в язык ГУЛАГа вошло еще одно
словечко – «аммонал».
Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в виде пайки. Вообще-то аммонал – это взрывчатая смесь. А арестантское племя назвало пайку «аммоналом», потому, что хлеб, которым кормили каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к страшным расстройствам желудка и жуткому поносу (желудок «взрывался», что
сопровождалось соответствующими звуками).

Аммонал вошел в знаменитую поговорку, рожденную на великой стройке:
«Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала». 


Воровка никогда не станет прачкой,
А урку не заставишь спину гнуть;
Эх, грязной тачкой рук не пачкай -
Мы это дело перекурим как-нибудь! 

Блат и туфта выше ЦК.

Ну, с аммоналом понятно, а что насчет «туфты»?
Зеки расшифровывали это слов так:

«Техника Учета Фиктивного Труда» или обман, подмена чего-то настоящего подделкой.

Канал длиною 227 километров, в систему которого вошли сложные
гидротехнические сооружения, менее чем за два года в нормальном виде
вырыть было невозможно! А рапортовать было надо. И тогда ответственные
за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче,
чем было предусмотрено проектом.

Средняя глубина канала была около 5 метров, и посему до 50-х годов он практически не использовался для судоходства. Впрочем, это не помешало руководству строительства получить награды за доблестный труд.

Как говаривали в те далекие советские времена –

«Блат и туфта выше ЦК»… 

Рабы не мы.

2 августа 1933 года на 19-м шлюзе состоялся праздничный митинг по случаю
открытия канала.
Старожилы вспоминают, что в день открытия сюда привезли комсомольцев, а
настоящих строителей – зеков – заперли в бараках.
В самом деле, нельзя же лавры победы было возложить на вшивые головы
зэков! Беломорканал – это комсомольская стройка.

И тогда в лагере поднялся бунт – единственный за всю историю
строительства. Да такой, что митинг пришлось свернуть.
Бунтовали не из-за голодного пайка или жестокости охранников, а от обиды.
Этих людей не удалось полностью сломить и превратить в бессловесных животных: они еще могли гордиться творением своих рук!…
 

Торчит Ширмач на Беломорканале,
Толкает тачку, стукает кайлой,
А фраера вдвойне богаче стали -
Кому их щупать опытной рукой?! 

«Мелкий и узкий».

Вскоре по каналу прошел первый корабль «Чекист» с членами карельского
правительства, которые принимали работу. Прямо за ним двигался земснаряд
и доделывал огрехи.

Затем, захватив с собой Кирова, Ворошилова и Ягоду, по Беломорканалу
отправился в путешествие сам Сталин. Говорят, стройкой вождь остался
недоволен.

«Канал получился мелкий и узкий», – якобы заявил он.

Прав был Сталин: канал действительно получился узким – на нем с трудом
расходились два больших теплохода. А развернуться вообще было невозможно.   

Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала! 


Затянувшаяся стройка.

Во время войны, перед самым подходом врага, шлюзы были взорваны.
Самые страшные последствия имел взрыв, прозвучавший 11 декабря 1941 года.
В тот день вода хлынула вниз к Онежскому озеру и залила половину города
Повенца.

Однако, уже в июне 1946 года канал восстановили, и тут же по нему перебросили 400 судов, полученных по репарации у Германии. А затем начались долгие годы реконструкции. Не случайно говорят, что сдан канал был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет. 


А колокольчики-бубенчики звенят,
А люди за границей говорят,
Что окончен Беломорский водный путь -
Дай теперь, товарищ Сталин, отдохнуть! 

Незавидная судьба. Судьба канала сегодня не завидна. Грузопотоки иссякли.
В Беломорске,который гордо именуется портом, помимо полутора кранов и одной
затопленной баржи, у причала стоял лишь один сухогруз «Волго-Балт»,
приписанный к Таганрогу.

В былые дни шлюзы заполняли по 28 раз, и очередь судов растягивалась на
километры…

Причем, дело не в том, что Беломор плох, – заказчиков не стало.
Никто ведь не умаляет достоинств «сложного гидротехнического сооружения»:
19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. Общая длина – 227 километров. Сократив путь
от Архангельска до Петербурга в 4 раза, Беломорканал так и остался
рекордсменом. 
 

Порвал, братва, я эту справочку с канала,
Какую тяжким добыл я трудом!
И снова жизнь меня блатная повязала,
И снова — кражи, уголовка, исправдом... 


К сведению: общая длина канала 227 километров. 97 километров
из общей длины приходится на затопленные реки, 80 – на зарегулированные
озера, 48 – на искусственное русло (непосредственно канал) и 1,7
километра – на морской канал, прорытый в дне Белого моря.
 

Пока ты рос, носил матроску
И тягот жизненных не знал,
От Повенца до Беломорска
Мы провели тебе канал.

Инна Гофф. 

Источник: ussr-kruto.ru



Рецензии