Застенчивость

Вопрос: Как Вы думаете, что мне делать, у меня в группе есть очень застенчивый мальчик, сидит в сторонке, стесняется не только персонала, но и детей? Часто плачет без причины. Никакие уговоры не помогают. Спасибо! – Кристина Ш. (Ж.), (Словакия, Прага) 

Ответ: Вот Вам история про НЕ очень застенчивого раскованного ребенка-акселерата. Маленькая девочка просит продать ей три бутылки водки. Продавец резонно замечает – «Ты ведь маленькая, не донесешь!» Девчушка бодро парирует – «Ничего, я одну прямо здесь выпью!»

Контрапункт. Сальвадор Дали вспоминает: «В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все готовы были мне служить. Родители боготворили меня»  Однако отец Дали считал, что его сын должен учиться в обычной гимназии. Оказалось, что ребенок, который в родном доме был практически божеством, не мог завязывать туфли, хотя все дети в классе, живущие совсем в других условиях, могли это делать. Существовало множество таких мелких вещей, которые были недоступны сыну аристократа. Это привело к формированию у ребенка выраженной застенчивости. Как и полагается, эта застенчивость сочеталась с нестерпимым желанием внимания со стороны окружающих. И однажды мальчик нашел способ привлечь внимание всех.
     Он учился в колледже, в котором был внутренний дворик, куда вела из классных комнат крутая лестница. Ему пришла в голову мысль броситься вниз с этой лестницы. Долго лелеял мысль, но, как-то раз, все же решился осуществить свое намерение: когда одноклассники и преподаватели спускались по лестнице, он разбежался и прыгнул в разверстую бездну. «…сильно ушибся, но испытал неописуемое острое наслаждение, заглушившее боль… Этот поступок произвел впечатление — рыдать надо мной сбежались все мои однокашники и даже старшие ученики». Тогда он решил повторить этот номер, когда абсолютно все вышли во двор. «Успех и на этот раз превзошел все ожидания, наверное, оттого, что перед прыжком я возопил что было сил и тем привлек всеобщее внимание. Наслаждение снова оказалось таким острым, что я не почувствовал боли, и не преминул продолжать в том же духе — примерно раз в неделю я кидался с лестницы… Никогда не забуду тот дождливый октябрьский вечер. Я не спеша двинулся по лестнице. Из дворика веяло влажным ароматом — цвели розы. На небе горел закат, высвечивая в облаках то леопарда перед прыжком, то каравеллу, то Наполеона в треуголке. Столпившиеся во дворике враз подняли головы и замерли: священная тишина поглотила все шорохи и крики. Высоко подняв голову, осененную ореолом, я двинулся вниз. Я шел медленно, ступая со ступеньки на ступеньку и упиваясь восторгом, — ни за что на свете, ни с кем, даже с Господом Богом, я не поменялся бы тогда местами».
     Мораль: очень часто за застенчивостью скрывается страстное желание славы и всеобщего внимания.
    
     Смех или плач без причины – это эндорфины. А наглость или застенчивость – это природность. Неестественным такое поведение выглядит только по сравнению с поведением остальных детей.
     Застенчивость, считают психологи, передается по наследству и усиливается погрешностями воспитания. Если она будет развиваться дальше, ребенку будет в дальнейшем тяжело самореализоваться. Рецепт, на мой взгляд, один: не обсуждать эту проблему в его присутствии и не осуждать, и под любым предлогом увеличивать его контакты с миром. Пусть помогает делать покупки, накрывать на стол, пусть здоровается и раздевает гостей, спросит у прохожего время и предъявляет билет в транспорте или кино. Учите его подавать и крепко пожимать руку при знакомстве или приветствии, смотреть при этом в глаза своему визави.
     Что же касается слез, то это весьма полезная штука. Думаю, Вы это знаете. Слезы выводят из организма не только вредные химические вещества, но и, что значительно важнее, катехоламины – стимуляторы стресса. Они особенно вредны для ребенка, поэтому детские слезы – это естественный защитный механизм.
      В Вашем случае слезы «на публику» пользу ребенку вряд ли приносят. Да еще и отягощенные замкнутостью, отстраненностью ребенка от коллектива. Я бы узнал, что у него происходит в семье. Ну и консультация психолога будет не лишней.    


Рецензии
Комплексы часто вырастают в большой талант самовыражения ... вся зависит от того, чем эти комплексы поливают ... подстегивают ... стимулируют ... катализириуют ...

Владислав Попов 2   09.05.2018 05:34     Заявить о нарушении