Горе от ума

Автор, его произведение и читатели соединяются в некоем взаимодействии при чтении. Пьеса предполагает воплощение комедии на сцене, что делает героев ещё больше похожими на реальных людей. Для современников и более поздних читателей акценты могут не совпадать. Что видят сами персонажи, что видят зрители девятнадцатого века, что видят наши современники - зависит от принятых норм и личного восприятия. На моё впечатление повлияла история. И в сюжете пьесы я увидела сообщение А.С.Грибоедова о событиях и его оценку происходящего в тогдашнем обществе. Центральное действующее лицо - Софья. Она в собственном доме вовлечена в двусмысленное положение. У неё есть два кавалера. Появление их на сцене происходит почти одновременно. Один поутру выходит из её комнаты. Другой, отсутствовав три года, в это же утро появляется у дверей её комнаты. Осведомлена о личных делах своей госпожи горничная Лиза. Один кавалер поступает с Софьей, как принято в то время в обществе - добивается её расположения участливостью и вниманием, угождая заодно хозяину дома и начальнику, Фамусову. Другой, только показался, уж немедля жаждет ответных жарких чувств, хотя бы слов о любви. Ситуация, признаюсь, показалась
очень смешной. Среди всех именно Софья оказывается и показывается в смешном виде. К последнему действию её уже искренне жаль - она удостоверяется в ухаживаниях своего любимого за горничной. В сюжете, на мой взгляд, довольно отчетливо изображена история императрицы Елизаветы Алексеевны (Софья), её супруга, императора Александра I (Фамусов), её двух любовников - А.Чарторыйского (Пётр Андреевич Чацкий) и Алексея Охотникова (Алексей Степанович Молчалин), её фрейлин (Лиза, собирательный образ) - Натальи Загряжской и княжны Голицыной. Есть в сюжете намёки, есть прямые аналогии. Припомним историю замужества Елизаветы Алексеевны. Четырнадцати лет, в 1793 году, она повенчана с юным шестнадцатилетним царевичем Александром Павловичем. Вступив в брак, он получает право наследования престола, как того хотела сватья, его бабушка Екатерина II. До рождения первого ребёнка, дочери Марии, прошли шесть лет бесплодного брака. Супруг открыто сожительствует с другой, тоже замужней дамой. Жене не препятствует делать то же самое. Первым, из неотвергнутых претендентов становится А.Чарторыйский, ближайший соратник государя-императора. Отцовство Марии, по стойким слухам, принадлежит ему. Государь принял ребёнка, как своего, а Чарторыйского сослал в Сардинию. Некоторое время спустя, любовник возвращается и находит со стороны Елизаветы Алексеевны холодность и отстранённость. Он перестает быть значимой фигурой в закулисной игре. "Играют" Елизаветой Алексеевной. Институт фаворитизма никто не отменял. К 1803 году приписывают начало её романа в письмах с Алексеем Охотниковым. Алексей полон сочувствия к участи молодой, покинутой мужем женщины, которая живёт в его доме, как дочь с отцом. После отъезда мужа из дома любовь из писем перемещается в спальню государыни. В сентябре 1805 года Александр I, уезжает за границу, в ставку. Наполеон вторгся в Австрию, Пруссия поддерживает нейтралитет (взамен надежд на Ганноверские владения). Русский император выступает против Наполеона в союзе с Австрией. 2 декабря 1805 года происходит полный разгром русско-австрийской армии, Александр I и император Австрии, Франц II, бегут с места сражения, главнокомандующий армии М.И.Кутузов ранен . Дома дела обстоят не лучше - в ноябре Елизавета Алексеевна должна родить. Поступком, открывающим искренность её чувств к Охотникову, стало часовое свидание с ним после ножевого смертельного ранения возлюбленного. И дальнейшее поведение - частые посещения могилы, хранение писем. В пьесе Софья также неосторожна, выказывая прилюдно сочувствие Молчалину, вплоть до обморока. Никаких сомнений в том, что Охотников был игроком не оставляет тот факт, что он сожительствовал с фрейлиной Натальей Загряжской. Она срочно была выдана замуж за послушного Николая Гончарова. Фрейлина Голицина вскоре умирает. Елизавете Алексеевны не с кем поделиться горем. В ноябре она рожает дочку, Елизавету, и на восемнадцать месяцев утешается материнством. Император принял и этого ребёнка, как своего, хотя воспитывал к тому времени свою дочь от Марии Нарышкиной, Софью. Софья накануне восемнадцатилетия также умирает. Престол группка придворных офицеров готовит для "Елизаветы II", бездетной Елизаветы Алексеевны. Император, проигравший Наполеону, утратил авторитет и популярность войска. Позже, после победы, в 1813 году, он с супругой будет принимать поклонение и восторг Европы. Но пьеса не о победах. Прочитала в ней историю Елизаветы Алексеевны, искренно поверившей в игру Охотникова, доверившись пройдохе всем своим сердцем. Не потому ли мы проиграли Аустерлиц, что Александр I приблизил к себе в советчики П. Долгорукова, находящегося в оппозиции с кружком А.Чарторыйского, любовника жены? И поступал в соответствии с его советами, соглашаясь на его скороспелые и горячечные планы. Но фаворитизма никто не отменял, и император не прислушивался к мнению осторожного М.И. Кутузова. Интересно, что по сюжету, Софью отец отправляет в деревню, с глаз долой. И по сей день живёт легенда о "молчальнице Вере", как об императрице Елизавете Алексеевне, не умершей в 1826 году, но ушедшей странствовать, как и "странник Феодор Томский" , не умерший в 1825 году император Александр I. Было ли так на самом деле, нет документальных подтверждений. Но интерес к Федору Томскому был велик - сам граф Лев Толстой виделся с ним.Но, чем является "горе от ума", нетрудно догадаться. В пьесе - это крах любви Чацкого, по моему мнению, крах любви Софьи. И крах любви вообще, когда она происходит в результате планирования отношений с одной стороны и невинного заблуждения с другой.
_______________________
P.S.
прочитано в дневнике школьника - Д/з читать "Горе о туман".


Рецензии