Обращение

ОБРАЩЕНИЕ

     Здравствуйте!

     Хочу представить на общий суд своё предложение на предмет будущего устройства системы образования в нашей любимой России. Конечно, это моё личное мнение и оно ни в коем случае не претендует на статус единственно верного, однако, основой его явились наблюдения, как мои, так и знакомых мне людей. Иными словами, данные выводы базируются на конкретных примерах из реальной жизни.

       Проблема приспособленности молодёжи к жизни существовала всегда, особенно она обострилась в последние два десятилетия. В поисках своего места в жизни, работы и получения профессионального образования молодёжь стремится в города. Также, не имея достаточного опыта в жизни, молодые люди часто становятся дешёвой рабочей силой, не способной постоять за свои права.
      Вот ряд примеров вопиющей несправедливости в отношении молодых людей. Таких примеров по стране можно привести множество, но мы остановимся на двух:

1. Подросток 16-ти лет после окончания 9-го класса работал в летнее время на заготовке угля для грилей и мангалов. В один из дней взрослые поручили ему работу с бензопилой «Дружба». Никто не озаботился обучением его работе с данным устройством и ознакомлением с техникой безопасности. Результат -  раненая нога подростка. После медицинского осмотра врачи обещают, что нога будет функционировать нормально.

2. Девушка, студентка профессионального училища, во время производственной практики работала на химическом производстве. Приходилось выполнять уборочные работы на высоте более 1 метра без страховочного оборудования и без средств защиты органов дыхания, хотя наличие химических веществ в воздухе можно было определить по зуду слизистой оболочки и покраснению кожных покровов на открытых участках тела.

      В обоих случаях крайне тяжёлых последствий не наступило. Беспокоит не патологическая жадность руководителей производств, экономящих на здоровье молодёжи, а безграмотность самой этой молодёжи в области техники безопасности. Молодые люди не способны защитить себя не по причине боязни гнева руководителей за чрезмерные требования внимания к себе (хотя, следует признать, это обстоятельство имеет место), а по причине отсутствия знаний об опасности при выполнении каких-либо работ, отсутствия первичного опыта уметь увидеть эту опасность и знаний о средствах и способах защиты.

      Как научить молодёжь беречь себя? Как научить их разумному отношению к жизни и не рисковать без необходимости? Мы знаем, что молодёжь всё равно будет рисковать, но сделать этот риск более разумным мы должны. 

      Я хочу предложить расширить сеть кадетских училищ МЧС России. Имеется ряд кадетских училищ МЧС, однако, мои предложения, возможно, пригодятся.
Училище должно быть организовано по принципу суворовских училищ. Набор кадетов на базе 8-х - 9-х классов средней школы. Основная задача – подготовка кадетов к поступлению в учебные заведения МЧС России. Однако, кадетские училища могут также являться и хорошей подготовительной базой к поступлению как в военные училища, так и в гражданские учебные заведения страны. Кроме обязательного среднего образования кадеты, на выбор, могут получать простые рабочие специальности: водитель категории «В», слесарь, моторист/матрос судна, повар, буфетчик, вальщик леса, столяр, токарь, электро/газо сварщик – т.е. специальности, кроме будущей возможной профессии, дающие ещё и необходимые в практической жизни навыки и умения.

Важное замечание: каждый мужчина должен владеть вышеперечисленными навыками, хотя бы на бытовом уровне.

     Следует учесть, что не все выпускники продолжат свой путь по линии МЧС или захотят продолжить образование в других учебных заведениях страны. На мой взгляд, наибольшую ценность для выпускников будет представлять приобретённый ими жизненный опыт за время обучения в кадетском училище. Ведь основной упор образовательной программы должен быть сделан на способность кадетов увидеть потенциальную опасность в любой жизненной ситуации и умение предпринять меры безопасности для сохранения жизни и здоровья, как своего, так и других граждан. Обучение простым рабочим специальностям послужит хорошей наукой и практикой для обретения знаний и опыта в области техники безопасности. Я бы назвал эту область Наукой Техники Безопасности. При преподавании таких дисциплин следует акцентировать внимание на условиях и моментах являющихся потенциально опасными, которые, как по вине самих людей, так и независимо от них неожиданно могут измениться и стать опасными реально. В таком случае курсанты смогут научиться предвидеть опасность и предпринимать меры защиты.
       Вообще-то, не мешало бы ввести дисциплину по технике безопасности повсеместно, включить её, как обязательную, в программу среднего образования.
       В этой ситуации знание иностранных языков, к примеру, английского, овладение минимальными разговорными навыками выпускниками становится необходимым. По этой причине я отдаю предпочтение выпускникам 8-х классов – они ещё достаточно молоды, проведут больше времени в кадетском училище и смогут выйти значительно более зрелыми молодыми людьми с хорошей подготовкой к предстоящей самостоятельной жизни. Выпускников средних школ и отслуживших армию также следует приветствовать.

       С другой стороны, пусть какая-то часть выпускников не продолжит своего образования и остановится на «достигнутом». Но самое главное – военную закалку, умение видеть и предостеречь себя и других от опасности в разных ситуациях они приобретут и пронесут это качество через всю свою жизнь.  По этой причине, я считаю, кадетское училище именно по линии МЧС должно стать самым распространённым в стране – для воспитания молодёжи это крайне необходимо.
      Военные училища вполне могли бы взять шефство над таким училищем. Если имеется недалеко речка, можно её использовать для обучения морскому делу, способам спасения и выживания на воде. То есть, не все училища должны быть абсолютно одинаковыми – в некоторой части профильное образование в них может быть организовано в соответствии с окружающей средой.
      С коммерческой стороны – кадеты училища могут заняться мелким производством, например, строительством маломерных судов: лодок и катеров из композитных материалов. Это и творчество – нет предела дизайну лодок и катеров в зависимости от назначения. Это и вполне по силам кадетам, это и весьма выгодно для училища с материальной точки зрения. И здесь целый ряд моментов для изучения согласно программе училища по безопасности и средствам защиты. Молодым людям очень хочется творчества – кому самолёты строить, кому морские суда проектировать, а кто-то пожелает изучить искусство цветопередачи и дизайна. Иными словами, «гореть синим пламенем» для молодёжи нормально, надо только кому-то не мешать, кому-то немного помочь в этом. О роли училищ МЧС в деле общего оздоровления общества можно говорить долго, ибо ценность их на данном поприще весьма велика.

      Я хочу предложить такую модель кадетского училища потому, что человек не может избежать опасных ситуаций в течение своей жизни. Перечислить эти ситуации невозможно, но, при этом, они все проходят по линии МЧС. Поэтому училища МЧС должны иметь самые разные профили и направления – нет такой ситуации в мире, где бы специалисты в области техники безопасности не были востребованы. Обучение в училищах МЧС должно обязательно сопровождаться медицинской подготовкой курсантов для представления воздействия на организм человека разными средствами. К примеру, о воздействии на организм электрическим током, холодом  –  многие имеют смутное представление о последствиях этого воздействия, однако, в жизни эти ситуации весьма не редки.  Во многих случаях недостаток знаний о последствиях является причиной неумелого риска и травм.  Вспышки эпидемий, массовых или единичных, но необычных по своей сути заболеваний и т.д. будут также проходить по линии МЧС, так как любой из этих случаев может спровоцировать возникновение определённой ситуации в целом регионе.

      В наши времена – времена неудержимого развития техники, химии, биологии, политических страстей роль МЧС будет только возрастать.  Поэтому ещё одно, возможно, нестандартное (пока) училище МЧС послужит не просто повышению качества образовательного уровня молодёжи, но и опорным пунктом знаний Науки Техники Безопасности в ещё одном уголке нашей необъятной страны.   

*  *  *


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.