Сын

Сестре

     Древняя восточная мудрость гласит: Глаза сына смотрят в сердце матери, глаза дочери – в сердце отца.
 
     Хочу рассказать о молодом человеке, родом из 90-х. Он рос практически в нищете. Своим в семье были только паспорта с Российским гражданством, малюсенькая хибарка на краю села с 2-я сотками убитой земли, и кресты на шее. Не много материальных благ, но слава Богу, что были  целы руки-ноги и здоров разум. Правда здоровым разумом обладала мать мальчика, разум отца спал. Отец  периодически не работал, постоянно «лечился» низкокачественным  паленым алкоголем, который  называл  Бурдомицином, чтоб в очередной раз принять "лекарство", он мог вынести из дома все, что еще попадалось под руки. 

     В магазинах в то время продавались только макароны и заморский спирт, а в карманах гулял ветер. Мать шила малышу одежду из старых  армейских и джинсовых штанов,  дед собирал  десятирублевые монетки и покупал Киндер-сюрпризы с малюсенькими игрушками внутри. Отец был рядом, но отстранился от вопросов воспитания и всех функций главы семьи. Был чем-то вроде ходячего фотоальбома - менялось выражение лица, состояние опьянения, сна и бодрствования. И ни одного удачного кадра. Что его делало таким - сложный вопрос.

     Время движется, а чужие дети растут быстро. Сережка пошел в школу. Однажды для конкурса военной песни к 23 февраля дядька вырезал из дерева, отполировал и покрасил черным лаком «самый настоящий» АКМ. Радости и восторга ребенка не было предела. В детстве мы рады  самому факту своего существования, а уж если есть повод – восторг не знает границ. Не зависая на негативе, он смеялся каким-то заразительным, чистым, детским смехом и любому взрослому рядом с ним становилось легко. Он будто не замечал, что в жизни есть плохое, радовался каждому новому дню, интересовался всем на свете. Был открыт душой и сердцем.

     В 2000 у Сережки появился брат с родовым именем  Валентин. Через пару лет семья переехала в город,  появились новые друзья. Отец периодически кодировался, то сам просил, то «под пытками».  Держался, срывался, опять бросал пить, влипал во всякие истории, шел поручителем по кредитам к сомнительным друзьям, а потом по решению суда стойко гасил эти кредиты из бюджета семьи. Дойдя до точки кипения, жена собрала ему вещи и высказала все, что накипело за годы: "Вова, мне надоел этот садомазахизм! Это не семья! Ты не можешь отвечать за свои поступки. Пьешь, деньги в карты проигрываешь, неизвестно где пропадаешь, не работаешь. Ты не знаешь чем занимаются дети, как они учатся. Я устала тащить все на себе и тебя тоже! Уходи и живи в свое удовольствие как знаешь... Мы не пропадем. Ухо-о-ди!"  Но в дверях, расставив ручки, встал младший сын с полными слез огромными голубыми глазами  и трясущимися губами проговорил: "Мама, не выгоняй папку!" Ее будто током ударило, присела к сыну обняла его, поцеловала: "Хорошо, Валёк, иди в свою комнату" и ушла на балкон, в свой любимый цветник, который давал ей силы, радовал душу и наполнял женской энергией. Уткнув голову в ладони беззвучно нарыдалась, уставилась куда-то в окно невидящим ничего взором, постояла несколько минут и пошла собирать ужин - Бог его знает, где он неделю таскался, голодный, наверное. Женское счастье всегда с трещинкой. Русская женщина жалеет больше чем любит, даже в ущерб себе. А его опять хватало на короткое время и все повторялось вновь. Вся его родня, включая родителей, говорили, что если б не жена, его бы уже не было. К 40 годам немного остепенился, устроился работать спасателем - патрулировать плавучие буровые на Каспии. И пока он был на вахте - в доме была благодать.

     Сергей окончил школу,  заканчивал Речное Училище, побывал на практике за границей, «покурил в Стамбуле злые табаки», потоптал развалины Древней Греции.  Возвращался обязательно с подарками для всех. Бывая на побывках дома водил мать в магазины, покупал ей одежду и обувь, баловал младшего брата, ходил с ним в спортзал. Делал он это ненавязчиво, а как само собой разумеющееся. И начало казаться, что он поменялся местами с отцом - заменил его, заботился обо всех членах семьи, в том числе и об отце. Стал настоящим мужчиной, знал чего хочет. Ставил цели, достигал, уверенно шел дальше.

     Во время выпускных экзаменов от зеленых человечков пришла повестка с настоятельным приказом послужить Родине. Попросил у военкома отсрочку на неделю – сдать  экзамены, защитить диплом и поступить в Академию Водного Транспорта. Военком одобрил просьбу, а потом  обрядил Сергея в берцы, выдал голубой берет и волшебным пенделем  отправил в Рязань в десантную часть.  Вопрос «откосить» или откупиться не только не стоял, но даже не возникал. В роду все служили. Прадеды войну прошли,  деды, дядьки, все родственники мужского пола  с честью отдавали свой конституционный и гражданский долг. А уж если отец  десантник,  и  Анатолич - капитан танкера, на котором Сергей несколько раз проходил практику, тоже десантник, тут без комментариев.

     Шутка в части ходила: пока с ИЛа не прыгнул - ты не десантник, а парашютист.  Серега прыгнул с ИЛа, а что делать?  В "Войсках Дяди Васи" все предельно просто:  без вариантов – "никто, кроме нас" не прыгнет. А в коротких  солдатских телефонных разговорах  с матерью  переживал:
- У отца 33 прыжка, Анатолич Афганистан прошел, а я только 5 раз прыгнул. Как дебил.
- Успокойся, сынок, у тебя своих достоинств хватает. Служи достойно. Многие за всю жизнь столько не видят, сколько ты за 20 лет.  Анатоличу, конечно, досталось – насмотрелся, натерпелся за чужую родину. А отец… служил при союзе и 2 года, тогда наша родина не экономила на топливе. Да и кажется мне, что он все 33 раза на голову приземлился, прости Господи! Не слушай меня, сынок! - после очередного супружеского срыва с запоем мать одновременно успокаивала сына и выливала из себя женскую боль.

     Весна. Апрель.  Муж на вахте, старший сын в армии, младший спит. А она просыпается очень рано. Мать она ведь тоже универсальный солдат: надо до работы много чего успеть: постоять у вечного огня плиты, чтобы оставить  на день еду семье;  пройтись разведчиком по квартире и сделать множество мелкой и незаметной, но такой необходимой домашней работы; как  ниндзя  многократно прокрасться мимо кота-любимчика и сберечь колготки;  замаскироваться, чтоб директриса не заметила синяков под глазами от недосыпа. Женщина в российской семье – это Бонд, Джеймс Бонд. Когда эта женская работа сделана, ее никто не замечает и воспринимается все как должное. Она заметна только тогда, когда не сделана. Ежедневно, многократно, монотонно, на автоматизме при любой погоде, при любом настроении, при любом самочувствии, при ненормированной загруженности на работе, при любых обстоятельствах. 

     Этот свободный   утренний полет  по квартире  8 апреля остановил звонок в дверь. Хоть и говорят, что пока баба с печи падает, сто дум передумает, тут сообразить ничего не успела. В такое время только Вини Пух  мог ломиться в гости.  Открывает дверь - стоят три Сережкиных друга с букетом роз. Улыбаются: «Теть Марин, с днем рождения! Это вам! Сережа просил  вас поздравить сегодня».

     Сказать, что слезы потекли, не сказать ничего. Стрессы, они ведь не только в горе, но и в радости бомбят самочувствие.  Материнское сердце одновременно радовалось за то, что сын вырос добрым и благородным человеком, и сжималось от боли, что не могла дать  ему в свое время, больше чем дала. Эти цветы от сына из армии перевесили все – не купленные в детстве игрушки, велосипеды, телефоны, вкусняшки и прочие  его неисполненные желания. Да и в десантной части его не клубникой со сливками кормили. Но он думал о ней! Это были самые дорогие сердцу цветы. В горле стоял ком, капали слезы, слова куда-то исчезли, мысли носились экспрессом то в прошлое, то в Рязань к сыну.

     О том, что она сама тоже существует напоминало сердце, его стук был слышен в висках, оно распирало грудь, будто запертая птица трепыхалось внутри. Одновременно с этим оно было наполнено беспредельным счастьем, благодарностью и любвовью. Материнское сердце чувствовало взгляд любящего сына. А губы шептали: "Сынок... мальчик мой..."
 

24 декабря 2017.

Фото главного героя
в свободном парении

 P.S. А в этом 2018 году рано утром 8 апреля получаю сообщение от сестры: "Пиши вторую главу!Те же действующие лица, ещё девушка Артема - Таня. Наревелась". И фото, на котором невероятной красоты букет. А сын в это время бороздил воды Адриатического моря. Мальчик НАШ!

май 2018


Рецензии
Добрый день!Зачиталась Вашими рассказами! Как здорово вы подметили:"Мать она ведь
тоже универсальный солдат...Женщина в российской семье-Джеймс Бонд"...
Вашей сестре досталось Лиха! Но есть теперь у неё опора в жизни-её замечательный сын! Дай Бог им всего самого доброго и Вам тоже!
С уважением,


Алла Сторожева   29.11.2018 18:42     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Алла.
Да мальчишки у нее славные. В этом году младший поступил в академию на бюджет, а старший ту же академию заканчивает в 2019 г заочно. Хотя она все свое детство провела в санатории вдали от семьи, но в ней так чувство семьи развито!
Вам тоже всех благ и здоровья. С уважением,

Ева Ру   29.11.2018 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.