24. эволюционное движение

Каждый человек эволюционирует в рамках собственной жизни. Эта эволюция распространяется на личность и мировоззрение. Индивид – это еще социальная категория, обусловленная социальным форматом и ожиданиями со стороны других людей. Быть индивидом – значит соответствовать определенным социальным стандартам времени и тенденциям. Но вершина личной эволюции – это личность со свойственной ей проактивной индивидуальностью, в данной иерархии она находится выше индивида. Личность – это уже «надсоциальная» категория, которая выражается в уникальности и совершенстве индивида. Она создается путем собственных усилий. Быть личностью –  значит позволять себе жить в соответствии с личным мировоззрением, свободно выражая свою волю. Человечество инициировало необратимый процесс преображения социума в сообщество личностей, каждая из которых обладает собственной индивидуальностью. Раскрытие индивидуальности возможно благодаря личному развитию. Познание, самопознание и саморазвитие при этом являются ключевыми факторами личной эволюции. Человек становится человеком, когда принимает наследие социума; становится личностью, когда формирует личное мировоззрение и живет в соответствии с ним.

Условием осознанной эволюции является наличие высокоразвитого интеллекта. Парадоксально, но не каждый обладатель высокоразвитого интеллекта способен на осознанное развитие. С повышением уровня самосознания осознанная эволюция становится определяющим фактором организации качества жизни. Здесь важно понимать, что как бы ни был развит человек, он ограничен собственным опытом и уровнем развития. Объединение людей с похожими взглядами способствует более продуктивной жизни каждого из них. От уровня жизни каждого отдельного человека зависит качество настоящей и будущей жизни человечества. Осознанная эволюция представлена тремя периодами: становлением разума, его зрелостью и сознательным управлением изменениями. Обретение опыта, развитие новых способностей и толерантное отношение к окружающим являются основой для эволюционного движения современного разумного человека.

Осознанная эволюция – это возможность для современного высокоразвитого человека любого последующего развития. Такая возможность – исключительно индивидуальный, личностный процесс, направленный на совершенствование мышления, поведения, образа жизни и пространства.

Эволюция человека и эволюция антропогенной среды взаимообусловлены. Это циклический процесс, который время от времени совершает качественный переход на новый уровень существования. С каждым последующим переходом происходит умножение факторов, влияющих на жизнедеятельность людей. Всякий новый переход увеличивает количество ремесел, качественный и количественный состав предметов быта и обихода, наличие социальных формаций, присутствие духовных потенций, ценностных ориентиров.

Каждый отдельный человек представляет собой совокупность интеллектуальных, духовных и физических ресурсов, выраженных в его индивидуальности. Любой индивид представляет собой самобытный и совершенный мир. В этих условиях управление социумом как общественной массой, толпой невозможно. Новые технологии управления выстраиваются в ключе формирования условий для развития и совершенствования людей. 

Эволюция человека включает в себя не только биологическое происхождение. По мере того, как человек преображался физически, внутри происходили умственные и духовные эволюционные процессы. Вследствие чего изменялась трудовая деятельность, формировалась антропогенная среда. Вместе с ними менялись представления о жизни, мире и их организации, упорядочивалась социальная жизнь. Говоря об эволюции человечества, мы нередко представляем некий единый субъект преображения, который изменяется с течением лет. Однако это разнородная субстанция. Она выражена во множественном разнообразии. Каждый человек одновременно является и составной частью человеческого сообщества, и уникальным субъектом перемен.

Переход от общества к сообществу личностей требует качественного переосмысления тех жизненных реалий, которые являлись определяющими в массовом обществе, и тех, которые призваны обеспечить поливариантное развитие сообщества личностей. Новый тип общества – своеобразный поворот от всех наших привычек, исходных посылов. Современный человек устремлен к активности, а развитие информационных технологий положило начало существованию открытого информационного общества. Коммуникативные процессы обуславливают проявление новых качеств человеческой личности, развивающихся в новую эпоху: системность, упорядоченность, открытость.

Важнейшей характеристикой информационной цивилизации является необходимость организации и отбора информации. Одним из основных вопросов, стоящих перед современным обществом, является вопрос не просто получения, но и отбора информации. Неконтролируемая, неорганизованная информация не может стать социальным ресурсом или образовательной базой. Структурированная информация обладает социальной стоимостью, в то время как разрозненная создает хаос и вызывает расстройство сознания. В открытом информационном обществе процессом отбора и структуризации информации занимается специальная рабочая группа – экспертное сообщество в области информационной эволюции. 

Особенностью современного общества является то, что систематическое внедрение технологических новшеств ведет к тому, что люди постоянно стараются быть вместе, возникает интерес иного типа – тяга к комфорту, душевности, гуманизации всего жизненного пространства, гуманитаризации сферы образования. Высокая технологичность социального пространства требует формирования гуманистической системы ценностей. Попытка перерасти из массового постиндустриального общества в открытое информационное сообщество личностей приводит к разноплановому формату социального развития.

Современный этап в развитии общества таков, что человеку все быстрее и быстрее приходится переходить от привычного образа жизни к качественно новому. На данном этапе развития человек освобождается от имитации, ставшей популярным инструментом социального воздействия. Имитация не дает развития и не способствует эволюции. Имитация личной эволюции сопряжена с подменой понятий и подменой ресурсов развития. Имитация социальной эволюции связана с разработкой стратегий и проектов, реализация которых невозможна или по ряду причин неосуществима. Доктрины, стратегии, концепции, планы развития, пакты, декларации, законы и другие документы, не имеющие реального исполнения, являются имитацией человеческого развития.

Имитация – это подражание истине. Только истина указывает путь развития, а не имитация. На личном уровне истина представлена волей человека жить в соответствии со своим мировоззрением. На уровне социальных институтов истина представлена планомерным социальным развитием, соответствующим реальным потребностям людей и выражающим их волю. На глобальном уровне истина – это конечная реальность бытия, дальше которой нет иного смысла.

Одной из самых больших проблем человечества является проблема необразованности и узости взглядов. Широкое мировоззрение сужается до точки зрения, а воля и долженствование заменяются борьбой за права и свободы. Эта проблема используется как инструмент маргинальных групп в идеологической подготовке радикальных объединений, что приводит к возникновению неонацистских, контрполитических и милитаризированных организаций. Идеи, основанные на имитации истины, догматов, мистическом толковании религиозной литературы, а также подмене смысла, подмене исторических фактов, являются деструктивными, в них отсутствует истина. Такие идеи нацелены на уровень человеческой веры и не требуют плюралистической аргументации и доказательств.

Изучение процессов социализации и социальной адаптации позволило вывести систему восприятия информации. Она заключается в четырех уровнях приверженности: неверие (отчуждение); вера (наличие идеи, не имеющей доказательств); доверие (наличие авторитета, подтвердившего свои идеи); знание (идея, подтвержденная многократно, в том числе и собственным опытом). Управление изменениями в информационном веке возможно только при уровне знания, который соответствует истине. Человек, не имеющий доступа к истине, за истину принимает имитацию.    

Знания, в особенности знание собственной природы (в психологическом аспекте), истории, философии, социальной и пространственной организации, являются основой для разумной и современной жизнедеятельности человека. Вера создает иллюзии, знания подчиняют хаос порядку, снижают энтропию на личном, локальном и глобальном уровнях. При этом знание не отрицает духовности, наоборот, знание собственной природы способствует ее развитию. Знание снимает эмоциональную валентность поведения и мировоззренческую категоричность, которые присутствуют в доверии. Когда человек прав, он знает это. Если не прав, он тоже знает об этом. А значит, может распознать истину.

Приобретаемые человеком эмоции являются самым важным и значительным отличием людей от роботов. Но эмоции не служат никакой цели. Если при виде бродяги или голодающих детей человек расстраивается – это эмоции. Но если он может усовершенствовать социальную систему или повысить урожайность пшеницы на гектар земли – это проявление заботы и любви. Любовь преобразует все устные и письменные призывы в образ жизни. И так будет, как только человек избавится от искусственных границ, разделяющих людей и сообщества. Как только сообщества превзойдут идеи национализма, патриотизма, нацизма, коммунизма, социализма, капитализма и прочих форматирующих идеологий.   

В современном мире под развитым сообществом мы понимаем объединение индивидов, обладающих всем сводом знаний, интеллектуальным и культурным наследием, обширной материальной средой, социальными взаимоотношениями, духовными ценностями. Двунаправленное развитие связки «человек – общество» делает эволюционную парадигму цикличной. Периодически происходят события, которые выводят эту связку на качественно новый этап развития. Во время подобных переходов активизируются даже те социальные процессы, которые находились в неактивном, спящем состоянии. Именно поэтому модель проактивного управления изменениями основана на интеллектуальном опережении инициируемых перемен.      


Рецензии