Ниспосланная милость

(из серии стихотворений "Метаморфозы любви" http://www.proza.ru/avtor/belas&book=3#3, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,               
здесь - о пожизненной любви поэта и писателя Игоря Северянина (Лотарев Игорь Васильевич, 1887-1941) и эстонской поэтессы Фелиссы Михайловны Крууг, дочери плотника из эстонского посёлка Тойла.


                Я помню чудное мгновенье:
                Передо мной явилась ты...
                А. С. Пушкин

Бывает, женщина ниспослана судьбой...
Когда такая, к ней любовь до гроба,
Вверяют жизни ей, из всех одной -
Присуща ей божественная проба.

"Король поэтов", Игорь-Северянин,         
"Мгновенье чудное" обрёл себе в глуши,
И на всю жизнь поэт любви стал данник -
К очарованью юной девы поспешил.           1*)

Для "короля" и "королева" всем взяла:
Добра, мила, изящна, ростом статна!
Эстонской поэтессой гордою была -
Лишь Родина ей до конца понятна.

Живёт в ней женщина во всей её красе,
Что дадена божественной Природой -
Любить, заботиться, быть чуткою везде,
Дарить любовь, одолевать невзгоды...         2*)

Поэт влюблён, и пламень юности - в ответ!
Назвал свою жену он Ариадна,
Связал с ней драгоценный изумруда цвет!
Мир стал ему обителью отрадной!              3*)

Слаба здоровьем, всё ж ребёнка родила -
Теперь "на шее" у неё их двое:
Сын малый, муж большой, но все его "дела" -
Витать в "поэзах", прочь гоня иное.           4*)

Но он невольник политических интриг -
Эстония оставила Россию:
Его поэзии нет соков корневых,
Их не заменит Запада стихия.

Попав под "колесо Истории", они
Бродили по Европе со стихами,
"Поэзоконцертины крали у них дни,
Но нищета их съела с потрохами.

Работать он не стал, она ж пошла в цеха,
На фабрику, завод, губя здоровье -
Семейную ответственность за быт взяла
И мужу помогла с эстонской новью.              5*)

Стремился он в Россию, а она - домой,
В свою глухую, но родную, деревеньку.
Не смог никак оставить он её одной -
Вся жизнь его прошла под её сенью.             6*)

Начало женское в ней правило во всём:
В любви, в служеньи мужу, в материнстве,
В труде, чтоб голод не терзал семейный дом,
И в катастрофе... с женщиной единство.         

В Эстонии поэт с ней прожил много лет...
Лишь на пять лет сбежал из деревушки,
Но не попал в Россию из-за нищих бед
И вновь вернулся к ней мечтой кукушки.           7*)

Ниспосланная милость - нам от Бога, суть,
Что женщина особо воплощает:
Она служеньем для других торит свой путь,
И тем сиянье Бога отражает!

Примечания (вольное авторское изложение смысла) взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев,Рекламно-компьютерное агентство газеты "Труд", Москва,2000 г.

1*) Московская газета "Власть народа" поместила объявление: "Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием". Мероприятие состоялось 27 февраля 1918 года в Политехническом музее при полном аншлаге. Участвовало более двух дюжин поэтов, и среди них Маяковский и Бальмонт, занявшие, соответственно, второе и третье места. Первое место и звание "Король поэтов" досталось тридцатилетнему Игорю-Северянину (так он сам писал свой псевдоним).
Летом того же года поэт поселился в курортном посёлке Тойла на берегу Финского залива, где испытал своё "чудное мгновенье" - увидел на вечере поэзии выступление юной Фелиссы Михайловны Крууг. "Очарованный талантом юной чтицы , поэт Северянин, известный стихотворец, подошёл её поздравить" - из воспоминаний одного из очевидцев. И... последовало 16 лет совместной жизни.

2*) На выступления в Берлине ("поэзоконцерты", как он сам их называл) они поехали вместе (осень 1921 года). "Едет эстийская поэтесса Фелисса Крууг, моя невеста. Она - девятнадцатилетняя очаровалка", - писал поэт друзьям. Для выступлений Он, как Король поэтов, изобрёл ей личный псевдоним королевского уровня: Ариадна Изумрудная.

3*) Повенчались (она приняла православие) они 21 декабря 1921 года в православном храме города Тарту... Северянин: "Жена моя - хорошая, добрая, изящная. Боготворит меня и моё творчество. Мне с нею очень тепло и уютно"; "Моя жена действует на меня благотворно: я абсолютно свободен, она совсем не ревнива, современна, чутка, развита, талантлива".

4*) Он стал мужем, стал отцом и главой семейства, но это мало отразилось на его образе жизни. Он вечно сосредоточен на себе.
"Я, гений Игорь Северянин,/Своей победой упоён:/ Я повсеградно оэкранен!/ Я повсесердно утверждён!" - из цикла "Эгофутуризм".
"Я пел бессмертные поэзы,/Воспламеняя солнце, свет,/И облака - луны плерезы -/ Рвал беззаботно - я, поэт." - из цикла "Монументальные моменты".
Весьма автобиографично. "Уж такова, видно, душа поэта" - говорил он в письме, описывая нищенское существование в Европе "короля поэтов" при болезненной и хрупкой жене с ребёнком.

5*) Игорь Северянин оказался эмигрантом поневоле, когда он жил в эстонкой деревушке Тойла, а Эстония отделилась от Советской России. Так он попал под "колесо Истории". Отрезанный от Родины, лишённый читателя и, следовательно, издателя, "король поэтов" оказался нищим, в самом, что ни на есть прямом смысле слова. Надежда на "поэзоконцерты", которые раньше приносили неплохой доход в Европе, не оправдались. Залы попрежнему были полны, но это уже были, сами нищие, политэмигранты из  России, а не прежние богатые поклонники-меценаты. Денег в семье нет ни на хлеб, ни на марку для письма о помощи, а муж-поэт, большой, ладно скроенный человек, тоже, что малое дитя: к жизни совершенно не приспособлен - лишь свои "поэзы" умеет слагать, да рыбу удить (оба были заядлые рыболовы), но на это не проживёшь. И эта слабая здоровьем, но сильная духом, женщина взвалила на себя заботу о семье - пошла работать простой рабочей на шёлковую фабрику, а потом и на завод. Да ещё и мужу помогала в его литературной работе - составлении антологии эстонских поэтов за 100 лет.
"Как хорошо. что вспыхнут снова эти / Цветы в полях под небом голубым!/Как хорошо, что ты живёшь на свете/И красишь мир присутствием своим!" - он понимает, что ему повезло, что на его пути - пути человека, у которого, по собственному его определению, характер "очень трудный и замысловатый", - попалась такая женщина. "В наши дни, - пишет он поэту Георгию Шенгели, - это редкостно. Нам надо ценить милость, нам ниспосланную. Беречь надо подруг".

6*) В автобиографических отрывочных заметках, увидевших свет лишь через 50 лет после смерти поэта, описывается, как, имея на руках билеты на поезд и пароход в Эстонию, они засиделись с друзьями в кабачке в Берлине, и друзья готовы были спровоцировать опоздание и сразу переправить семейную пару в Москву, куда так рвался Северянин. Но Фелисса учуяла опасность разлуки со своей родной Эстонией! "Тогда она, совершенно перепуганная, вскочила и бросилась в гардеробную, схватив на ходу пальто", - вспоминал муж, который, конечно, поспешил за ней, - "Было около трёх часов ночи. Мы бежали через весь город до нашего отдалённого района. Было жутко, позорно и возмутительно. Я всё боялся её оставить, мне казалось, или она покончит с собою, или возвратится одна на родину". Решительная и волевая женщина! Так же она проявила себя и при пережитом ими крушении поезда в турне по Югославии, в Герцеговине.
Прошли годы... Только в 1935 году Северянин уезжает из глухой, забытой Богом и людьми деревушки Тойла в столичный Таллин, чтобы оттуда перебраться в СССР. У него появляется другая женщина (Вера Коренди), исступлённо мечтающая о том же. Но планам не суждено сбыться: пять трудных, полных унижения, лет его так и не отпускает нищета, а сердце - Фелисса.

7*) За считанные недели до своей смерти (декабрь 1941 г., оккупированный немцами Таллин) поэт обращается к своей Фелиссе:
"Нас двадцать лет связует - жизни треть,
 И ты мне дорога совсем особо,
 Я при тебе хотел бы умереть:
 Любовь моя воистину до гроба."
Последняя строфа последнего стихотворения "короля поэтов" начинается самыми простыми и самыми пронзительными словами из всего, что он написал за свою жизнь:
"Одна мечта: вернуться бы к тебе...".


Рецензии